Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Вокальная подготовка (100,00 руб.)

0   0
Первый авторЩербинина Елена Леонидовна
АвторыМинистерство культуры Российской Федерации , Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки , Кафедра хорового дирижирования
ИздательствоНижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
Страниц24
ID622425
АннотацияДанное пособие представляет собой краткий свод рекомендаций, предназначенных для студентов и преподавателей музыкальных вузов. В работе сформулированы цели и задачи предмета, основанные на практическом опыте автора, предложен перечень репертуара и учебно-методической литературы.
Кому рекомендованоДля студентов музыкальных вузов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.05 "Дирижирование" (профилю "дирижирование академическим хором")
УДК78(07)
ББК85.244
Щербинина, Е. Л. Вокальная подготовка : учебное пособие для студентов музыкальных вузов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.05 "Дирижирование" (профилю "дирижирование академическим хором") / Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Кафедра хорового дирижирования; Е. Л. Щербинина .— Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2016 .— 24 с. — URL: https://rucont.ru/efd/622425 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория им. <...> М. И. Глинки Кафедра хорового дирижирования Е. Л. Щербинина ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Учебное пособие для студентов музыкальных вузов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование» (профилю «дирижирование академическим хором») Издательство Нижегородской консерватории Нижний Новгород 2016 УДК 78(07) ББК 85.244 Щ61 16+ Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории им. <...> Вокальная подготовка : учебное пособие для студентов музыкальных вузов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование» (профилю «дирижирование академическим хором») / Е. Л. Щербинина ; Нижегород. гос. консерватория им. <...> Данное пособие представляет собой краткий свод рекомендаций, предназначенных для студентов и преподавателей музыкальных вузов. <...> В работе сформулированы цели и задачи предмета, основанные на практическом опыте автора, предложен перечень репертуара и учебно-методической литературы. <...> ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ (Пояснительная записка) Место дисциплины в профессиональной подготовке дирижеров академического хора Вокальная подготовка входит в учебный план как обязательная дисциплина. <...> Тем самым вокальная подготовка непосредственно влияет на качество вокального звучания хора и, следовательно, необходима для творческого роста хорового коллектива. <...> Хормейстер, прошедший курс вокальной подготовки, получает теоретические основы и вокально-технические навыки. <...> Цели дисциплины • подготовка квалифицированных исполнителей хоровых коллективов и вокальных ансамблей. <...> Задачи дисциплины • приобретение практических навыков постановки голоса (дыхание, резонирование, дикция); • развитие «вокального» слуха, то есть координации слуховых и мышечных ощущений; • формирование навыков работы со словом, то есть умение посредством дикции расставлять смысловые <...>
Вокальная_подготовка.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.21
Стр.22
Стр.23
Стр.24
Вокальная_подготовка.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки Кафедра хорового дирижирования Е. Л. Щербинина ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Учебное пособие для студентов музыкальных вузов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование» (профилю «дирижирование академическим хором») Издательство Нижегородской консерватории Нижний Новгород 2016
Стр.1
УДК 78(07) ББК 85.244 Щ61 16+ Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Рецензенты: Дудоладова Л. Б., заведующая кафедрой сольного пения Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор Зароднюк О. М., кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, член Союза композиторов России Щ61 Щербинина Е. Л. Вокальная подготовка : учебное пособие для студентов музыкальных вузов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование» (профилю «дирижирование академическим хором») / Е. Л. Щербинина ; Нижегород. гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Н. Новгород : Изд-во Нижегородской консерватории, 2016. — 24 с. Данное пособие представляет собой краткий свод рекомендаций, предназначенных для студентов и преподавателей музыкальных вузов. В работе сформулированы цели и задачи предмета, основанные на практическом опыте автора, предложен перечень репертуара и учебно-методической литературы. УДК 78(07) ББК 85.244 © Щербинина Е. Л., 2016 © Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2016
Стр.2
