Эвристическая карта познания в образовательной и исследовательской деятельности учащихся в школе Валерий Николаевич Клепиков, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО, учитель математики и этики МБОУ СШ № 6 г. Обнинска, кандидат педагогических наук, Klepikovvn@mail.ru • математическая картина мира • ценностно-смысловой подход • креативно-опорные сигналы • эвристическая карта познания • концептуальные блоки-модули • самоорганизация • индивидуальная траектория развития • интеграция, метапредметность • пластическое мышление • проблемность • искусство вопрошания • точки роста Эвристическая карта познания – это целостная личностно ориентированная траектория продвижения индивидуального образования в какой-либо области, формируемая посредством креативных вопросов, противоречий и проблем, гипотез, точек роста и т.п. <...> Тем самым эвристическая карта познания есть важнейший регулятор творческой и исследовательской самоорганизации юного человека в построении индивидуальной научной картины мира. <...> Одной из важнейших целей современного образования является построение учащимися современной научной картины мира. <...> Существенной частью научной картины мира является математическая картина мира, которая, как нам представляется, должна целенаправленно формироваться в образовательном процессе современной школы. <...> Конечно, кардинального различия между данными образовательными моделями быть не может, но в карте познания, несомненно, превалирует личность ребёнка, его личностные установки, мировоззренческая направленность, т.е. ценностно-смысловой подход. <...> Более того, на наш взгляд, в последнее время более востребованной становится даже не учебная карта познания (темы, понятия, правила, формулы, теоремы, аксиомы, ин1 Новиков А.М. <...> Эвристические карты познания должны быть ориентированы на «внутренние продукты», включать в себя <...>