Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
М. И. ВАСИЛЬКОВСКАЯ
В. Д. ПОНОМАРЁВ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ
МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
ИНСТИТУТА ВОЛОНТЕРСТВА
Монография
Кемерово 2017
1
Стр.1
УДК 316.354.4
ББК 60.54
В19
Авторы:
М. И. Васильковская, кандидат педагогических наук, старший преподаватель
кафедры социально-культурной деятельности КемГИК;
В. Д. Пономарёв, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной
и творческой деятельности КемГИК.
Рецензенты:
С. Б. Синецкий, доктор культурологии, доцент, проректор
по научно-исследовательской и инновационной работе
Челябинского государственного института культуры и искусств;
А. И. Юдина, доктор педагогических наук, профессор, директор института
социально-культурных технологий КемГИК.
Васильковская, М. И., Пономарёв, В. Д.
В19
Социально-культурное творчество участников молодежных объединений
в формировании института волонтерства [Текст]: монография /
М. И. Васильковская, В. Д. Пономарёв. – Кемерово: КемГИК, 2017. –
192 с.
ISBN 978-5-8154-0361-1
В монографии представлены теоретические и практические аспекты
развития социально-культурного творчества участников молодежных объединений
в формировании института волонтерства. Рассмотрены понятия
института волонтерства и социально-культурного творчества в современной
социально-культурной деятельности. Теоретически обоснована сущность
и содержание социально-культурного творчества участников молодежных
объединений в процессе формирования и развития института волонтерства.
Разработаны и теоретически обоснованы социально-педагогические условия
формирования и развития института волонтерства в условиях социальнокультурного
творчества участников молодежных объединений.
Монография адресована руководителям образовательных учреждений,
молодежных организаций и объединений, педагогам, студентам вузов.
УДК 316.354.4
ББК 60.54
ISBN 978-5-8154-0361-1
© М. И. Васильковская, В. Д. Пономарёв, 2017
© Кемеровский государственный институт
культуры, 2017
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................... 4
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОГО
ТВОРЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ МОЛОДЕЖНЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.1. Социально-культурное творчество современной молодежи
как предмет педагогического исследования: междисциплинарный
подход ........................................................................................ 10
1.2. Молодежное общественное объединение в сфере досуга
как форма включения личности в социально-культурные процессы
на основе волонтерской деятельности ................................ 41
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ИНСТИТУТА ВОЛОНТЕРСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
2.1. Институт волонтерства как педагогическая структурнофункциональная
модель социально-культурного творчества
участников молодежных объединений ........................................... 78
2.2. Формирование и развитие института волонтерства в социально-культурной
деятельности молодежных объединений ........ 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................ 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................. 143
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................ 181
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Социально-культурное творчество молодежи является стратегически
важным направлением государственной концепции инновационного
развития современной России. Современному российскому
обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые
люди, способные самостоятельно принимать ответственные
решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству,
отличающиеся мобильностью, конструктивностью, ориентированные
на творческую самореализацию во всех сферах жизнедеятельности
общества, способные не просто адаптироваться в окружающем
мире, а творчески его преобразовывать. Именно эти факторы
личностного развития будут определять успешность социальноэкономического
и культурного развития страны, обеспечивать социальную
стабильность российского общества и повышение качества
жизни населения.
Государственная концепция инновационного развития современной
России самым тесным образом связана с необходимостью
решения социально-культурных приоритетов и задач в молодежной
политике, напрямую относящихся к сфере духовной культуры.
В числе таких задач – воспитание молодежи в духе интеллектуальной
свободы и гражданской ответственности, традиционных духовно-нравственных
ценностей и идеалов, присущих российской
культуре.
В то же время социокультурным фактором, влияющим на
формирование социальной идентичности в современном российском
обществе, выступает потребление. Этот современный социокультурный
фактор обострил социальные проблемы молодежи: новые
формирующиеся ценности общества потребления подвергают
инверсии традиционные гуманистические идеалы и ценности, наибольшую
опасность представляет неспособность современного
гражданского общества воспитать у молодого поколения чувства
4
Стр.4
патриотизма и ответственности за судьбу страны, способствовать
становлению духовно-нравственных качеств. Эта неспособность
ярко проявляется на фоне современных процессов глобализации
мирового развития, которые формируют новые угрозы и риски для
социально-культурного развития личности.
Такой угрозой личностного развития в современном российском
обществе являются навязываемые средствами массовой информации
потребительские дискурсы, а социально-культурные
«горизонты» молодежного досуга определяются психологией потребления
– острые и необыкновенные ощущения, чувственные наслаждения
и развлечения. В этом случае девальвируется значение
моральных норм, производство и потребление духовных ценностей
сводится к воспроизводству продуктов массовой культуры.
В современной России глобальное значение также приобрела
гуманитарная проблема, которую часто называют проблемой
преемственности поколений. Эта проблема существует сегодня в
науке, образовании, культуре, сфере высоких технологий, политике
и т. д.
В современных условиях именно социально-культурная деятельность,
выполняя культуротворческую, просветительскую,
культуроохранительную функции, функцию инкультурации и культурной
преемственности и др., обеспечивает сохранение, развитие
и освоение культурных ценностей, направленных на культурную
реформацию и гуманизацию социальной системы современного
российского общества. В этом случае формирование и развитие института
молодежного волонтерства, как эффективной модели вовлечения
молодежи в социально-культурную практику, решение
социально значимых проблем общества, снижения барьеров разобщенности,
укрепления доверия и сотрудничества в молодежной
среде, относится к важнейшим приоритетам государственной молодежной
политики России.
5
Стр.5
В этой реальной потребности социально-культурного развития
молодежи в современном российском обществе остаются не исследованными
вопросы социально-педагогической и социальнопсихологической
поддержки социально-культурного творчества
личности в условиях молодежных объединений, проектных технологий,
направленных на развитие ценностно-ориентированных
форм молодежного досуга на основе волонтерской деятельности,
духовно-творческой активности молодежи в процессе социальнокультурного
творчества.
Учитывая определяющий статус социально-культурного творчества
молодежи в современном российском обществе, для современной
социально-педагогической теории и практики социальнокультурной
деятельности мы определили цель нашей работы –
теоретическое обоснование и апробация структурно-функциональной
модели социально-культурного творчества участников
молодежных объединений в формировании и развитии института
волонтерства.
В связи с этим, основными задачами нашей работы являются:
раскрыть сущность и содержание процесса социально-культурного
творчества участников молодежных объединений в условиях
волонтерской деятельности; определить и обосновать теоретикометодологические
аспекты молодежного общественного объединения
в сфере досуга как основы включения личности в социальнокультурные
процессы формирования и развития института волонтерства;
рассмотреть и обосновать теоретико-методологические и
прикладные аспекты формирования и развития института волонтерства
как структурно-функциональной модели развития и реализации
социально-культурного творчества участников молодежных
объединений.
Сравнительный анализ исследований феноменологии социально-культурного
творчества позволяет констатировать, что форми6
Стр.6