дения об авторах
СОДЕРЖАНИЕ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Кидов А. А.,
Дроздова Л. С.,
Матушкина К. А.
Алос-и-Фонт Э.
Бычкова О. А.,
Салмина В. Ю.
Жамсаранова Р. Г.
Михеева С. Л.
Султанова А. П.
Фомин Э. В.
Хусаинова Л. М.
Черноярова М. Ю.,
Зарубкина О. В.
Аверина Н. А.,
Леонтьева О. А.
Григорьева С. Г.,
Соколова С. Г.
Влияние различных живых кормов на зимовку жабы Латаста,
Bufotes latastii (Boulenger, 1882) в зоокультуре ………..……… 3
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
О региолекте Чебоксар (на основе просьб об остановках
в маршрутных такси) …………………………………………… 10
Смысл заглавия повести Т. Н. Толстой «Легкие миры» ……… 19
Семантическая адаптация субстратной топонимии Восточного
Забайкалья ………………………………………..…………... 25
Устойчивое сравнение как средство категоризации знаний
о мире (на материале русского и чувашского языков) ……….. 34
Языковая норма и устная речь на основе анализа корпусных
данных русского, британского английского и американского
английского языков (на примере глаголов жечь и burn) ……. 42
Семантическая структура этнонимов чувашского языка …….. 53
Правописание сложных слов-калек в башкирском языке ……. 60
Традиционные обряды, ритуалы и верования русского населения
Чувашии, связанные с домовым ………………………... 66
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Формирование у обучающихся интереса к национальной
культуре в процессе изучения предмета «Изобразительное
искусство» ………………………………………………………. 78
Развитие визуального мышления у учащихся начальной школы
на уроках изобразительного искусства ……………………. 85
195
Стр.196
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2018. № 1(97)
Иванова Г. Б.
Кадяева Е. И.,
Смирнова Н. Б.
Корниенко Т. В.,
Потапов А. А.
Петрова Г. Д.
Романова Т. В.,
Петрова И. Н.
Смирнова Н. Б.,
Семенова Ю. А.
Степанова Т. И.,
Петрова Р. И.,
Карпова Е. В.
Тенякова Е. А.,
Воробьева И. В.,
Афанасьева И. В.
Толстова Е. В.
Тукач Д. И.,
Кузина Е. А.
Туктарова К. В.,
Леонтьева О. А.
Федорова Е. Ю.,
Васильева С. Н.,
Бурлакова О. П.
Шаронова Е. Г.,
Куприянова М. Ю.
Этапы становления и современное состояние художественнопроектной
деятельности ………………………………………… 94
Кистевая роспись как одно из эффективных средств развития
творческого потенциала учащегося ……………………………. 100
Эффективное управление организацией на основе выбора
концепции использования гаджетов …………………………… 105
Формирование духовно-нравственного потенциала студентов
как необходимый компонент современной образовательной
системы …………………………………………………………... 112
Сущность и содержание понятия «экстремизм» и педагогические
формы его профилактики в студенческой среде ……….. 117
О формировании предпрофессиональных компетенций
у учащихся художественных школ ……………………………. 124
Формирование готовности к профессиональному саморазвитию
будущего учителя физики в университете ………………. 132
Воспитательная проектная деятельность в вузе (на примере
кафедры иностранных языков) ………………………………… 147
Динамизм как принцип формирования душевного здоровья
в лютеровской педагогике ……………………………………... 155
Профессиональные компетенции будущего дизайнера в системе
среднего профессионального образования в соответствии
с нормативными и правовыми документами …………….. 162
Проблемы реализации новых образовательных стандартов
в системе дополнительного образования ……………………… 169
Особенности применения информационных и коммуникационных
технологий в обучении иностранным языкам в военном
вузе …………………………………………………………. 175
Социально-экологический аспект формирования жизненных
стратегий учащейся молодежи Чувашской Республики ……... 186
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ …….…….……………………….……….…….……... 193
196
Стр.197
Content
CONTENT
BIOLOGY
Kidov A. A.,
Drozdova L. S.,
Matushkina K. A.
