DOI: 10.18522/2070-1403-2017-60-1-2-10
ФИЛОСОФИЯ
УДК 101
Б.И. Буйло
Юридический институт Московского государственного
университета путей сообщения Императора Николая II
Москва, Россия
builobi@mail.ru
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЛ. СОЛОВЬЕВА
И МЕСТО В НЕЙ РОССИИ
[Builo B. Cultural and historical conception of Vl. Solovyov
and Russia’s place in it]
Considering the nature and specificity of development of society Vl. Solovyev understands society
as an organism that has a beginning of its earthly existence and its end. Humanity acts as a subject of development,
as a collective body. In it we distinguish, first, its integral part, is tribes and peoples and, secondly,
the forms of human life. Considering the cultural and historical process through the prism of the
referral form data, Vl. Solovyev distinguishes three major periods of human history. Currently, according
to Vl. Solovyov, mankind has entered the final stage of the third period of the existence, during which it
must move from the earthly to the higher spiritual, the divine existence. However, to enter into this spiritual
realm there must exist a third force, that is, the people that are able to mediate between humanity and
supernatural reality, the divine beginning. Russia acts as a carrier of such people, free from all exclusiveness
and one-sidedness, capable of moral self-denial in the name of humanity.
Key words: humanity, the body, the third force, national egoism, human interest, unity, moral self-denial.
В своих социально-философских воззрениях Вл. Соловьев исходит из
рассмотрения общества в качестве организма, который имеет начало своего
земного развития и его конец. Человечество выступает в виде субъекта развития,
являясь собирательным организмом. В нем мы различаем, во-первых, составные
его части, племена и народы и, во-вторых, формы общечеловеческого
существования. В качестве форм выделяются три основные типа общественного
союза: 1) экономический тип или экономическое общество, его первичной
элементарной формой выступает семья, поскольку в условиях первичного
общества она является элементарной формой разделения труда; 2) политический
тип или политическое общество, то есть государство. Основным принциГуманитарные
и социальные науки
2017. № 1
2
Стр.1
пом политического общества выступает законность или право, последнее является
формой организации государства, поэтому политическая сфера носит в
основном формальный характер; 3) духовный тип или общество духовное, то
есть священное, абсолютное, божественное или церковное.
Рассматривая исторический процесс через призму соотнесенности данных
форм, можно, по мнению Вл. Соловьева, выделить три основных периода человеческой
истории. Первый период представляет характер слитности всех
сфер человеческой жизни. Первые формы экономического союза семья и род,
имели вместе с тем значение политическое и религиозное. Жрецы выступали и
духовной властью и собственниками в экономической сфере и реальными правителями.
Только отчасти в Индии, Древней Греции и наконец в Риме возникает
постепенное разделение сфер общественной жизни. Однако действительное
разделение начинается лишь с появлением христианства. Оно делит вселенную
на два царства: царство Божье и царство земное, то есть в основном
языческое, к которому принадлежит и государственная власть.
Первоначальное обожествление правителей здесь уступает место их
рассмотрению в лучшем случае как верховных начальников полиции. Государство
еще слитное с его экономической сферой здесь уже отделяется
от религиозной, то есть духовной сферы. И хотя после падения Римской
империи образующиеся европейские государства объявляют католичество
государственной религией, – это был во многом противоречивый и вынужденный
поступок, с помощью которого европейские монархии просто
стремились использовать сильную централизованную церковную организацию
в целях борьбы с феодальной раздробленностью. Как только устанавливается
абсолютная власть монарха, влияние церкви в государстве падает
и появляются протестантизм и другие направления христианства, которые
призваны отделить церковь от государства.
Второй период исторического развития, характеризующийся разделением
экономической, политической и религиозной (духовной) форм, получает свое
ускоренное развитие в новые века и особенно в период и после французской
революции. Народ восстает против абсолютной власти и превращает государство
в безразличную форму, в исполнительное орудие народовластия, распространив
этот принцип на весь Запад. Вместо абсолютной монархии появляется
новая государственная форма – конституционная или парламентская.
Гуманитарные и социальные науки
2017. № 1
3
Стр.2
Однако, отмечает Вл. Соловьев, не успели новые гражданские формы
возникнуть из революции и распространиться по всей Европе как стало ясно,
что они лишь переходное состояние к еще более новым и революционным
формам. Народ, объединившийся в своем революционном выступлении против
абсолютистского государства и церкви, сам оказывается неоднородным и
постепенно распадается на враждебные классы. В результате революции верховная
власть перешла к народу, вместо феодального принципа породы стал
принцип народовластия. Уничтожив традиционные связи, которые разъединяли
и одновременно объединяли людей в определенные сословия, революция
сделал каждого человека свободным и равноправным, ликвидировав его
сословные отличия от другого. Но сделав это, она сразу же поставила вопрос:
А могут ли свобода и демократия рассматриваться как само ценности или
они лишь условия для реализации каких-то более высоких ценностей?
Добившись свободы и демократии люди убедились, что сами по себе они
им ничего не дают. И свобода и демократия могли иметь для людей положительный
смысл лишь как условия для созидательного труда. Поэтому, демократия
и свобода, по мнению Вл. Соловьева, ничего не стоят, если они не
подкреплены созидательным трудом. Более того, они будут нести в себе негативную,
разрушительную роль, так как выбирая власть, но не имея высоких
ориентиров и целей в жизни и будучи предоставленные сами себе, люди будут
руководствоваться своими мелкими, эгоистическими интересами, что
приведет к хаосу и анархии (Позднее А. Сент-Экзюпери напишет: «Чего стоит
свобода для человека, которого освободили в пустыне?»).
Старый феодальный порядок в Европе давал человеку посредством религиозных
и рыцарских ценностей и норм содержание и цель его жизни. Революция
отбросила как ложные старые идеалы и нормы, и в этом ее положительное
значение. Но она фактически не дала новых, возведя в абсолют и
самоцель демократию и свободу. Многие на Западе стали понимать, что свобода
для них вылилась в освобождение от собственности и в превращение в
наемных рабочих. Единственным существенным различием между людьми
становится их социальное различие или неравенство, неравенство богача и
пролетария; единственной верховной властью, еще сохранившей реальную
силу, становится власть капитала. Революция, провозгласившая принцип деГуманитарные
и социальные науки
2017. № 1
4
Стр.3