МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
К КУРСУ
«ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО
ОБЩЕСТВА»
Учебное пособие
Составитель
Е. Ю. Захарова
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2016
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее пособие предназначено для студентов 1-го курса исторического
факультета ВГУ, изучающих историю первобытного общества в
рамках одноименного курса.
Пособие может быть использовано студентами при самостоятельной
работе со специальной научной литературой, где значение многих понятий
и терминов не объясняется ввиду их очевидности для авторов соответствующих
изданий.
Пособие представляет собой словарь, построенный по алфавитному
принципу. За основу принят глоссарий из учебного издания В. П. Алексеева
и А. И. Першица (2001), допущенного Министерством образования РФ в
качестве учебника по курсу «История первобытного общества» для студентов
вузов. Он существенно дополнен пояснительной информацией, позволяющей
углубить представления студентов об изучаемом предмете.
Для упрощения работы понятия и термины, состоящие из нескольких
слов, объясняются в отдельных статьях, расположенных по первой букве
первого слова данного словосочетания. Например, термин «СТРАТИФИЦИРОВАННОЕ
ОБЩЕСТВО» следует искать на букву «С», а «ЭГАЛИТАРНОЕ
ОБЩЕСТВО» – на букву «Э».
Заглавное слово (слова), т. е. название каждой отдельной статьи, дается
жирными прописными буквами. Различные значения заглавного слова
выделяются цифрой со скобкой. В статьях использована система перекрестных
ссылок на другие заглавные слова, которые в этом случае выделяются
прописными буквами.
3
Стр.3
АМБИЛИНЕЙНОСТЬ (от лат. ambo – оба, linea – линия) – определение
родства либо по отцовской, либо по материнской линии.
Правило счета родства, формирующее (подобно УНИЛИНЕЙНОСТИ)
лишь одну линию происхождения от предка к потомку, но позволяющее
в каждом поколении привлекать к этому любого из родителей. Возникает
комбинация произвольно чередующихся мужских и женских связей.
На основе амбилинейности формируется родственная группа, называемая
РЕМИДЖЕМ. Чаще всего встречается в Полинезии и Микронезии, а также
среди некоторых индейских племен северо-западного побережья Северной
Америки.
Лит-ра: Кожановская И. Ж. Амбилинейность / И. Ж. Кожановская //
Народы и религии мира. Энциклопедия. – М., 2000. – С. 881.
АМБИЛОКАЛЬНОСТЬ (от лат. ambo – оба, locus – место) – брачное поселение
супругов по выбору, либо в группе мужа, либо в группе жены.
АНИМИЗМ (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в сверхъестественные
существа, заключенные в материальные тела (души) или существующие
сами по себе (духи).
Анимистические образы – это духи умерших предков, духи природных
явлений и стихий (грома, ветра), духи болезней, души людей, животных
и растений и т.д. Души и духи могут быть АНТРОПОМОРФНЫМИ,
ЗООМОРФНЫМИ, ФИТОМОРФНЫМИ существами. Согласно теории
Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд их
возник как результат размышлений древнего человека над такими явлениями,
как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций.
Для объяснения этих явлений «первобытный философ» вырабатывает
понятие о душе, находящейся в теле человека и время от времени
его покидающей. В дальнейшем формируются более сложные представления:
о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые
тела, о загробном мире и т. п. Второй ряд анимистических верований возник
из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению
окружающей действительности. Древний человек рассматривал
все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя
их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.п. Для анимизма характерно
противопоставление видимого и невидимого (потустороннего) миров,
живого и мертвого.
Лит-ра: Попов В. Л. Анимизм / В. Л. Попов // Народы и религии мира.
Энциклопедия. – М., 2000. – С. 700; Словарь философских терминов / науч.
ред. проф. В. Г. Кузнецов. – М., 2007. – С. 19–20.
6
Стр.6
АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthrоpos – человек, genesis – возникновение) –
процесс возникновения человека.
Исследование факторов, путей и закономерностей этого процесса составляет
задачу одного из основных разделов АНТРОПОЛОГИИ. К главным
проблемам антропогенеза относятся место (прародина) и время появления
древнейших людей; непосредственные предки человека; основные
стадии и др. Решение коренных и частных проблем антропогенеза осуществляется
с помощью данных АНТРОПОЛОГИИ (особенно ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИИ)
и близких наук – эволюционной морфологии и эмбриологии,
приматологии, психологии и физиологии, геологии, археологии, этнографии
и лингвистики.
АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthrоpos – человек, logos – слово, наука) –
область знания, предметом исследования которой является человек.
