Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Словарь терминов к курсу "История первобытного общества" (110,00 руб.)

0   0
АвторыЗахарова Елена Юрьевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц33
ID604085
АннотацияПособие представляет собой словарь, построенный по алфавитному принципу.
Кому рекомендованоРекомендовано студентам 1-го курса д/о и з/о исторического факультета Воронежского государственного университета.
Словарь терминов к курсу "История первобытного общества" / Е.Ю. Захарова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 216 .— 33 с. — 33 с. — URL: https://rucont.ru/efd/604085 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Захарова Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 Утверждено научно-методическим советом исторического факультета 25 февраля 2016 г., протокол № 2 Рецензент – канд. ист. наук, доцент кафедры истории средних веков и зарубежных славянских народов В. Н. Ковалевский Учебное пособие подготовлено на кафедре археологии и истории древнего мира исторического факультета Воронежского государственного университета. <...> Двуногие ископаемые приматы, существовавшие на Земле примерно от 6–7 миллионов до 1 миллиона лет назад. <...> Первоначально каждой находке давали самостоятельные названия – АВСТРАЛОПИТЕК, ЗИНДЖАНТРОП, ПАРАНТРОП, ПЛЕЗИАНТРОП. <...> Сейчас всех относят к одному подсемейству (роду), в котором выделяют две группы (грацильные и массивные) и несколько видов. <...> Вопрос о том, были ли какие-либо австралопитеки предками людей, не выяснен до конца. <...> Характер взаимных прав и обязательств дяди с материнской стороны и племянников варьирует от высокой степени близости (дядя по матери играет более важную роль в жизни человека, чем родной отец, является его главным воспитателем, передает ему по наследству статус и имущество и т. д.) до символических, ритуально-поведенческих правил, выделяющих эти отношения на фоне остальных родственных связей (некоторые формы ПОДШУЧИВАНИЯ, подарки со стороны дяди по матери, ритуальное воровство со стороны племянников и т. п.) <...> 4 АВУНКУЛОКАЛЬНОСТЬ (от лат. avunculus – дядя по матери, locus – место) – брачное поселение супругов у дяди по матери или в его группе. <...> Если авункулокальность является обязательной для всех членов общества, то в нем мужчины одной матрилинейной группы живут вместе или поблизости, а женщины, через которых они прослеживают родство, расселены дисперсно. <...> В отличие от КОГНАТНОГО (кровного) РОДСТВА агнатное считалось гражданским или юридическим, приобретенным в результате брака или усыновления. <...> Агнаты принадлежали к одной семье, все члены которой находились под властью домовладыки (pater <...>
Словарь_терминов_к_курсу_История_первобытного_общества_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ К КУРСУ «ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА» Учебное пособие Составитель Е. Ю. Захарова Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ Настоящее пособие предназначено для студентов 1-го курса исторического факультета ВГУ, изучающих историю первобытного общества в рамках одноименного курса. Пособие может быть использовано студентами при самостоятельной работе со специальной научной литературой, где значение многих понятий и терминов не объясняется ввиду их очевидности для авторов соответствующих изданий. Пособие представляет собой словарь, построенный по алфавитному принципу. За основу принят глоссарий из учебного издания В. П. Алексеева и А. И. Першица (2001), допущенного Министерством образования РФ в качестве учебника по курсу «История первобытного общества» для студентов вузов. Он существенно дополнен пояснительной информацией, позволяющей углубить представления студентов об изучаемом предмете. Для упрощения работы понятия и термины, состоящие из нескольких слов, объясняются в отдельных статьях, расположенных по первой букве первого слова данного словосочетания. Например, термин «СТРАТИФИЦИРОВАННОЕ ОБЩЕСТВО» следует искать на букву «С», а «ЭГАЛИТАРНОЕ ОБЩЕСТВО» – на букву «Э». Заглавное слово (слова), т. е. название каждой отдельной статьи, дается жирными прописными буквами. Различные значения заглавного слова выделяются цифрой со скобкой. В статьях использована система перекрестных ссылок на другие заглавные слова, которые в этом случае выделяются прописными буквами. 3
