Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (220,00 руб.)

2   0
АвторыСедова Светлана Сергеевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ШГПУ"
Страниц115
ID151762
АннотацияВ учебном пособии раскрыта сущность и специфика развития, обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями. Содержание пособия направлено на формирование гуманистического отношения к ребёнку с ограниченными возможностями жизнедеятельности, приобретение знаний, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности специалистов образования. Учебное пособие предназначено для оказания помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении учебной дисциплины «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии». Пособие может быть полезно учителям, психологам, педиатрам, семейным врачам, родителям, а также всем тем, кто специализируется в области оказания психологической и социально-педагогической помощи лицам с особыми образовательными потребностями.
УДК376.3
ББК74.3
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии : учебное пособие / С.С. Седова .— Шуя : ФГБОУ ВПО "ШГПУ", 2009 .— 115 с. — URL: https://rucont.ru/efd/151762 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.С.СЕДОВА КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для студентов специальности 050607.65 Педагогика и психология Шуя 2009 УДК 376.3 ББК 74.3 C 28 Автор: Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и акмеологии ГОУ ВПО «ШГПУ» <...> В учебном пособии раскрыта сущность и специфика развития, обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями. <...> Пособие может быть полезно учителям, психологам, педиатрам, семейным врачам, родителям, а также всем тем, кто специализируется в области оказания психологической и социально-педагогической помощи лицам с особыми образовательными потребностями. <...> Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями 2.1 Основы дидактики коррекционной педагогики 2.1.1 Принципы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе…………….. <...> 3.2.1 Умственная отсталость: понятие, сущность, причины нарушения интеллектуального развития у детей …………………………………….. <...> 66 3.6.3 Специализированная помощь детям с церебральным параличом …………..... <...> Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 N 212, от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216) «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»……………………………………………………………… 97 4 Приложение 3 Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 861 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении порядка воспитания и обучения инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели»…………………………………. <...> …... 106 Приложение 6 Практический опыт обучения <...>
Коррекционная_педагогика_с_основами_специальной_психологии.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ ВПО «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» С.С.СЕДОВА КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для студентов специальности 050607.65 Педагогика и психология Шуя 2009
Стр.1
УДК 376.3 ББК 74.3 C 28 Автор: Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и акмеологии ГОУ ВПО «ШГПУ» С.С.Седова Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии, социальной работы и политической психологии ГОУ ВПО «ИвГУ» В.И.Назаров кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ГОУ ВПО «ИвГУ» А.С.Турчин Седова С.С. С 28 Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: учебное пособие / С.С.Седова. - Шуя: «Полиграфия – Центр», 2009. – 115 с. В учебном пособии раскрыта сущность и специфика развития, обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями. Содержание пособия направлено на формирование гуманистического отношения к ребёнку с ограниченными возможностями жизнедеятельности, приобретение знаний, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности специалистов образования. Учебное пособие предназначено для оказания помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении учебной дисциплины «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии». Пособие может быть полезно учителям, психологам, педиатрам, семейным врачам, родителям, а также всем тем, кто специализируется в области оказания психологической и социально-педагогической помощи лицам с особыми образовательными потребностями. 2
Стр.2
Оглавление Введение ………..…………………………………………………………………………………… 6 Глава 1.Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию 1.1 Основы коррекционной педагогики и специальной психологии……..………… 7 1.2 Основные понятия специальной психологии ……………………………………… 8 1.3 Основные понятия коррекционной педагогики …………………………………… 11 1.4 Причины аномального развития и классификация лиц с особыми образовательными потребностями……………………………………… 12 Вопросы для самоконтроля и задания………………………………………………..… 14 Литература………………………………………………………………………………… 14 Глава 2. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями 2.1 Основы дидактики коррекционной педагогики 2.1.1 Принципы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе……………..……………………………………………… 15 2.1.2 Содержание специального образования …………………………………………. 17 2.1.3 Методы обучения в специальной (коррекционной) образовательной школе………………….……………………………………………..... 