АНТРОПОМОРФНЫЙ (от греч. anthrоpos – человек, morphe – форма) –
человекообразный.
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ (от греч. anthrоpos – человек, лат. societas –
общество, греч. genesis – возникновение) – параллельный процесс возникновения
человека и человеческого общества.
АПОПОЛИТЕЙНЫЕ ОБЩЕСТВА (от греч. аро – до, politeia – цивилизация)
– первобытные общества, существовавшие до возникновения первых
цивилизаций.
АРТЕФАКТ (от лат. arte – искусственно, factum – сделанное) – любой
предмет не природного, а искусственного происхождения.
АРХАНТРОП (от греч. archaios – древний, anthrоpos – человек) – древнейший
человек.
Многие антропологи склоняются к выделению для архантропов особого
рода «питекантропов». Период существования архантропов можно условно
разделить на три неравных промежутка: 1800–1200 тысяч лет назад,
1200–400 тысяч лет назад и 400–130 тысяч лет назад. В настоящее время
достаточно определенно можно выделять следующие группы архантропов:
1) ранняя африканская (homo ergaster – «человек работающий»); 2) несколько
более поздняя афро-азиатская (классический homo erectus – «человек
прямоходящий» или «человек выпрямленный»); 3) сравнительно поздняя
афро-европейская (homo heidelbergensis – «человек гейдельбергский»).
Некоторое количество находок не вписывается в это условное деление, а
сами группы, в свою очередь, достаточно обширны географически и хроно7
Стр.7
логически, более дробное их деление всегда было очень спорным. Homo
ergaster были первыми ГОМИНИДАМИ, вышедшими за пределы Африки.
В период 1–1,5 миллионов лет назад архантропы заселили южные районы
Европы и Азии, вплоть до Индонезии (первые находки питекантропов были
сделаны именно на острове Ява в конце XIX века голландским врачом Э.
Дюбуа); в Австралию и Америку они не проникали.
Лит-ра: Дробышевский С. В. Достающее звено / С. В. Дробышевский.
– Режим доступа: http://antropogenez.ru/zveno/
АУЛЬНАЯ ОБЩИНА (от тюрк. аул – селение, кочевье) – термин, установившийся
в советской науке для обозначения соседской общины у кочевых
и полукочевых скотоводов.
АУСТРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ (от лат. australis – южный) – реконструируемая
первоначальная общность многих языков Южной Азии.
Одним из первых вопрос о родстве большей части языков ЮгоВосточной
Азии поставил известный австрийский лингвист и этнолог Вильгельм
Шмидт на рубеже XIX–XX веков. Он высказал мнение о родстве малайско-полинезийских
языков с языками австроазиатскими (монкхмерскими
и мунда). Его подход позже поддержал и развил американский
ученый Пол Кинг Бенедикт, который включил в эту общность тайские языки
и языки мяо-яо.
БИГМЕН (от англ. big man – большой человек) – мужчина, пользующийся
влиянием и фактический лидер в общине.
Один из типов политического лидерства в архаических обществах.
Изучен преимущественно по этнографическим данным Меланезии, ЮгоВосточной
Азии, Северной Америки. Принципиальное отличие власти бигменов
от власти вождей – это ненаследуемый характер их общественного
статуса. Бигменами становились, как правило, наиболее инициативные люди,
которые выделялись разнообразными способностями, обладали физической
силой и отличались трудолюбием, являлись хорошими организаторами
и могли улаживать конфликты. Они были храбрыми воинами и убедительными
ораторами, некоторым из бигменов приписывали даже особые магические
способности. Благодаря всему этому, непосредственно участвуя в
производственном процессе, бигмены увеличивали богатство своих семей и
общинных групп. Однако накопление богатства не вело автоматически к
повышению социальных позиций. Источник высокого статуса бигмена –
это его престиж, который он получал за счет организации массовых пиршеств
и раздач. Это давало возможность ему создать сеть зависимых лиц,
что дополнительно способствовало его преуспеванию. Однако влияние
бигмена не было стабильным и полностью зависело от его способностей
8
Стр.8
поддерживать клиентные связи с соплеменниками и требовать возвращения
долгов, от его умения подчинить амбиции членов группы своим собственным
интересам. Во многих обществах бигмены символизировали политическое
единство общины и нередко представляли экономические интересы
своей группы во взаимоотношениях с другими коллективами. Но до тех пор
пока доступ к основным ресурсам оставался более или менее равным, и
РЕДИСТРИБУЦИЯ не получила преобладания над РЕЦИПРОКАЦИЕЙ,
лица с высоким личным статусом не имели возможности наследственно закрепить
свои социальные позиции.