Стр.3
АМБИЛИНЕЙНОСТЬ (от лат. ambo – оба, linea – линия) – определение родства либо по отцовской, либо по материнской линии. Правило счета родства, формирующее (подобно УНИЛИНЕЙНОСТИ) лишь одну линию происхождения от предка к потомку, но позволяющее в каждом поколении привлекать к этому любого из родителей. Возникает комбинация произвольно чередующихся мужских и женских связей. На основе амбилинейности формируется родственная группа, называемая РЕМИДЖЕМ. Чаще всего встречается в Полинезии и Микронезии, а также среди некоторых индейских племен северо-западного побережья Северной Америки. Лит-ра: Кожановская И. Ж. Амбилинейность / И. Ж. Кожановская // Народы и религии мира. Энциклопедия. – М., 2000. – С. 881. АМБИЛОКАЛЬНОСТЬ (от лат. ambo – оба, locus – место) – брачное поселение супругов по выбору, либо в группе мужа, либо в группе жены. АНИМИЗМ (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в сверхъестественные существа, заключенные в материальные тела (души) или существующие сами по себе (духи). Анимистические образы – это духи умерших предков, духи природных явлений и стихий (грома, ветра), духи болезней, души людей, животных и растений и т.д. Души и духи могут быть АНТРОПОМОРФНЫМИ, ЗООМОРФНЫМИ, ФИТОМОРФНЫМИ существами. Согласно теории Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд их возник как результат размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Для объяснения этих явлений «первобытный философ» вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и время от времени его покидающей. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т. п. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.п. Для анимизма характерно противопоставление видимого и невидимого (потустороннего) миров, живого и мертвого. Лит-ра: Попов В. Л. Анимизм / В. Л. Попов // Народы и религии мира. Энциклопедия. – М., 2000. – С. 700; Словарь философских терминов / науч. ред. проф. В. Г. Кузнецов. – М., 2007. – С. 19–20. 6
Стр.6
АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthrоpos – человек, genesis – возникновение) – процесс возникновения человека. Исследование факторов, путей и закономерностей этого процесса составляет задачу одного из основных разделов АНТРОПОЛОГИИ. К главным проблемам антропогенеза относятся место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии и др. Решение коренных и частных проблем антропогенеза осуществляется с помощью данных АНТРОПОЛОГИИ (особенно ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИИ) и близких наук – эволюционной морфологии и эмбриологии, приматологии, психологии и физиологии, геологии, археологии, этнографии и лингвистики. АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthrоpos – человек, logos – слово, наука) – область знания, предметом исследования которой является человек. АНТРОПОМОРФНЫЙ (от греч. anthrоpos – человек, morphe – форма) – человекообразный. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ (от греч. anthrоpos – человек, лат. societas – общество, греч. genesis – возникновение) – параллельный процесс возникновения человека и человеческого общества. АПОПОЛИТЕЙНЫЕ ОБЩЕСТВА (от греч. аро – до, politeia – цивилизация) – первобытные общества, существовавшие до возникновения первых цивилизаций. АРТЕФАКТ (от лат. arte – искусственно, factum – сделанное) – любой предмет не природного, а искусственного происхождения. АРХАНТРОП (от греч. archaios – древний, anthrоpos – человек) – древнейший человек. Многие антропологи склоняются к выделению для архантропов особого рода «питекантропов». Период существования архантропов можно условно разделить на три неравных промежутка: 1800–1200 тысяч лет назад, 1200–400 тысяч лет назад и 400–130 тысяч лет назад. В настоящее время достаточно определенно можно выделять следующие группы архантропов: 1) ранняя африканская (homo ergaster – «человек работающий»); 2) несколько более поздняя афро-азиатская (классический homo erectus – «человек прямоходящий» или «человек выпрямленный»); 3) сравнительно поздняя афро-европейская (homo heidelbergensis – «человек гейдельбергский»). Некоторое количество находок не вписывается в это условное деление, а сами группы, в свою очередь, достаточно обширны географически и хроно7
