Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Физическая география и ландшафты материков и океанов (190,00 руб.)

0   0
АвторыВодопьянова Д. С., Мельничук В. В., Текеев Д. К.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц168
ID603373
АннотацияПособие представляет лабораторный практикум с методическими рекомендациями к занятиям, с заданиями и вопросами к каждой теме, а также с рекомендуемой литературой
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 05.03.02 – География
УДК911.2
ББК26.82
Физическая география и ландшафты материков и океанов : лабораторный практикум. Направление подготовки 05.03.02 – География. Профили подготовки: «Физическая география и ландшафтоведение», «Рекреационная география и туризм». Бакалавриат / Д. С. Водопьянова, В. В. Мельничук, Д. К. Текеев .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016 .— 168 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603373 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ЛАНДШАФТЫ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 05.03.02 – География Профили подготовки: «Физическая география и ландшафтоведение», «Рекреационная география и туризм» Бакалавриат Ставрополь 2016 УДК 911.2 (075.8) ББК 26.82 я 73 Ф 50 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р пед. наук, проф. <...> К. В. Харин Ф 50 Физическая география и ландшафты материков и океанов: лабораторный практикум / авт.-сост. <...> В. В. Мельничук, канд. биол. наук Д. К. Текеев ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016 2 ПРЕДИСЛОВИЕ Курс «Физическая география и ландшафты материков и океанов» – важнейшая дисциплина при подготовке географа. <...> Географическое положение материков Северного полушария Цель занятия: выявить значение географического положения, размеров, конфигурации и изрезанности береговой линии для формирования особенностей природы материков. <...> Формируемые компетенции: владением знаниями общих и теоретических основ физической географии и ландшафтов Евразии и Северной Америки. площадь островов – 2,75 млн. <...> В западной и южной частях Евразии преобладает субширотное простирание основных орографических элементов, в средней части материка и на востоке оно сменяется субмеридиональным. <...> На западе, вдоль Тихого океана тянется система Кордильер; на востоке – система Аппалачских гор. <...> Понятийный аппарат: массивность материка, изрезанность береговой линии, острова и полуострова, мысы, морские течения. <...> Контурные карты Евразии и Северной Америки 5. <...> Цветные карандаши Указания по технике безопасности Студенты должны: приходить за несколько минут до начала занятия, чтобы заблаговременно подготовиться к нему; быть осторожными <...>
Физическая_география_и_ландшафты_материков_и_океанов.pdf
УДК 911.2 (075.8) ББК 26.82 я 73 Ф 50 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р пед. наук, проф. Т. К. Щербакова, канд. геогр. наук, доц. К. В. Харин Ф 50 Физическая география и ландшафты материков и океанов: лабораторный практикум / авт.-сост. Д. С. Водопьянова, В. В. Мельничук, Д. К. Текеев. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 168 с. Пособие представляет лабораторный практикум с методическими рекомендациями к занятиям, с заданиями и вопросами к каждой теме, а также с рекомендуемой литературой. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 05.03.02 – География. УДК 911.2 (075.8) ББК 26.82 я 73 Авторы-составители: канд. геогр. наук, доц. Д. С. Водопьянова, канд. геогр. наук, доц. В. В. Мельничук, канд. биол. наук Д. К. Текеев ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Курс «Физическая география и ландшафты материков и океанов» – важнейшая дисциплина при подготовке географа. Лабораторные занятия – один из видов аудиторной работы студентов по курсу Физическая география и ландшафты материков и океанов». Методическое пособие включает задания по компонентной характеристике природы материков и по комплексному физикогеографическому описанию их регионов. Формы выполнения заданий разнообразны: устный или письменный анализ карт, графиков, таблиц для установления географических закономерностей, картографическое изображение явлений и их связей, подбор необходимых сведений из различных источников информации, устные сообщения и реферативные работы. Пособие содержит задания, предназначенные для выполнения как всеми студентами, так и индивидуально. Во время аудиторных занятий целесообразно заслушивать доклады студентов по реферативным работам и проводить их обсуждение с целью привития навыков устного изложения и ведения дискуссии. Задания сопровождаются краткими методическими указаниями и пояснениями к их выполнению, при этом особое внимание уделено тем из них, выполнение которых требует применение сравнительного метода изучения, так как они способствуют выявлению типологических особенностей, свойственных разным частям северных материков, и, вместе с тем, приобретению знаний об индивидуальных чертах природы материков в целом и их отдельных регионов. Необходимое условие усвоения курса – знание географической номенклатуры. Список обязательных географических названий, топонимический словарь, а также краткий терминологический словарь представлены в пособии. Цель и задачи освоения дисциплины – дать студентам основы знаний о разнообразии природы материков и океанов, региональных ПТК и современных ландшафтов, уникальности их природы, закономерностях их формирования и современного состояния, необходимые для профессиональной деятельности бакалавров в сферах проектных, изыскательских, научно-исследовательских, производственных и экспертных работ географического и геоэкологического про3