18 2.1.4 Формы организации обучения …………………………………………………….. 18 2.2 Организация и содержание деятельности психолого-медикопедагогической консультации …………………………………………………………… 19 2.3 Дошкольное образование ……………………………………………………………. 21 2.4 Школьная система специального образования …………………………………….. 22 Вопросы для самоконтроля и задания…………………………………………………… 28 Литература………………………………………………………………………….……… 28 Глава 3. Педагогические системы специального образования 3.1 Дети с тяжёлыми нарушениями речи 3.1.1 Логопедия как наука ………………………………………………….…………….. 29 3.1.2 Причины и виды речевых нарушений ……………………………………………. 30 3.1.3 Общая характеристика детей с нарушениями речи ……………………………… 32 3.1.4 Специальное образование лиц с нарушениями речи……………………..……… 33 Вопросы для самоконтроля и задания…………………………………………………… 34 Литература………………………………………………………………………………… 35 3.2 Умственно отсталые дети. 3.2.1 Умственная отсталость: понятие, сущность, причины нарушения интеллектуального развития у детей …………………………………….. 35 3.2.2 Из истории методов выявления умственно отсталых детей………………………………………………….……………. 38 3.2.3 Психологическая характеристика умственно отсталых детей…………………. 42 3.2.4 Специальное образование умственно отсталых детей………………………… 43 Вопросы для самоконтроля и задания……………………………………………..…… 46 Литература……………………………………………………………………………..…… 46 3.3 Дети с задержкой психического развития 3.3.1 Задержка психического развития (ЗПР): сущность, причины возникновения, классификация детей с ЗПР ………………………………… 47 3.3.2 Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития…….……………………………………………………………... 49 3.3.3 Специальное образование детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………… 50 Вопросы для самоконтроля и задания……………………………………..…………… 52 Литература……………………………………………………………………..….…….… 52 3.4 Дети с нарушениями слуха. 3.4.1 Основы сурдопсихологии…………………………………………………………… 53 3.4.2 Психическое развитие глухих и слабослышащих детей …………………….…. 54 3.4.3 Основы сурдопедагогики…………………………………………….…………..… 56 3
Стр.3
Вопросы для самоконтроля и задания…………………………………………….….… 58 Литература……………………………………………………………………………...… 58 3.5 Дети с нарушениями зрения 3.5.1 Тифлопсихология как раздел специальной психологии………………………... 59 3.5.2 Особенности личности и познавательной деятельности при нарушении зрения.. 60 3.5.3 Основы тифлопедагогики………………………………………………………..…. 61 Вопросы для самоконтроля и задания…………………………………………..………. 64 Литература………………………………………………………………………………… 64 3.6 Дети с церебральным параличом 3.6.1 Детский церебральный паралич (ДЦП): сущность, основные формы ……….... 65 3.6.2 Психическое развитие при детском церебральном параличе………………….. 66 3.6.3 Специализированная помощь детям с церебральным параличом …………..... 67 Вопросы для самоконтроля и задания…………………………………………………. . 69 Литература……………………………………………………………………………….. . 70 3.7 Специальное образование при раннем детском аутизме 3.7.1 Понятие о синдроме раннего детского аутизма (РДА) …………………………. 71 3.7.2 Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме …………………………… 72 Вопросы для самоконтроля и задания………………………………………………….. 74 Литература…………………………………………………………………………….….. 74 3.8 Специальное образование слепоглухих детей 3.8.1 Слепоглухие дети ……………………………………..…………………………….. 75 3.8.2 Обучение и воспитание слепоглухих детей……………………………………… 77 Вопросы для самоконтроля и задания……………………………………………..…... 78 Литература……………………………………………………………………………….. 78 Глава Политика государства в области социальной защиты инвалидов 4.1 История социальной защиты инвалидов в России………………………………… 79 4.2 Особенности семей, воспитывающих детей – инвалидов……………………...… 82 Вопросы для самоконтроля и задания……………………………………………….…. 83 Литература………………………………………………………………………..………. 84 Заключение………………………………………………………………………………………. 85 Словарь……………………………………………….…………..………………………………. 86 Приложения Приложение 1 ФЗ РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ,от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ) ………........................................................................................ 91 Приложение 2 Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 N 212, от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216) «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»……………………………………………………………… 97 4
Стр.4
Приложение 3 Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 861 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении порядка воспитания и обучения инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели»………………………………….………..… 101 Приложение 4 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»………………………………… 103 Приложение 5 Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996 г. N 14 «Об утверждении примерного положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида»…………………………………………………………………………….…... 106 Приложение 6 Практический опыт обучения ребёнка с аутизмом (М.Ю.Веденина, Институт коррекционной педагогики РАО г.Москва 1997 г.)…………………………………………..……………………………… 108 Приложение 7 Характеристика особенностей психофизического развития детей с ЗПР различного происхождения (из учебного пособия: Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики, М., 2007.)…………………………………………………………………….. 111 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.