Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Экономическая компаративистика (220,00 руб.)

0   0
АвторыКлючищева Валентина Григорьевна
ИздательствоВоронеж
Страниц84
ID603990
АннотацияНастоящее пособие должно помочь студентам усвоить основные понятия курса: «Экономическая компаративистика». Цель настоящего пособия – закрепить теоретические знания, полученные в процессе изучения курса, приобрести навыки в их практическом применении.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов экономического факультета Воронежского государственного университета всех форм обучения, изучающих дисциплину «Экономическая компаративистика»
Экономическая компаративистика / В.Г. Ключищева .— : Воронеж, 2016 .— 84 с. — 83 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603990 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА Учебно-методическое пособие для вузов Составитель: В. Г. Ключищева 2016 Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре экономической теории и мировой экономики экономического факультета Воронежского государственного университета. <...> Рекомендовано для студентов экономического факультета Воронежского государственного университета всех форм обучения, изучающих дисциплину «Экономическая компаративистика» Для направления: 38.03.01 – Экономика ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее пособие должно помочь студентам усвоить основные понятия курса: «Экономическая компаративистика». <...> В рамках программы курса «Экономическая компаративистика» вашему вниманию предлагается сборник тестов, задач и практических ситуаций. <...> Тесты, задачи и практические ситуации могут быть использованы, прежде всего, для закрепления изучаемого материала в ходе семинарских занятий, а также для самостоятельной работы студентов и контроля знаний студентов по каждой отдельной теме и по всему курсу в целом. <...> Упражнения, практические ситуации и вопросы для обсуждения предполагают самостоятельный анализ и решение проблем, изложенных в задании, что, по сути, является элементом научного исследования. <...> 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА Тема 1 Понятие экономической системы, понятие предмета Экономической компаративистики, сравнение экономических систем. <...> ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. <...> Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. <...> Характерные черты экономик традиционного типа: Слабое развитие техники и технологий производства;  Большая доля ручного труда во всех отраслях <...>
Экономическая_компаративистика.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Экономическая_компаративистика.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА Учебно-методическое пособие для вузов Составитель: В. Г. Ключищева 2016
Стр.1
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее пособие должно помочь студентам усвоить основные понятия курса: «Экономическая компаративистика». Цель настоящего пособия – закрепить теоритические знания, полученные в процессе изучения курса, приобрести навыки в их практическом применении. В рамках программы курса «Экономическая компаративистика» вашему вниманию предлагается сборник тестов, задач и практических ситуаций. Настоящее учебно-методическое пособие включает типовые задания по основополагающим темам курса. В составлении данного пособия приняли участие студенты четвертого курса экономического факультета: Тема 1 -А. Адамчук , К.Денисов; Тема 2 - Р. Мамардашвили, А. Циснецкий; Тема 3 - М. Елисеев, А. Федорина; Тема 4 - Ю. Иванова, А. Косенков; Тема 5 - В. Ермолов, Д. Кольцов; Тема 6 - П. Бабкин, Д. Батраков; Тема 7 - А.Сагдиев, М. Харитонов; Тема 8 - В. Смирнова, А. Осипенко; Тема 9 - Д. Ященко, Д. Богомолов. Предлагаемый материал носит тематический характер и охватывает основные моменты каждого этапа изучения теоретических проблем функционирования механизма мирохозяйственных связей. Тесты, задачи и практические ситуации могут быть использованы, прежде всего, для закрепления изучаемого материала в ходе семинарских занятий, а также для самостоятельной работы студентов и контроля знаний студентов по каждой отдельной теме и по всему курсу в целом. Предлагаемые в каждой теме задания имеют разную степень сложности. Так, основные термины, понятия и тесты позволяют определить уровень общей подготовки и ориентации в обозначенных вопросах. Упражнения, практические ситуации и вопросы для обсуждения предполагают самостоятельный анализ и решение проблем, изложенных в задании, что, по сути, является элементом научного исследования. Предложенные в сборнике задачи требуют осуществления определенных математических действий и более глубокого знания изучаемого материала. Учебное пособие соответствует требования общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 38.03.01 «Экономика» и рекомендуется для проведения семинарских занятий по экономической компаративистике и для самостоятельной работы студентов. 2
Стр.3
производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить. Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов. Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения. Сравнение основных экономических систем. Линия сравнения Собственность на основные факторы производства (земля и капитал) Распределение основных производственных ресурсов и материальных благ Традиционная Коллективная (община, племя или общее пользование) Коллективное Лучшее достается вождям или собственникам земли, оставшаяся часть распределяется согласно обычаям Государственное Действует уравнительный принцип распределения Командная (централизован ная) Государственная Рыночная (капиталистичес кая) Различные виды собственности (включая частную собственность) Рынок спроса и предложения Частная Смешанная Государственное и рыночное 5
