№1 новАя дидАктикА кАк информАционнАя коммуникАционнАя теория процессА обучения В. <...> М. казакеВич (ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; e-mail: kazak1943@yandex.ru) Представлен инновационный подход к теории обучения как информационному коммуникационному процессу. <...> Раскрыта компонентная структура учебной коммуникации и показана ее модель. <...> Дана инновационная трактовка метода обучения как формы движения содержания. <...> В новом информационном аспекте даны характеристики таких понятий как: прием и способ обучения; техника, методика, дидактика и технология обучения. <...> Обучение как информационный коммуникационный процесс В дидактике дефиниция «обучение» в разных источниках имеет различную интерпретацию Большинство из них сводится к определению целей обучения и их обобщенному описанию (Т А Ильина, Л П Крившенко, И Ф Харламов, Б А Голуб и многие другие авторы [2, 5, 11, 18, 21]) Обучение определяется как «целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся» [5: 202] В зарубежной педагогике можно встретить два базовых понятия в данной предметной области педагогики: научение и учение Так, у Э Стоунса обучение выступает как некая интегральная характеристика системного воздействия на ученика – научение связывается с конкретной познавательной деятельностью этого ученика – учением [16: 31] Сходного дуального подхода придерживается известный дидакт П И Пидкасистый С той или иной вариацией эти трактовки обучения повторяются во многих других работах по педагогике и дидактике [3, 4, 12] В целом обобщение многих дефиниций показывает следующее Процесс обучения, в наиболее употребительном у педагогов социальном смысле этого понятия, означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию), в специально созданных условиях, социокультурного общественно-исторического опыта, которым владеет <...>