Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
УЧреДитеЛи:
Министерство образования Новосибирской обкации
и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Новосибирский институт повышения квалифиласти
Заместитель
главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук,
профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
ГЛАвНыЙ реДАКтор
дВасилий Яковлевич Синенко, академик РАО,
жоктор педагогических наук, професcор, заслуенный
учитель РФ, ректор НИПКиПРО
реДАКЦиоННАЯ КоЛЛеГиЯ:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсльной психологии НИПКиПРО
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
специа детства НГПУ, проф. каф. коррекционной педагогики и
укова, канд. биол. наук, зам. начальника отдела
и инновационной по кадровой политики Министерства образования, науки
ИЛ. Б. Баряева, д-р пед. наук, проф., РГПУ им. А.И. Герцена
литики Новосибирской области
. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естесственнонаучного
образования НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального образования
МПГУ, г. Москва
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Я. Большунова, д-р психол. наук, проф. каф. общей психологии
и истории психологии НГПУ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманиМ.
тарного образования НИПКиПРО
Бэррэт, д-р филос. наук, проф. Айовского университета,
США
А. Ю. Горбунова, канд пед наук, доцент каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
РО
триев, д-р пед. наук, проф. декан факультета специальной
педагогики и психологии МГОУ
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник нащучно-методического
отдела коррекционно-развиваюА.
Н его обучения НИПКиПРО
Г. М. Вартапетова, канд пед наук, доцен, зав. каф. коррекПционной
педагогики и специальной психологии НИПКиТ.
И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и псиА.
А Дмихологии НИПКиПРО
. Иоффе, д-р пед наук, проф каф педагогических технологий
непрерывного образования МГПУ
В. З. Кантор, д-р пед наук, проф.
АДрес реДАКЦии и изДАтеЛЬствА:
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Корректор Алена Запрометова
Н. А. Корниенко, д-р психол. наук, проф. каф. технологии
обучения, педагогики и психологии НГАУ
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
РГПУ каф. философской антропологии и истории философии
О. Г школы, г. Санкт-Петербург
им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
Л. В. Меньшикова, д-р психол наук, проф. каф. педагогики
А. и психологии НГТУ
. Матасов, д-р псих. наук, проф.
НС. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент
. Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. английского
языкознания БГУ, г. Минск, Белоруссия
Ш. Петер, канд. филос. наук, преподаватель-референт
института им. Гёте, г. Мюнхен
льном образовании КРИРПО, г. Кемерово
В. А. Семиреков, канд. пед. наук, доцент каф физ. культуры
и спорта НИПКиПРО
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
образовани сотр. научно-методического отдела инклюзивного
я НИПКиПРО
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО,
общего образования РФ
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Розалии Грачевой
почетный работник
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
Ю. Т г. Москва
В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ведущий науч. сотрудник научнометодического
центра «Современные технологии»
НИПКиПРО
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра иснаследований
инновационной деятельности в профессиоВ.
Б. Рубанович, д-р мед наук, проф. каф. физ. культуры и
спорта НИПКиПРО
Литературные редакторы:
Т. В. Савельева, З. Е. Лазарчук
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.06.18. Формат 60x84/8.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 13,02. Заказ № 32. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2018
Стр.1
колонка главного редактора
Инвариантность и вариативность
российской системы образования
Реформирование системы общего и высшего образования
в России происходит почти непрерывно. Это и
содержательное переустройство, и организационные,
контрольно-измерительные и другие изменения. Социологические
опросы показывают, что работники образования,
учителя, преподаватели вузов не успевают
адаптироваться к происходящим изменениям, и поэтому
в своем большинстве негативно относятся к нововведениям.
Это можно объяснить тем, что профессия педагога
консервативна по своей сути. Но всегда ли и все ли
нововведения оправданы?
К примеру, в системе образования до первой половины
1990-х годов было два министерства: просвещения и высшей школы. Затем они были объединены
в одно министерство образования. Теперь, почти через четверть века, чиновники вновь вернулись к изначальной
структуре. Подобных структурных перестановок в системе образования, когда, в конце концов,
происходит возвращение в начальное состояние, немало. Это касается и содержания образования.
Почему-то с 1990 года из состава изучаемых предметов была исключена астрономия, и для того чтобы
восстановить этот крайне необходимый учебный предмет, понадобилось почти 30 лет.
«Колебательным движениям» (туда-сюда) была подвержена и начальная школа (1–4 класс → 1–3 класс
→ 1–4 класс). Сейчас наблюдаются такие же движения в деятельности аспирантуры, в системе которой,
по существу, изымают громадный пласт индивидуальной исследовательской работы. Аспирантура стала
ступенью высшего образования, что означает перевод аспирантов в основном на лекционно-пассивную
деятельность (как студентов). Это вызвало серьезный протест среди научных школ и особенно исследовательских
институтов РАН и РАО, которые для функционирования аспирантуры должны обеспечить
вузовское преподавание. Все это предельно заформализовало аспирантуру, внесло организационную
неразбериху и сумятицу в деятельность научно-исследовательских организаций, привело к существенному
сокращению количества аспирантов. Да, все выпускники аспирантур сейчас получают документ
государственного образца. Но не факт, что качество подготовки научных кадров от этого выиграло.
У научного сообщества России есть уверенность в необходимости возврата к «штучной», индивидуальной
работе с аспирантами не как с будущими педагогическими кадрами высшей квалификации, а как с
будущими учеными, которые смогут совершить прорывные открытия в науке.
Мы уже не говорим о перестановках, исключениях, а потом вновь включениях тех или иных разделов
в учебные предметы, что негативно сказывается на формировании у детей единой научной картины
мира и создает непреодолимые трудности при переходе учащихся из одной школы в другую даже в
пределах одного региона. Безусловно, изменения в образовании должны происходить, в противном случае
не будет развития, но изменения должны положительно обогащать содержание и формы работы,
переводя их на более высокий уровень.
При этом важно помнить следующее обстоятельство. Любая система имеет в своей структуре ядро
(фундаментальные основополагающие элементы, идеи и т. д.) и следствия из ядра. Ядро не подвержено
изменениям и не меняется заметно в длительный период времени. Вспомним о законах физики, законах
сохранения и т. д. Или о списке дат и персоналий в истории. А вот следствия, интерпретация, как лучи
из ядра, могут возникать часто и меняться довольно заметно. Поэтому при изменении той или иной системы
(в нашем случае подразумевается российская система образования) важно понимать, с чем мы
имеем дело — с ядром или следствиями из него; с фактом или с его интерпретациями. Если мы посягаем
на ядро, то необоснованные действия по его изменению со временем принуждают нас вернуться в
изначальное состояние. Вот почему ядерные элементы носят характер инвариантности, а следствия из
них — вариативности. При любых изменениях очень важно это помнить.
Стр.2