Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт визуальных искусств Кафедра дизайна ПРОПЕДЕВТИКА Практикум по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн» Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр» Формы обучения: очная, заочная Кемерово 2016 1 УДК 747.012 ББК 85.14 К14 Практикум по дисциплине разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», квалификация (степень) выпускника «бакалавр». <...> Рекомендован к изданию учебно-методическим советом института визуальных искусств 15.02.2016 г., протокол № 3. <...> К14 Пропедевтика [Текст]: практикум по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / авт.-сост. <...> ISBN 978-5-8154-0339-0 УДК 747.012 ББК 85.14 Автор-составитель: доцент кафедры дизайна Т. Ю. Казарина ISBN 978-5-8154-0339-0 © Т. Ю. Казарина, 2016 © Кемеровский государственный институт культуры, 2016 2 ВВЕДЕНИЕ Пропедевтический курс по основам композиции является важным для формирования композиционной культуры дизайнера и художника. <...> Цель практикума – обеспечить учебный процесс учебным изданием по дисциплине «Пропедевтика», содержащим практические задания и упражнения, которое будет способствовать глубокому освоению основ композиции в графическом дизайне и других визуальных искусствах. <...> Задачи практикума: • обеспечить практическое освоение основных категорий по основам композиции в дизайне и визуальных искусствах: законы, правила и средства композиции, принципы и приемы построения, организации художественной формы на плоскости и в объеме; • формировать практические умения применения теоретических знаний при выполнении различных видов композиций; • способствовать формированию конструктивного, художественнообразного мышления и художественно-творческой культуры дизайнера и художника. <...> 3 Компетенции обучающегося <...>
Пропедевтика_практикум_.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Институт визуальных искусств
Кафедра дизайна
ПРОПЕДЕВТИКА
Практикум
по направлению подготовки
54.03.01 «Дизайн»,
профиль «Графический дизайн»
Квалификация (степень) выпускника:
«бакалавр»
Формы обучения:
очная, заочная
Кемерово 2016
1
Стр.1
УДК 747.012
ББК 85.14
К14
Практикум по дисциплине разработан в соответствии с требованиями
ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», квалификация
(степень) выпускника «бакалавр».
Утвержден на заседании кафедры дизайна 26.01.2016 г., протокол № 3.
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом
института визуальных искусств 15.02.2016 г., протокол № 3.
Казарина, Т. Ю.
К14 Пропедевтика [Текст]: практикум по дисциплине для обучающихся
по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль «Графический
дизайн», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» /
авт.-сост. Т. Ю. Казарина. – Кемерово: Кемер. гос. ин-т культуры,
2016. – 52 с.: ил.
ISBN 978-5-8154-0339-0
УДК 747.012
ББК 85.14
Автор-составитель:
доцент кафедры дизайна
Т. Ю. Казарина
ISBN 978-5-8154-0339-0
© Т. Ю. Казарина, 2016
© Кемеровский государственный институт
культуры, 2016
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Пропедевтический курс по основам композиции является важным
для формирования композиционной культуры дизайнера и художника.
Творческая профессия требует знаний художественно-выразительных
средств композиции, закономерностей гармонизации, композиционнохудожественного
формообразования, а также профессионального владения
ими в процессе создания гармонически и эстетически продуманных произведений
искусства и при проектировании различных объектов дизайна.
Практикум по дисциплине «Пропедевтика» предназначен для студентов-бакалавров
очной и заочной форм обучения по направлению подготовки
54.03.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн».
Цель практикума – обеспечить учебный процесс учебным изданием
по дисциплине «Пропедевтика», содержащим практические задания и упражнения,
которое будет способствовать глубокому освоению основ композиции
в графическом дизайне и других визуальных искусствах.
Задачи практикума:
• обеспечить практическое освоение основных категорий по основам
композиции в дизайне и визуальных искусствах: законы, правила и
средства композиции, принципы и приемы построения, организации художественной
формы на плоскости и в объеме;
• формировать практические умения применения теоретических
знаний при выполнении различных видов композиций;
• способствовать формированию конструктивного, художественнообразного
мышления и художественно-творческой культуры дизайнера и
художника.