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ (Пояснительная записка) Место дисциплины в профессиональной подготовке дирижеров академического хора Вокальная подготовка входит в учебный план как обязательная дисциплина. Курс вокальной подготовки для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Дирижирование» по профилю «дирижирование академическим хором», рассчитан на 2 года (с первого по четвертый семестр). Основной целью курса вокальной подготовки дирижеров-хоровиков является раскрытие индивидуальных творческих качеств каждого учащегося, воспитание личности, осознающей свою активную роль в коллективном творчестве, владеющей комплексом практических навыков и умений и обладающей достаточной выносливостью голосового аппарата. Концертная хоровая деятельность требует серьезной индивидуальной вокальной подготовки каждого участника творческого коллектива. Тем самым вокальная подготовка непосредственно влияет на качество вокального звучания хора и, следовательно, необходима для творческого роста хорового коллектива. Хормейстер, прошедший курс вокальной подготовки, получает теоретические основы и вокально-технические навыки. Цели дисциплины • подготовка квалифицированных исполнителей хоровых коллективов и вокальных ансамблей. Задачи дисциплины • приобретение практических навыков постановки голоса (дыхание, резонирование, дикция); • развитие «вокального» слуха, то есть координации слуховых и мышечных ощущений; • формирование навыков работы со словом, то есть умение посредством дикции расставлять смысловые ударения, попутно исправляя дефекты артикуляции; • практическое овладение приемами вокальной техники и навыками изложения их сущности; 3
Стр.3
Песни для исполнения a, capрella Алябьев А. • «Вечерний звон» (дуэт) Варламов А. • «Ты не пой, соловей» (дуэт) Дмитриев Г. • «На балконе ветер воет» (обработка болгарской народной песни) Леонтович М. • «Над рiчкою» (обработка украинской народной песни, дуэт) Лядов А. • «Ты речка ль моя, реченька» (обработка русской народной песни) • Русская народная песня «Узник» (трио) Свешников А. • «Однозвучно гремит колокольчик» (соло тенора с квартетом) Тома А. • «Вечерняя песня» (дуэт) Чесноков П. • «Ходила младешенька» (соло с ансамблем) Шуберт Ф. • Канон (трио) • «Пришел к нам снова светлый май» (дуэт) Шуман Р. • «Привет весне» (дуэт) Яковлев М. • «Зимний вечер» (дуэт) Вокализы Абт Ф. Варламов А. Зейдлер Г. Людген Б. Конконе Дж. Панофка Г. 21
Стр.21
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. 2. Благой Д. О музыке… вне музыки // Советская музыка. 1972. № 5. 3. Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя // Вопросы психологии. 1975. № 1. 4. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1976. 5. Гедда Н. Дар не дается бесплатно. М.: Радуга, 1983. 6. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968. 7. Доливо А. Певец и песня. М.; Л.: Музгиз, 1948. 8. Доливо А. Исполнительские и художественные принципы М. П. Мусоргского // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2. М.: Музгиз,1958. 9. Дурандина Е. Вокальное творчество М. П. Мусоргского. М.: Музыка, 1985. 10. Жинкин Н. О теориях голосообразования // Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 11. Ковалёв А. Психология личности. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1970. 12. Кузнецова И. Г. Проблемы интерпретации вокального цикла В. Гаврилина «Русская тетрадь». Н. Новгород, 2000. 13. Линклейтер К. Освобождение голоса. М.: Готис, 1993. 14. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. 15. Мухин В. Вокальная работа в хоре. М.: Музыка, 1960. 16. Нестеренко Е. Размышление о профессии. М.: Искусство, 1985. 17. Павлищева О. Методика постановки голоса. М.-Л.: Музыка, 1964. 18. Покровский Б. А. Заметки о работе режиссера и актера в оперном театре // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2. М.: Музгиз, 1958. 19. Станиславский К. Беседы в студии Большого театра в 1918–1922 гг. (записаны К. Антаровой). М.; Л.: ВТО, 1969. 20. Станиславский К. Работа актера над собой. Части I–II. М.: Искусство, 1951. 21. Чайковский П. Полное собрание сочинений / под ред. Е. Д. Горковского, И. И. Соколинской. М.: Музыка, 1962. 22
Стр.22
Заключение Каждый участник хорового коллектива является ценнейшей личностной единицей со своими неповторимыми качествами. Воспитание голоса — очень важный процесс формирования личности профессионального исполнителя хорового коллектива. Вокальная подготовка дает возможность сформировать устойчивые певческие навыки, раскрыть индивидуальные возможности и существенно расширить репертуарный диапазон студентов, что отражается на общей культуре исполнительства, их музыкальном вкусе и эрудиции. Предмет вокальная подготовка позволяет уделить персональное внимание каждому участнику хорового коллектива, что в результате оказывает существенное влияние на качество звучания хора в целом. 23
Стр.23
Содержание I. Организационно-методический раздел (пояснительная записка) ............................................................................................................. 3 II. Распределение часов курса по темам и видам работ ........... 7 III. Содержание курса ................................................................................ 8 IV. Формы промежуточного и итогового контроля ..................... 10 V. Примерный репертуарный список ................................................. 11 VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ................. 22 Заключение ..................................................................................................... 23 Учебное издание Щербинина Елена Леонидовна ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Учебное пособие для студентов музыкальных вузов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование» (профилю «дирижирование академическим хором») Ответственная за издание Т. Б. Суханова Компьютерная верстка А. С. Платонова Подписано в печать 17.05.2016. Формат 60*84/16. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 50 экз. Заказ № 87. ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки» 603950, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40. www.nnovcons.ru Отпечатано в ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки»
Стр.24