Стр.7
логически, более дробное их деление всегда было очень спорным. Homo ergaster были первыми ГОМИНИДАМИ, вышедшими за пределы Африки. В период 1–1,5 миллионов лет назад архантропы заселили южные районы Европы и Азии, вплоть до Индонезии (первые находки питекантропов были сделаны именно на острове Ява в конце XIX века голландским врачом Э. Дюбуа); в Австралию и Америку они не проникали. Лит-ра: Дробышевский С. В. Достающее звено / С. В. Дробышевский. – Режим доступа: http://antropogenez.ru/zveno/ АУЛЬНАЯ ОБЩИНА (от тюрк. аул – селение, кочевье) – термин, установившийся в советской науке для обозначения соседской общины у кочевых и полукочевых скотоводов. АУСТРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ (от лат. australis – южный) – реконструируемая первоначальная общность многих языков Южной Азии. Одним из первых вопрос о родстве большей части языков ЮгоВосточной Азии поставил известный австрийский лингвист и этнолог Вильгельм Шмидт на рубеже XIX–XX веков. Он высказал мнение о родстве малайско-полинезийских языков с языками австроазиатскими (монкхмерскими и мунда). Его подход позже поддержал и развил американский ученый Пол Кинг Бенедикт, который включил в эту общность тайские языки и языки мяо-яо. БИГМЕН (от англ. big man – большой человек) – мужчина, пользующийся влиянием и фактический лидер в общине. Один из типов политического лидерства в архаических обществах. Изучен преимущественно по этнографическим данным Меланезии, ЮгоВосточной Азии, Северной Америки. Принципиальное отличие власти бигменов от власти вождей – это ненаследуемый характер их общественного статуса. Бигменами становились, как правило, наиболее инициативные люди, которые выделялись разнообразными способностями, обладали физической силой и отличались трудолюбием, являлись хорошими организаторами и могли улаживать конфликты. Они были храбрыми воинами и убедительными ораторами, некоторым из бигменов приписывали даже особые магические способности. Благодаря всему этому, непосредственно участвуя в производственном процессе, бигмены увеличивали богатство своих семей и общинных групп. Однако накопление богатства не вело автоматически к повышению социальных позиций. Источник высокого статуса бигмена – это его престиж, который он получал за счет организации массовых пиршеств и раздач. Это давало возможность ему создать сеть зависимых лиц, что дополнительно способствовало его преуспеванию. Однако влияние бигмена не было стабильным и полностью зависело от его способностей 8
Стр.8
поддерживать клиентные связи с соплеменниками и требовать возвращения долгов, от его умения подчинить амбиции членов группы своим собственным интересам. Во многих обществах бигмены символизировали политическое единство общины и нередко представляли экономические интересы своей группы во взаимоотношениях с другими коллективами. Но до тех пор пока доступ к основным ресурсам оставался более или менее равным, и РЕДИСТРИБУЦИЯ не получила преобладания над РЕЦИПРОКАЦИЕЙ, лица с высоким личным статусом не имели возможности наследственно закрепить свои социальные позиции. Лит-ра: Салинз М. Экономика каменного века / М. Салинз. – М. : ОГИ, 1999. – 296 с. БИЛИНЕЙНОСТЬ (от лат. bis – дважды, linеа – линия) – определение родства как по отцовской, так и по материнской линии. Термин из области счета родства, встречающийся в разных значениях: 1) параллельное существование в одном обществе матри- и патрилинии (см. МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ, ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ), которые, в отличие от двойного счета родства, охватывают непересекающиеся группы людей; 2) в устаревшем значении – принцип формирования кровнородственных групп типа австралийских секций и подсекций (брачных классов). Лит-ра: Кожановская И. Ж. Билинейность / И. Ж. Кожановская // Народы и религии мира. Энциклопедия. – М., 2000. – С. 882. БИЛОКАЛЬНОСТЬ (от лат. bis – дважды, locus – место) – брачное поселение супругов поочередно как в группе мужа, так и в группе жены, то же, что и ДУОЛОКАЛЬНОСТЬ. БИОГЕОЦЕНОЗ (от греч. bios – жизнь, ge – земля, koinos – общий) – сложная природная система, объединяющая на основе обмена веществ и энергии совокупность живых организмов (биоценоз) с неживыми компонентами – условиями обитания. Термин часто используется как синоним экосистемы, однако эти понятия не всегда совпадают, хотя в обоих случаях это взаимодействие совокупности сообщества живых организмов и среды (биотопа). Биогеоценоз корректнее рассматривать как частный случай, определенный (элементарный) ранг экосистемы. Совокупность биогеоценоза земного шара составляет биогеоценотический покров Земли (биосферу, витасферу). ВИРИЛОКАЛЬНОСТЬ (от лат. vir – муж, locus – место) – брачное поселение супругов у мужа. Вирилокальность одними авторами различается, другими не различается с ПАТРИЛОКАЛЬНОСТЬЮ. 9
Стр.9
ГЕРОНТИЦИД (от греч. geron – старик, лат. caedes – умерщвление) – умерщвление стариков. Обычай умерщвления стариков имеет различные формы, в том числе принуждение к самоубийству, оставление без попечения и т.п. Это один из способов регуляции демографических процессов в первобытных обществах, обусловленных ограниченными возможностями социальных коллективов содержать большое число их нетрудоспособных членов (ср. ИНФАНТИЦИД). При этом наблюдалась известная двойственность положения стариков, особенно в обществах с развитой возрастной организацией, в которых, с одной стороны, вся власть принадлежала возрастному классу старейшин (см. ГЕРОНТОКРАТИЯ), а с другой – вышедшие из возрастного класса старейшин старики попадали в одну категорию с неинициированными детьми, теряя все социальные права и потестарные возможности. Пережитки геронтицида, освященные традицией и религиозными обрядами, эпизодически встречались в доиндустриальных обществах Африки, Океании и Евразии. К геронтициду восходит распространенный у многих народов обычай смены правителя (часто насильственной) по достижении им определенного возраста. Лит-ра: Попов В. А. Геронтицид / В. А. Попов // Большая российская энциклопедия. – Режим доступа: http://knowledge.su/g/gerontitsidГЕРОНТОКРАТИЯ (от греч. geron – старик, kratos – власть) – власть старейших. Понятие предложено британским антропологом У. Риверсом в начале ХХ века для характеристики социально-потестарной организации у ряда коренных народов Австралии и Океании. По его мнению, геронтократия характерна для раннепервобытного общества. Действительно, исторически первая социальная иерархия была основана на возрастном принципе, поэтому пожилые мужчины пользовались особым влиянием и привилегиями как носители интеллекта, опыта, а также в силу монополии на информацию. Доминирование и авторитет старших закреплялись культом предков. Однако достижение старческого возраста не гарантировало индивиду потестарного превосходства; возраст был лишь необходимой предпосылкой для обретения высокого статуса, который также зависел от личных качеств, обладания материальными ресурсами, количества жен и т. д. В переносном смысле применительно к современному обществу геронтократией называется узурпация политического влияния людьми старшего поколения. Лит-ра: Попов В. А. Геронтократия / В. А. Попов // Большая российская энциклопедия. – Режим доступа: http://knowledge.su/g /gerontokratiyaГЕТЕРИЗМ (от греч. hetaira – подруга, любовница) – термин, утвердившийся для обозначения свободы добрачных и внебрачных отношений в первобытном и раннеклассовом обществе. 10
Стр.10