Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Физкультурно-спортивная деятельность в структуре досуга студентов (110,00 руб.)

0   0
АвторыВасенков Николай Владимирович, Фазлеева Е. В., Чемоданова Ф. Х.
Издательство[Б.и.]
Страниц29
ID214413
АннотацияВ методическом пособии раскрыты основные особенности организации процесса по физическому воспитанию студентов; приведены документы планирования и рабочие материалы по проведению физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в вузе.
Кому рекомендованоПособие рекомендовано специалистам в области физической культуры и спорта, преподавателям средней школы и вузов, организаторам активного досуга и спортивно-массовых мероприятий.
УДК796.0 (075.8)
ББК75.569
Физкультурно-спортивная деятельность в структуре досуга студентов : Учебное пособие / Н. В. Васенков, Е. В. Фазлеева, Ф. Х. Чемоданова .— : [Б.и.], 2009 .— 29 с. — URL: https://rucont.ru/efd/214413 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ МО ЛО ДЕЖИ, С ПО РТУ И ТУРИЗМУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НАУЧНО-МЕТО ДИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПО РТУ ГО У ВПО «ТАТАРСКИЙ ГО СУДАРС ТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО -ПЕДАГО ГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» <...> Н.В. Васенков, Е.В. Фазлеева, Ф.Х. Чемоданова Учебное пособие КАЗАНЬ 2009 МИНИСТ ЕРСТ ВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ, СПОРТ У И Т УРИЗМУ РЕСПУБЛИКИ Т АТ АРСТ АН НАУЧНО-МЕТ ОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТ УР Е И СПОРТ У ГОУ ВПО «Т АТ АРСКИЙ ГОСУДАРСТ ВЕННЫЙ ГУМАНИТ АРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТ ЕТ » <...> Н.Ш. Фазлеев, кандидат пед. наук, доцент ГОУ ВПО «Казанский государственный финансово-экономический институт»; <...> 2 5 ОСОБЕННОСТ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧ ЕСКОМУ ВОСПИТ АНИЮ СТ УДЕНТ ОВ ТГГПУ ……………………………. <...> 9 Положение о проведении первенства вуза по туристскому многоборью в рамках плана мероприятий по проведению «Года спорта и здорового образа жизни» студентов и преподавателей университета в 2009 году ………………………. <...> 15 Программа проведения лично-командного первенства вуза по туристскому многоборью …………………………………. <...> 18 Положение о проведении соревнований по оздоровительной аэробике между факультетами вуза ………………………….. <...> 19 Правила проведения и судейства соревнований по оздоровительной аэробике между факультетами ТГГПУ …………. <...> 20 Положение о проведении военно-патриотической игры «Партизанский отряд» и соревнований по туризму ………… 21 Положение о проведении зимнего спортивного праздника здоровья «Мороз и Солнце» на факультетах вуза в 2008/2009 учебном году ………………………………………. <...> 24 Программа проведения зимнего спортивно-оздоровительного праздника ТГГПУ «Мороз и солнце» 18 февраля 2009 года ………………………………………………………. <...> 25 Состав судейской коллегии по проведению зимнего спортивного праздника ТГГПУ «Мороз и солнце» ТГГПУ 18 февраля 2009 года …………………………………………. <...> 26 Положение о проведении спортивно-оздоровительного праздника исторического факультета ТГГПУ ………………. <...> 34 Состав <...>
Физкультурно-спортивная_деятельность_в_структуре_досуга_студентов._Учебное_пособие._–_Казань_ТГГПУ,_2009._–_55_с..pdf
МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ГОУ ВПО «ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н.В. Васенков, Е.В. Фазлеева, Ф.Х. Чемоданова Учебное пособие КАЗАНЬ 2009
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ГОУ ВПО «ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н.В. Васенков, Е.В. Фазлеева Ф.Х. Чемоданова Учебное пособие КАЗАНЬ 2009
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Под общей редакцией министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан М.М. Бариева, канд. полит. наук ББК 75.569 Ф 48 УДК: 796.0 (075.8) Ф 48 Физкультурно-спортивная деятельность в структуре досуга студентов. Учебное пособие. – Казань: ТГГПУ, 2009. – 55 с. В методическом пособии раскрыты основные особенности организации процесса по физическому воспитанию студентов; приведены документы планирования и рабочие материалы по проведению физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в вузе. Пособие рекомендовано специалистам в области физической культуры и спорта, преподавателям средней школы и вузов, организаторам активного досуга и спортивномассовых мероприятий. Научный редактор ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ ТГГПУ ……………………………. II. ДОКУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ …………………………………………………….. 1. Положение о физкультурно-оздоровительных мероприятиях со студентами вуза в 2009 / 2010 учебном году …………. 