МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 37.03.01 – Психология Профиль «Психологическое консультирование» Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Ставрополь 2016 УДК 159.9: 160 (075.8) ББК 88.3 в6 я73 М 54 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Авторы-составители: канд. психол. наук, доцент М. В. Лукьянова, канд. пед. наук, доцент Т. А. Майборода, канд. психол. наук, доцент Г. В. Строй М 54 Методологические основы психологии: практикум / авт.сост. <...> Дать общее представление о современных направлениях методологии психологии. <...> Сформировать знания о теории, методологии, методе, методиках и основных научных парадигмах психологии. <...> Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения таких дисциплин, как «Введение профессию», «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психодиагностика», и др. <...> 3 Курс направлен на формирование у выпускника бакалавриата такой компетенции как способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6). <...> Формируемые компетенции или их части: способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6). <...> Теоретическая часть Психология – это дефиниция, которая используется по отношению к многим видам современного знания и социальной практики. <...> В классических учебниках психологии традиционно выделяли два типа психологических знаний: житейскую и научную психологию. <...> В.Н. Карандашев, взяв в качестве критерия методы получения знаний, особенности их построения, способы выражения и обоснования <...>
Методологические_основы_психологии.pdf
УДК 159.9: 160 (075.8)
ББК 88.3 в6 я73
М 54
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Авторы-составители:
канд. психол. наук, доцент М. В. Лукьянова,
канд. пед. наук, доцент Т. А. Майборода,
канд. психол. наук, доцент Г. В. Строй
М 54 Методологические основы психологии: практикум / авт.сост.:
М. В. Лукьянова, Т. А. Майборода, Г. В. Строй. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 97 с.
В пособии рассматриваются актуальные прикладные вопросы
этой дисциплины, представлены вопросы и задания для
подготовки студентов к практическим занятиям (семинарам).
Практикум предназначен для студентов, обучающихся по
направлению 37.03.01 – Психология.
УДК 159.9: 160 (075.8)
ББК 88.3 в6 я73
Рецензенты:
канд. психол. наук, доцент А. Д. Ложечкина,
д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина
(Ставропольский государственный медицинский университет)
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью освоения дисциплины «Методологические основы психологии»
является формирование набора общенаучных и профессиональных
компетенций бакалавра по направлению подготовки
37.03.01 Психология, методологической грамотности бакалавра,
понимания специфики методологии науки психологии и практической
деятельности, ее целей и задач, умения соотнести психологию
с философией, философской гносеологией, научной эпистемологией
и философией науки, понимания и осознания принципиального
единства философских и психологических знаний как неразрывных
составных частей профессионального образа мира психолога.
Задачи
освоения дисциплины:
1. Сформировать основные понятия методологии науки и
общего категориального состава рефлектирующего мышления
ученых.
2. Дать общее представление о современных направлениях
методологии психологии.
3. Научить анализировать современные стили, образы и специфику
психологического познания; основные проблемы, категории
и принципы методологии психологии; рассмотреть структуру
психологических учений.
4. Сформировать знания о теории, методологии, методе, методиках
и основных научных парадигмах психологии.
Данный курс является составной частью профессионального
цикла базовой подготовки (Б1.Б.12). Освоение дисциплины проходит
в 7 семестре. Программа курса ориентирована на теоретическую
и практическую подготовку будущих психологов и является
фундаментальной базой для изучения дисциплин, входящих в содержание
подготовки бакалавра.
Входные знания, умения и компетенции, необходимые для
изучения данного курса, формируются в процессе изучения таких
дисциплин, как «Введение профессию», «Общая психология»,
«Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая
психология», «Психодиагностика», и др.
Освоение дисциплины закладывает теоретико-методологические
и методические основы для дальнейшего обучения в магистратуре.
3
Стр.3
Курс направлен на формирование у выпускника бакалавриата
такой компетенции как способностью к постановке профессиональных
задач в области научно-исследовательской и практической
деятельности (ПК-6).
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …………………………………………………
1. Типы психологических знаний ………………………….
2. Методология науки. Парадигмы в познании ……………
3. Различие объяснительной и описательной психологии.
Типы и этапы научного исследования ………………………..
4. Изменение представлений о предмете психологии
в зарубежных психологических школах ………………………
5. Предмет психологии в советской и российской
психологии. Основные тенденции развития современной
психологии ………………………………………………………
6. Психофизическая проблема ……………………………...
7. Психофизиологическая проблема ………………………
8. Принцип детерминизма. Принцип системности.
Принцип развития ………………………………………………
9. Общенаучные исследовательские методы ………………
3
5
14
24
32
40
48
56
63
79
Рекомендуемая литература ………………………………… 95
96
Стр.96