Alòs i Font H.
Bychkova O. A.,
Salmina V. Yu.
Mikheeva S. L.
Sultanova A. P.
Fomin E. V.
Khusainova L. M.
Chernoyarova M. Yu.,
Zarubkina O. V.
Averina N. A.,
Leontyeva О. А.
Effect of different live feeds on the winter hibernation of the Latast’s
toad, Bufotes latastii (Boulenger, 1882) in captivity ………… 3
PHILOLOGY
On the Shupashkar regiolect (based on requests for stops in minibus
taxis) …………………………………………………………. 10
Meaning of the title of the novella «Light Worlds» by T. N. Tolstaya
19
Zhamsaranova R. G. Semantically transformed substrate toponymy of Eastern Transbaikalia
………………………………………..………………….. 25
Fixed simile as a means of categorization of knowledge about the
world (following the Russian and Chuvash languages) ………….. 34
Language norm and spoken language based on the data corpus
analysis in the Russian, British English and American English
languages (considering the verb burn in Russian and English) ….. 42
Semantic structure of ethnonyms in the Chuvash language ……… 53
Spelling of complex cripple-words in Bashkir language ………… 60
Traditional house spirit rites, rituals and beliefs of the Russian
population in Chuvashia …………………………………………. 66
PEDAGOGICS
Formation of interest in national culture at students in the process
of studying fine arts ………………………………………… 78
197
Стр.198
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2018. № 1(97)
Grigoryeva S. G.,
Sokolova S. G.
Ivanova G. B.
Kadyaeva Е. I.,
Smirnova N. B.
Kornienko T. V.,
Potapov A. A.
Petrova G. D.
Romanova T. V.,
Petrova I. N.
Smirnova N. B.,
Semenova Yu. A.
Stepanova T. I.,
Petrova R. I.,
Karpova E. V.
Tenyakova E. A.,
Vorobyeva I. V.,
Afanasyeva I. V.
Tolstova E. V.
Tukach D. I.,
Kuzina E. A.
Tuktarova K. V.,
Leontyeva O. A.
Fedorova E. Yu.,
Vasilyeva S. N.,
Burlakova O. P.
Sharonova E. G.,
Kupriyanova M. Yu.
Development of visual thinking at primary schoolchildren at Fine
Arts lessons ………………………………………………….. 85
Stages of formation and current state of art and project activity
94
Painting as one of the effective means of development of creative
potential of the student …………………………………….. 100
Effective corporate governance based on the selection of the
concept of using gadgets ………………………………………… 105
Formation of spiritual and moral potential of students as essential
component of the modern educational system ……………... 112
Essence and content of «extremism» concept and educational
forms of its prevention in students’ environment ……………….. 117
On the formation of pre-professional competences of students of
art schools ………………………………………………………. 124
Formation of readiness to professional self-development of the
future teacher of Physics at the university ……………………… 132
Educational project activity in the university (at the department
of Foreign Languages) ………………………………………….. 147
Dynamism as the principle of formation of peace of mind in Luther’s
pedagogy …………………………………………………. 155
Future designer’s professional competences in the system of
secondary vocational education according to the regulatory and
legal documents ………………………………………………… 162
Problems of implementation of new educational standards in the
system of additional education ………………………………….. 169
Peculiarities of using information and communication technologies
in teaching foreign languages at military university ……….. 175
Social and ecological aspect of the formation of life strategies
for students in the Chuvash Republic …………………………… 186
INFORMATION FOR THE AUTHORS ……….……………………….……….…….… 193
198
Стр.199
ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА
2018. № 1 (97)
Редакторы
Е. Н. Засецкова
Л. С. Миронова
И. А. Сметанина
Компьютерная верстка, макет А. В. Балашниковой, Л. Н. Улюковой
Печать оперативная. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 25,0.
Тираж 500 экз. Заказ № 580. Цена свободная.
Подписано в печать 26.02.2018. Выход в свет 23.03.2018.
Формат 70х100/8. Бумага писчая.
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Отпечатано в редакционно-издательском отделе
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Стр.200