Лит-ра: Салинз М. Экономика каменного века / М. Салинз. – М. :
ОГИ, 1999. – 296 с.
БИЛИНЕЙНОСТЬ (от лат. bis – дважды, linеа – линия) – определение
родства как по отцовской, так и по материнской линии.
Термин из области счета родства, встречающийся в разных значениях:
1) параллельное существование в одном обществе матри- и патрилинии (см.
МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ, ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ), которые, в отличие от
двойного счета родства, охватывают непересекающиеся группы людей; 2) в
устаревшем значении – принцип формирования кровнородственных групп
типа австралийских секций и подсекций (брачных классов).
Лит-ра: Кожановская И. Ж. Билинейность / И. Ж. Кожановская //
Народы и религии мира. Энциклопедия. – М., 2000. – С. 882.
БИЛОКАЛЬНОСТЬ (от лат. bis – дважды, locus – место) – брачное поселение
супругов поочередно как в группе мужа, так и в группе жены, то же,
что и ДУОЛОКАЛЬНОСТЬ.
БИОГЕОЦЕНОЗ (от греч. bios – жизнь, ge – земля, koinos – общий) –
сложная природная система, объединяющая на основе обмена веществ и
энергии совокупность живых организмов (биоценоз) с неживыми компонентами
– условиями обитания.
Термин часто используется как синоним экосистемы, однако эти понятия
не всегда совпадают, хотя в обоих случаях это взаимодействие совокупности
сообщества живых организмов и среды (биотопа). Биогеоценоз
корректнее рассматривать как частный случай, определенный (элементарный)
ранг экосистемы. Совокупность биогеоценоза земного шара составляет
биогеоценотический покров Земли (биосферу, витасферу).
ВИРИЛОКАЛЬНОСТЬ (от лат. vir – муж, locus – место) – брачное поселение
супругов у мужа. Вирилокальность одними авторами различается,
другими не различается с ПАТРИЛОКАЛЬНОСТЬЮ.
9
Стр.9
ГЕРОНТИЦИД (от греч. geron – старик, лат. caedes – умерщвление) –
умерщвление стариков.
Обычай умерщвления стариков имеет различные формы, в том числе
принуждение к самоубийству, оставление без попечения и т.п. Это один из
способов регуляции демографических процессов в первобытных обществах,
обусловленных ограниченными возможностями социальных коллективов
содержать большое число их нетрудоспособных членов (ср. ИНФАНТИЦИД).
При этом наблюдалась известная двойственность положения стариков,
особенно в обществах с развитой возрастной организацией, в которых,
с одной стороны, вся власть принадлежала возрастному классу старейшин
(см. ГЕРОНТОКРАТИЯ), а с другой – вышедшие из возрастного класса
старейшин старики попадали в одну категорию с неинициированными
детьми, теряя все социальные права и потестарные возможности. Пережитки
геронтицида, освященные традицией и религиозными обрядами, эпизодически
встречались в доиндустриальных обществах Африки, Океании и
Евразии. К геронтициду восходит распространенный у многих народов
обычай смены правителя (часто насильственной) по достижении им определенного
возраста.
Лит-ра: Попов В. А. Геронтицид / В. А. Попов // Большая российская
энциклопедия. – Режим доступа: http://knowledge.su/g/gerontitsidГЕРОНТОКРАТИЯ
(от греч. geron – старик, kratos – власть) – власть старейших.
Понятие
предложено британским антропологом У. Риверсом в начале
ХХ века для характеристики социально-потестарной организации у ряда
коренных народов Австралии и Океании. По его мнению, геронтократия
характерна для раннепервобытного общества. Действительно, исторически
первая социальная иерархия была основана на возрастном принципе, поэтому
пожилые мужчины пользовались особым влиянием и привилегиями
как носители интеллекта, опыта, а также в силу монополии на информацию.
Доминирование и авторитет старших закреплялись культом предков. Однако
достижение старческого возраста не гарантировало индивиду потестарного
превосходства; возраст был лишь необходимой предпосылкой для обретения
высокого статуса, который также зависел от личных качеств, обладания
материальными ресурсами, количества жен и т. д. В переносном
смысле применительно к современному обществу геронтократией называется
узурпация политического влияния людьми старшего поколения.
Лит-ра: Попов В. А. Геронтократия / В. А. Попов // Большая российская
энциклопедия. – Режим доступа: http://knowledge.su/g /gerontokratiyaГЕТЕРИЗМ
(от греч. hetaira – подруга, любовница) – термин, утвердившийся
для обозначения свободы добрачных и внебрачных отношений в
первобытном и раннеклассовом обществе.
10
Стр.10