МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Шуйский филиал ИвГУ И.Б. <...> Румянцева Методика обучения математике детей с нарушениями речи Учебное пособие Шуя 2016 УДК 376.37 ББК 74.37 Р 86 Печатается по решению редакционноиздательского совета Шуйского филиала ИвГУ Рецензенты: Е.С.Ермакова – доктор психологических наук, профессор кафедры «Прикладная психология» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I; кафедра дошкольного и начального образования АУ «Институт развития образования Ивановской области»; заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук Е.Р.Гурбатова; Н.В.Лысых – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе ОГБПОУ «Ивановский педагогический колледж» Румянцева И.Б. <...> Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста 2.1. <...> Принципы обучения математике учащихся с речевыми нарушениями 3.1. <...> Общедидактические принципы и их реализация в обучении математике учащихся с речевыми нарушениями 3.2. <...> Эффективность коррекционноразвивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, зависит от многообразия форм деятельности, в которые они активно включаются. <...> Задачи коррекционной методики обучения математике детей с нарушением речи: определить образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие возможности процесса обучения математике в образовательных учреждениях 5 вида; охарактеризовать специфические трудности усвоения математических понятий, знаний и умений характерные для детей с различной структурой нарушения речевой деятельности; определить содержание обучения математике детей дошкольного и младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР); обосновать принципы, методические подходы <...>
Методика_обучения_математике_детей_с_нарушениями_речи.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шуйский филиал ИвГУ
И.Б. Румянцева
Методика обучения математике
детей с нарушениями речи
Учебное пособие
Шуя 2016
Стр.1
УДК 376.37
ББК 74.37
Р 86
Печатается по решению редакционноиздательского
совета Шуйского филиала ИвГУ
Рецензенты:
Е.С.Ермакова – доктор психологических наук, профессор кафедры «Прикладная психология»
Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I;
кафедра дошкольного и начального образования АУ «Институт развития образования Ивановской области»;
заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук Е.Р.Гурбатова;
Н.В.Лысых – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе ОГБПОУ
«Ивановский педагогический колледж»
Румянцева И.Б.
Методика обучения математике детей с нарушениями речи: Учебное пособие / И.Б.Румянцева. – Шуя: Издво
Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 131 с.
Данное учебное пособие подготовлено для студентов, обучающихся по направлению подготовки
050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки Логопедия. В пособии
раскрыты дидактические и нейропсихологические основы методики преподавания математики в системе
дошкольного и начального образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Учебное пособие имеет практическое значение для студентов, преподавателей педагогических вузов
и колледжей, практическим работникам системы дошкольного и начального образования, занимающихся
проблемами обучения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями.
ISBN 978-5-86229-386-9
© Румянцева И.Б., 2016
© Шуйский филиал ИвГУ, 2016
Стр.2
Содержание
Введение
5
Глава 1. Предмет и задачи начального обучения математике детей с тяжёлыми нарушениями речи 6
1.1. Методика преподавания математики как наука, её связь с другими науками
1.2. Предмет и цель МПМ в школе для детей с нарушениями речи
1.3. Образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи в структуре
учебной деятельности учащихся с речевой патологией
Глава 2. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста
2.1. Развитие математического мышления в онтогенезе
2.2. Акалькулия при локальных поражениях мозга
2.3. Учебные трудности: дискалькулия
Глава 3. Принципы обучения математике учащихся с речевыми нарушениями
3.1. Общедидактические принципы и их реализация в обучении математике учащихся с
речевыми нарушениями
3.2. Патогенетическое и психологическое обоснование принципов коррекционного обучения
3.3. Принцип комплексного подхода в специальной педагогике и его роль в обучении
математике учащихся с речевыми нарушениями
3.4. Личностно-деятельностный принцип в обучении математике
3.5. Принципы учёта структуры нарушений психической деятельности детей с различными
видами речевых расстройств
3.6. Понятие дифференцированного и индивидуального подхода в обучении математике
Глава 4. Содержание, методы и средства обучения математике в начальной школе
4.1. Задачи и содержание начального курса математики
4.2. Подбор дидактических игр и руководство ими
4.3. Учебная деятельность младшего школьника в процессе обучения математике
4.4. Развитие младших школьников в процессе обучения математике
4.5. Требования к уроку математики школы 5 вида
Глава 5. Вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с
речевыми нарушениями
5.1. Особенности формирования количественных представлений у детей с нарушениями
речи в разных возрастных группах
5.2. Особенности формирования представлений о величине у детей с нарушениями речи в
разных возрастных группах
5.3. Особенности формирования представлений о форме и геометрических фигурах у детей с
нарушениями речи в разных возрастных группах
5.4. Особенности формирования представлений о времени у детей с нарушениями речи
5.5. Особенности формирования пространственных представлений у детей с нарушениями
речи
Глава 6. Вопросы методики обучения математике в начальной школе для детей с тяжёлыми
нарушениями речи
6.1. Методика изучения нумерации чисел
6.2. Вычислительные приёмы и этапы их формирования у младших школьников
6.3. Моделирование как основа обучения решению текстовых задач учащихся с речевыми
нарушениями
Литература
6
6
7
11
11
11
18
26
26
36
38
38
39
41
44
44
48
52
57
64
67
67
82
86
90
96
100
100
106
111
130
Стр.3