2. Положение о проведении первенства вуза по туристскому многоборью в рамках плана мероприятий по проведению «Года спорта и здорового образа жизни» студентов и преподавателей университета в 2009 году ………………………. 3. Программа проведения лично-командного первенства вуза по туристскому многоборью …………………………………. 4. Положение о проведении соревнований по оздоровительной аэробике между факультетами вуза ………………………….. – Р.К. Бикмухаметов, доктор пед. наук, профессор. Составители: Н.В. Васенков, кандидат биол. наук, доцент; Е.В. Фазлеева, кандидат пед. наук, доцент; Ф.Х. Чемоданова, доцент. Рецензенты: Ф.Ф. Харисов, доктор пед. наук, профессор ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»; Н.Ш. Фазлеев, кандидат пед. наук, доцент ГОУ ВПО «Казанский государственный финансово-экономический институт»; © Н.В. Васенков, © Е.В. Фазлеева © Ф.Х. Чемоданова 2 5. Правила проведения и судейства соревнований по оздоровительной аэробике между факультетами ТГГПУ …………. 7. Положение о проведении зимнего спортивного праздника здоровья «Мороз и Солнце» на факультетах вуза в 2008/2009 учебном году ………………………………………. 8. Программа проведения зимнего спортивно-оздоровительного праздника ТГГПУ «Мороз и солнце» 18 февраля 2009 года ………………………………………………………. 9. Состав судейской коллегии по проведению зимнего спортивного праздника ТГГПУ «Мороз и солнце» ТГГПУ 18 февраля 2009 года …………………………………………. 10. Положение о проведении спортивно-оздоровительного праздника исторического факультета ТГГПУ ………………. 11. Сабантуй ……………………………………………………….. Стр. 5 5 9 9 15 18 19 20 6. Положение о проведении военно-патриотической игры «Партизанский отряд» и соревнований по туризму ………… 21 24 25 26 27 32
Стр.3
Стр. 12. Приказ о проведении дня спорта и здорового образа жизни в ТГГПУ ……………………………………………………….. 13. Программа проведения «Дня спорта и здорового образа жизни» в ТГГПУ ………………………………………………. 14. Состав судейских бригад для обслуживания «Дня спорта и здорового образа жизни» в университете 20 мая 2009 года ... 15. Телефонограмма ………………………………………………. 33 34 35 36 16. Программа учебно-методического семинара по лыжному спорту «Лыжный спорт – в программе физического воспитания студентов» с преподавателями кафедры физической культуры ТГГПУ ……………………………………………… 37 17. Общеуниверситетская зарядка ……………………………….. 18. Положение о спортивном клубе ТГГПУ …………………….. 19. Примерный план воспитательной и культурно-массовой работы, проводимой в учебно-оздоровительном центре вуза ……………………………………………………………... 38 39 47 20. Эстафеты в условиях загородной базы ……………………… 50 ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………. 55 ВВЕДЕНИЕ В программе дисциплины «Физическая культура» указано, что целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Закон Российской Федерации «Об образовании» предоставляет широкие возможности для переосмысления ценностей физической культуры студентов для того, чтобы в новом спектре осветить её образовательные, воспитательные и оздоровительные функции. Этот закон определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельную сферу деятельности в федеральном социокультурном пространстве, выделяя при этом её образовательные приоритеты. Структура физической культуры студентов включает три блока: физическое воспитание, студенческий спорт, активный досуг. Поэтому задача кафедр физической культуры в вузе – выстроить свою работу так, чтобы все эти три относительно самостоятельных блока взаимно дополняли друг друга, чтобы знания, умения и навыки, полученные в процессе физического воспитания, органично использовались и обогащались в процессе занятий физической культурой и спортом, гармонично становились значимым аспектом повседневной жизни, неотъемлемой частью активного досуга студенческой молодежи. Многолетняя практика, достигнутые результаты позволяют рекомендовать к ознакомлению и использованию опыт нашей кафедры в планировании, организации и реализации учебно-воспитательной, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в вузе с целью решения вышеназванной задачи. I.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ ТГГПУ В настоящее время в преподавании предмета «Физическая культура» всё больший акцент делается на приобретении студентами знаний в области теории физической культуры и спорта, что даёт возможность, с одной стороны, сформировать целостное представление о данном предмете, с другой – вовлечь каждого студента в познавательный процесс. Весь вопрос в том, как достичь желаемого единения теории и практики. Опыт работы показал, что стандартный подход: «лекция – практическое занятие», не решает поставленной задачи и необходимо продуманное и чётко обоснованное включение теоретического материала в различные формы практических занятий физической культурой со студентами. 3
