Калашников Сергей Павлович, аналитик Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ Малкова Наталья Вячеславовна, доцент кафедры иностранных языков Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова, заместитель директора Института издательского дела и журналистики БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ ШКОЛЫ: ОБ ОПЫТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ Введение Сложившиеся в нашей стране социально-экономические и культурные реалии настоятельно требуют изменения системы образования на всех ее уровнях. <...> Для школьного звена системы основной целью проводимых реформ становится повышение эффективности работы учреждений. <...> Одним из путей решения сложившихся проблем может стать укрупнение учреждений школьного образования или включение их в образовательные кластеры, предполагающие сетевое взаимодействие их участников, и, хотя де-факто реорганизация школ и дошкольных учреждений в крупные учебно-воспитательные комплексы — факт свершившийся, ряд вопросов остаются актуальными. <...> В поисках ответов на возникающие вопросы неоценимую помощь может оказать зарубежный опыт процессов укрупнения школьных образовательных учреждений. <...> 14 При изучении опыта других стран в первую очередь следует обратиться к школьному образованию в США, где более 70 процентов старшеклассников посещают школы с количеством учеников свыше 1000 человек. <...> Опыт укрупнения учреждений есть также в Испании, Канаде, Латвии, Мексике, Сингапуре, Франции и ряде других стран. <...> В большинстве случаев эксперты высказываются о том, что крупные школы позволяют обеспечивать: — повышение экономической эффективности используемых дене жных средств; — вариативность образования (возможности выбора большего многообразия учебных планов и программ); Данные Департамента образования (McNeil, P. <...> ). Журнал руководителя управления образованием 1/2015 — возможность более полно использовать ресурсы территории, на которой находится школа. <...> Вместе <...>