Стр.3
филей, а также при преподавательской работе в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б3.Б.5.1). Осваивается в 5–6 семестрах. Связь с предшествующими дисциплинами. Физическая география материков и океанов читается студентам после освоения ими дисциплин «Землеведение», «Гидрология», «Геология», «Геоморфология», «Метеорология и климатология», «География почв с основами почвоведения». Связь с последующими дисциплинами. Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения дисциплины, логически, содержательно и методически связаны со следующими дисциплинами естественнонаучного цикла бакалавриата: физическая география и ландшафты России, география Северного Кавказа и Ставропольского края, природные и культурные ландшафты Северного Кавказа. Изучение физической географии материков и океанов способствует выработке у студентов широкого естественнонаучного кругозора и понимания диалектики развития органического мира в неразрывной связи с общей эволюцией Земли, а также дисциплина отличается региональным подходом, заключающимся в изучении развития природных комплексов и биоты. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины ПК-7 – владение знаниями общих и теоретических основ физической географии и ландшафтов России, материков и океанов. Структура и компонентный состав компетенции: При освоении дисциплины студент должен: знать:  основные природные закономерности, определяющие формирование и трансформацию ландшафтов материков Земли;  региональную специфику природы материков;  основные подходы к пространственному анализу геоэкологических проблем на суше и в океане; уметь:  применять знание основных глобальных закономерностей для объяснения современного функционирования и развития ландшафтов конкретных материков и регионов Земли; 4
Стр.4
 анализировать сложившуюся структуру современных ландшафтов конкретных территорий как результат взаимодействия природных и антропогенных факторов; владеть:  навыками анализа географической информации о природных особенностях регионов мира для оценки их природноресурсного потенциала;  навыками выявления регионально обусловленных причин глобальных экологических проблем;  навыками оценки происходящих в ландшафтах процессов для прогноза их отклика на глобальные изменения природы и общества. Структура и содержание учебного пособия соответствует программе лекционного курса. 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ………….………………………………………… Часть I. Физическая география и ландшафты материков и океанов Северного полушария ……………………………………. Тема 1. Географическое положение материков Северного полушария ………………………………………………………… Тема 2. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые материков Северного полушария …………………. Тема 3. Климат материков Северного полушария ………….. Тема 4. Внутренние воды материков Северного полушария.. Тема 5. Ландшафты материков Северного полушария …….. Тема 6. Физико-географическое районирование материков Северного полушария …………………………………………….. Тема 7. Особоохраняемые территории материков Северного полушария …………………………………………………………. Тема 8. Географическое положение Северного Ледовитого и Атлантического океанов ………………………………………….. Часть II. Физическая география и ландшафты материков и океанов Южного полушария ……………..………………………. Тема 1. Географическое положение и гидрография Южной Америки …………………………………………………………… Тема 2. Тектоническое строение и рельеф Южной Америки… Тема 3. Особенности климатов материков Южного полушария …………………………………………………………. Тема 4. Ландшафтные зоны Южной Америки ……………… Тема 5. Географическое положение, гидрография Африки ….. Тема 6. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые Африки ……………………………………………… Тема 7. Ландшафты Африки ………………………………….. Тема 8. Географическое положение и гидрография Австралии …………………………………………………………. Тема 9. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые Австралии …………………………………………… Тема 10. Ландшафтные зоны Австралии…………………….. 166 3 6 6 11 26 32 37 40 47 52 59 59 64 71 77 81 87 94 98 103 109
Стр.166
Тема 11. Физико-географическое районирование южных материков …………………………………………………………. Тема 12. Особоохраняемые природные объекты Южных материков …………………………………………………………. Тема 13. Географическое положение Тихого и Индийского океанов …………………………………………………………….. Часть III. Задания для самостоятельной работы студентов …………………………………………………………. Рекомендуемая литература …………………………………… Терминологический географический словарь ……………… 111 118 122 127 137 143 167
Стр.167

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.