Содержание и направленность практикума отражают логическую
взаимосвязь дисциплины «Пропедевтика» с дисциплинами общепрофессионального
цикла – «История искусств», «Академический рисунок»,
«Академическая живопись», «Академическая скульптура и пластическое
моделирование»; профессионального цикла – «Проектирование», «Компьютерная
графика», «Декоративная графика», «Декоративная живопись»,
«Композиция», «Шрифтовая графика», «Методика преподавания изобразительного
искусства и дизайна»; учебной практикой – рисовальной.
3
Стр.3
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины:
• владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
(ОК-1);
• владеет умением составления композиции; приемами работы с
цветом и цветовыми композициями (ПК-2);
• способен разрабатывать возможные приемы гармонизации форм,
структур; композиционные решения (ПК-3).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
• основы композиции в пластических искусствах и дизайне (ПК-3);
• типологию композиционных средств и их взаимодействие (ПК-3);
уметь:
• анализировать художественно-образный строй композиции (ОК-1);
• создавать художественный образ в композиции (ПК-2);
• выполнять поэтапнокомпозицию (ПК-2);
• выполнять композиции с использованием различных графических
и пластических средств построения композиции (ПК-2);
• применять графические и пластические средства построения композиции
(ПК-3);
• применять средства гармонизации при построении композиции
(ПК-3);
• применять основные принципы формообразования при построении
композиции (ПК-3);
владеть:
• профессиональной терминологией по композиции для понимания,
анализа и обобщения в процессе восприятия произведений пластических
искусств и дизайна (ОК-1);
• способностью последовательно разрабатывать различные виды
композиций (ПК-2).
Срок освоения дисциплины «Пропедевтика» для очной и заочной
форм обучения в соответствии с рабочим учебным планом по направлению
подготовки 54.03.01 «Дизайн» – 1-й курс (1-й, 2-й семестры). По дисциплине
«Пропедевтика» промежуточный контроль по итогам освоения дисциплины
проводится по окончании 1-го курса (2-го семестра).
4
Стр.4
Форма проведения контроля – экзамен, предполагает комбинированный
вариант: 1-й этап – письменный / устный композиционный анализ
собственной творческой работы или обобщающий тестовый контроль знаний;
2-й этап – экзаменационный просмотр учебно-творческих работ. При
оценивании практических работ студентов может использоваться балльнорейтинговая
оценка в соответствии с установленными «Положением об
учебно-творческих работах студентов института визуальных искусств»
критериями с дальнейшим переводом в общепринятую систему оценивания.
Практикум
по дисциплине «Пропедевтика» используется в рамках
аудиторных, индивидуальных практических занятий и самостоятельной
работы студентов-бакалавров. Практические занятия могут проводиться в
интерактивных формах в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению
подготовки 54.03.01 «Дизайн» (п. 7.3. требований к условиям
реализации образовательной программы бакалавриата по данному направлению
подготовки).
Формы проведения интерактивных практических занятий: текущий
просмотр учебно-творческих работ и их анализ; мастер-классы с ведущими
специалистами в области пластических искусств (графика, живопись), дизайна
и т. п.; посещение и оформление тематических или персональных
выставок; подготовка тематических композиций к участию в конкурсах
различного уровня; компьютерное тестирование для проверки знаний студентов
по основам композиции через Электронную образовательную среду
вуза и др.
В процессе изучения дисциплины «Пропедевтика»используются
следующие образовательные технологии, имеющие практико-направленный
характер:
- практические технологии (работа в малых группах, обсуждение
конкретных ситуаций, творческие работы, выполнение учебных заданий);
- практико-ориентированная технология (встреча с практикующими
дизайнерами и художниками, посещение выставок, моделирование выставочных
экспозиций);
- информационно-коммуникационные технологии (электронные
слайд-презентации по темам учебных занятий, использование интернетресурсов,
компьютерное тестирование, использование графических редакторов
при обработке графических и объемных изображений);
- технология «Портфолио» (портфель творческих работ и идей).
5
Стр.5