Стр.6
Главный мотив к производству Удовлетворение собственных потребностей Выполнение плана Получение прибыли Получение прибыли и полное удовлетворение потребительского спроса Экономический порядок Экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями Введение жестких административн ых и уголовноправовых мер. Строго фиксированные и унифицированн ые цены и заработная плата Рынок регулирует спрос и предложение. Государство выступает социальным гарантом стабильности и защищенности людей. Цены заработная плата определяются на рыночной конкуренции основе Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы основном решаются рынками. Государство участвует и в в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов Развитие экономики(экономичес кий рост) Неспособность к самосовершенство ванию, прогрессу, вследствие преобладания экстенсивных технологий к Нежизнеспособ ность системы: - невосприимчив ость в производстве, при которых к достижениям Н ТР - неспособность обеспечить переход 6 Развертывание научнотехнического прогресса, новое отношение к труду (творческое), повышение внимания к окружающей среде, гуманизация экономики («человеческий к потенциал»), информатизация общества, глобализация хозяйственной деятельности. Модернизация экономики (эконом
Стр.7
используются простейшие орудия труда и ручной труд интенсивному развитию экономики ические реформы). Основные цели экономического роста: повышение материального благосостояния населения и поддержание безопасности. национальной 2) Основные категории и понятия. 1) Экономическая система 2) Предмет компаративистики 3) Традиционная экономическая система 4) Командно-административная экономическая система 5) Рыночная экономическая система 6) Смешанная экономическая система а) Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. б) Метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного, с целью классификации и типологии. в) Такая экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. г) Способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, в частности идеологических методов управления; господство партийногосударственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии. д) Экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. ж) Экономика, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. 3)Тесты. 1) В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики? 7
Стр.8
1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков 2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство 3) города являются центрами экономической жизни 4) собственником земли и предприятий является государство 2) Примером несостоятельности рыночной системы может быть 1) высокая инфляция 2) низкая прибыль корпораций 3) менее эффективное, чем в других экономических системах, использование ресурсов 4) слабое материальное стимулирование хорошо работающих сотрудников 3)Государство в рыночной экономике 1) устанавливает равновесие на рынке товаров и услуг 2) стимулирует сбалансированный экономический рост 3) планирует, что и в каком количестве производить 4) определяет количество работающих на предприятиях 4) Государство в рыночной экономике 1) берет на себя организацию производства большинства товаров и услуг 2) осуществляет распределение экономических ресурсов 3) устанавливает цены на производимые на предприятиях товары 4) законодательно закрепляет многообразие форм собственности 5) Отличительной чертой традиционной экономической системы является 1) постоянное расширение объемов производства 2) монополизация и бюрократизация экономики 3) преобладание ручного труда 4) государственное руководство хозяйственной деятельностью 6) По степени экономической свободы выделяют рынок 1) конкурентный 2) равновесный 3) дефицитный 4) избыточный 7) Отличительной чертой административно-командной экономической системы является 8
Стр.9
1) сочетание государственного предпринимательства с частным 2) централизованное, директивное экономическое планирование 3) решение ключевых экономических проблем в соответствии с обычаями 4) быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции 8) По территориальному признаку выделяют рынок 1) финансовый 2) насыщенный 3) региональный 4) замкнутый 9) Отличительной чертой рыночной экономической системы является(ются) 1) преобладание инфляции открытого типа 2) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра 3) наличие государственной собственности почти на все экономические ресурсы 4) незначительные темпы экономического роста 10) Одной из функций рынка является 1) наделение предприятий собственными оборотными средствами 2) посредничество между производителем и потребителем 3) установление «сверху» всех производственных заданий 4) налаживание прямого продуктообмена между городом и деревней 11) Командная экономика, в отличие от рыночной 1) порождает товарный дефицит 2) подвержена циклическим колебаниям 3) обеспечивает пропорции между производством и потреблением 4) создает условия для внедрения в производство технических достижений 12) Рыночная экономика, в отличие от командной 1) исключает инфляцию 2) порождает товарный дефицит 3) обеспечивает полную занятость 4) порождает конкуренцию товаропроизводителей 13) Исторически наиболее ранний тип экономической системы — традиционная экономика. Характерным ее признаком является: 9
Стр.10