Стр.4
Понятно, что тот или иной предмет вызывает интерес у учащихся, в частности, если он отвечает их внутренним потребностям и ценностным ориентациям, имеет практическую значимость для дальнейшего обучения в вузе, в повседневной жизни. Поэтому, как показал опыт нашей работы, важно не только раскрыть студентам полифункциональный характер физической культуры [суть физической культуры состоит в выполнении биологической, информационной, эстетической, коммуникативной, гедонистической, компенсаторной и ряда других, присущих только ей функций (Григорьев В.И., 1999)], продемонстрировать её возможности и варианты использования в различных сферах социальной и личной жизни, но и помочь приобрести определённый практический опыт физкультурноспортивной и оздоровительной деятельности. В значительной мере, реализация данного аспекта связана со структурой досуга студента, где физическая активность должна стать объективной необходимостью. Для решения всего комплекса вышеперечисленных задач в практике работы кафедры физической культуры реализуется следующее: − материал лекционного курса распределён на весь период обучения по предмету, фрагментарно включается и чётко увязывается с содержанием практических занятий, которые для более эффективного усвоения студентами информации проводятся в виде практикометодических занятий; − разработаны методические рекомендации по всем разделам программы с учётом местных условий и профиля работы будущих молодых специалистов; − секционная работа планируется и реализуется с учётом интересов и потребностей студентов, носит прикладной характер, что позволяет корректировать и реализовывать на практике полученные теоретические знания и практические умения; − для реализации обратной связи «студент – преподаватель – кафедра» на каждом факультете университета сформированы спортивные активы, деятельность которых курируется и координируется кураторомпреподавателем кафедры физической культуры, что позволяет не только контролировать учебную, спортивно-оздоровительную и досуговую деятельность студентов и факультетов, но и при необходимости вносить соответствующие коррективы в учебную, секционную и спортивномассовую деятельность кафедры (см. схему взаимодействия всех структур вуза по организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы); − проводится внутривузовская спартакиада по 9 видам спорта, что позволяет включить студентов в спортивно-досуговую деятельность в различных ролевых качествах (член оргкомитета, судья, участник соревнований, участник группы поддержки, болельщик и т.д.), то есть 4 студенты получают возможность вариативно использовать полученные на занятиях знания, умения и навыки; − на каждом факультете университета проводятся соревнования (личные первенства между группами, курсами) по различным видам спорта, в том числе и включенным в программу Спартакиады вуза, а также дни здоровья факультета. Здесь проходят апробацию фрагменты и варианты проведения спортивных праздников и соревнований перед включением их в общеуниверситетские; отбираются и формируются сборные команды факультетов – участников Спартакиады по видам спорта; распределяются организаторские функции и так далее; − ежедневно утром по внутренней радиосети проводится «ЗарядСхема взаимодействия по организации и управлению учебной, физкультурнооздоровительной и спортивной деятельностью студентов ТГГПУ ка» для всех студентов, преподавателей и сотрудников университета, где вариативно используются комплексы упражнений, составленные и апробированные кафедрой физической культуры с учётом всех организационно-методических особенностей, выполнение которых позволяет активизировать функции органов и систем организма, снимать физическое и психологическое напряжение, улучшать эмоциональное состояние, целенаправленно формировать привычку в ежедневном выполнении комплекса утренней гимнастики и др. В данном методическом пособии мы делаем преимущественно акцент на одном из разделов работы кафедры: на планировании и организации физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий как на одной из наиболее эффективных форм пропаганды здорового образа жизни, привлечения студентов к участию в массовых спортивных соревнованиях, повышения интереса студентов к учебным занятиям по физической культуре, формирования мотивационных предпосылок к самосовершенствованию и так далее. Планирование спортивно-массовых мероприятий представляет собой взаимосвязанный процесс разработки, организации, проведения спортивных соревнований, праздников, учебно-тренировочных занятий, их контроль и учёт.
Стр.5