Образование и общество Ильин Георгий Леонидович, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ, gor-946@ yandex.ru ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВУЗОВ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Обсуждается проблема эффективности вузов, подчёркивается важность проводимой работы в поисках адекватной самооценки образования, отмечается опасность платного образования в плане снижения качества образовательных услуг и губительность недостаточного государственного финансирования для развития вузовского образования. <...> Отмечается сугубо экономическая направленность предложенных критериев оценки вузов и утверждается необходимость учёта качества образования специалиста, выпускаемого вузом. <...> Ключевые слова: эффективность вузов, профессиональная подготовка, качество образования личности, критерии оценки, адаптация выпускников, нормативы образования, работодатели Поднятый в последнее время (с 2012 года) общественностью вопрос оценки эффективности вузов можно считать продолжением скандала вокруг ЕГЭ — оценки качества обучения. <...> Да и аргументы противников оценки звучат сходным образом: а судьи кто? <...> Кто определяет критерии оценки вуза, степень соответствия выбранному критерию? <...> И что такое эффективность вуза, как она определяется в отношении качества обучения и образования в вузе данного профиля? <...> Оценка вузов проводилась по четырём основным направлениям, каждое из которых включало ряд критериев (всего около 50): 1. <...> Научно-исследовательская деятельность: количество разработок, публикаций и цитирований в различных источниках, доля доходов от научных исследований, суммы российских исследовательских грантов. <...> Уровень обучения и преподавания: доля образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, численность ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО 4 студентов, затраты на оборудование и инфраструктуру, средний балл ЕГЭ и средства на подготовку студентов. <...> Взаимодействие вузов с регионами: доходы вузов <...>