В. харлаМенко, а. а. гладышеВа (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; e-mail: ikharlamenko@yandex.ru) В статье обсуждаются причины непосещения аудиторных занятий студентами в современном вузе. <...> Опрос студентов-биологов 4 курса позволил выявить ряд различных субъективно значимых для студентов причин, оказывающих влияние на посещаемость. <...> На основании полученных результатов даны рекомендации по повышению уровня посещаемости. <...> Введение В современном российском высшем образовании в рамках новых образовательных стандартов 3+ студенты должны принимать на себя большую ответственность за результаты собственного обучения Таким образом, акцент смещается в сторону формирования самостоятельной и компетентной личности обучающегося, способной выстраивать собственную образовательную траекторию и реализовывать эффективное продвижение по ней Исследования проблем мотивации, которые проводили российские учёные, показывают взаимосвязь уровня учебной мотивации и вовлеченности в учебный процесс и академических успехов студентов [1, 2] Каковы же конкретные факторы и причины, влияющие на решение студентов посещать или не посещать занятия? <...> Что могут предпринять участники образовательного процесса для обеспечения максимально высокой посещаемости? <...> Теоретическая база исследования Понятие «учебная посещаемость» лежит на стыке педагогики, социологии, психологии и организации управления учебным процессом и отражает систему «присутствия учащегося на занятиях с целью освоения образовательной программы, выбранной им на основе и согласно своим личным возможностям и условиям жизни» [3: 77] Когда заходит речь об учебной посещаемости, как правило, исследователи обращаются к вопросу мотивации, определяя ее как «систему внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека <...>