УДК 911.2 (075.8)
ББК 26.82 я 73
Ф 50
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р пед. наук, проф. Т. К. Щербакова,
канд. геогр. наук, доц. К. В. Харин
Ф 50 Физическая география и ландшафты материков и океанов:
лабораторный практикум / авт.-сост. Д. С. Водопьянова,
В. В. Мельничук, Д. К. Текеев. – Ставрополь: Изд-во СКФУ,
2016. – 168 с.
Пособие представляет лабораторный практикум с методическими
рекомендациями к занятиям, с заданиями и вопросами к
каждой теме, а также с рекомендуемой литературой.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 05.03.02 – География.
УДК 911.2 (075.8)
ББК 26.82 я 73
Авторы-составители:
канд. геогр. наук, доц. Д. С. Водопьянова,
канд. геогр. наук, доц. В. В. Мельничук,
канд. биол. наук Д. К. Текеев
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс «Физическая география и ландшафты материков и океанов»
– важнейшая дисциплина при подготовке географа. Лабораторные
занятия – один из видов аудиторной работы студентов по
курсу Физическая география и ландшафты материков и океанов».
Методическое пособие включает задания по компонентной
характеристике природы материков и по комплексному физикогеографическому
описанию их регионов.
Формы выполнения заданий разнообразны: устный или письменный
анализ карт, графиков, таблиц для установления географических
закономерностей, картографическое изображение явлений и
их связей, подбор необходимых сведений из различных источников
информации, устные сообщения и реферативные работы.
Пособие содержит задания, предназначенные для выполнения
как всеми студентами, так и индивидуально. Во время аудиторных
занятий целесообразно заслушивать доклады студентов по реферативным
работам и проводить их обсуждение с целью привития
навыков устного изложения и ведения дискуссии.
Задания сопровождаются краткими методическими указаниями
и пояснениями к их выполнению, при этом особое внимание
уделено тем из них, выполнение которых требует применение
сравнительного метода изучения, так как они способствуют выявлению
типологических особенностей, свойственных разным частям
северных материков, и, вместе с тем, приобретению знаний
об индивидуальных чертах природы материков в целом и их отдельных
регионов.
Необходимое условие усвоения курса – знание географической
номенклатуры. Список обязательных географических названий,
топонимический словарь, а также краткий терминологический
словарь представлены в пособии.
Цель и задачи освоения дисциплины – дать студентам основы
знаний о разнообразии природы материков и океанов, региональных
ПТК и современных ландшафтов, уникальности их природы, закономерностях
их формирования и современного состояния, необходимые
для профессиональной деятельности бакалавров в сферах проектных,
изыскательских, научно-исследовательских, производственных
и экспертных работ географического и геоэкологического про3
Стр.3
филей, а также при преподавательской работе в учреждениях общего,
профессионального и дополнительного образования.
Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина относится к базовой части профессионального
цикла дисциплин (Б3.Б.5.1). Осваивается в 5–6 семестрах.
Связь с предшествующими дисциплинами. Физическая
география материков и океанов читается студентам после освоения
ими дисциплин «Землеведение», «Гидрология», «Геология»,
«Геоморфология», «Метеорология и климатология», «География
почв с основами почвоведения».
Связь с последующими дисциплинами. Знания, умения и
навыки, полученные в результате изучения дисциплины, логически,
содержательно и методически связаны со следующими дисциплинами
естественнонаучного цикла бакалавриата: физическая география и
ландшафты России, география Северного Кавказа и Ставропольского
края, природные и культурные ландшафты Северного Кавказа.
Изучение физической географии материков и океанов способствует
выработке у студентов широкого естественнонаучного кругозора
и понимания диалектики развития органического мира в
неразрывной связи с общей эволюцией Земли, а также дисциплина
отличается региональным подходом, заключающимся в изучении
развития природных комплексов и биоты.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате
изучения дисциплины
ПК-7 – владение знаниями общих и теоретических основ физической
географии и ландшафтов России, материков и океанов.
Структура и компонентный состав компетенции: При освоении
дисциплины студент должен:
знать:
основные природные закономерности, определяющие формирование
и трансформацию ландшафтов материков Земли;
региональную специфику природы материков;
основные подходы к пространственному анализу геоэкологических
проблем на суше и в океане;
уметь:
применять знание основных глобальных закономерностей
для объяснения современного функционирования и развития
ландшафтов конкретных материков и регионов Земли;
4
Стр.4
анализировать сложившуюся структуру современных
ландшафтов конкретных территорий как результат взаимодействия
природных и антропогенных факторов;
владеть:
навыками анализа географической информации о природных
особенностях регионов мира для оценки их природноресурсного
потенциала;
навыками выявления регионально обусловленных причин
глобальных экологических проблем;
навыками оценки происходящих в ландшафтах процессов
для прогноза их отклика на глобальные изменения природы и
общества.
Структура и содержание учебного пособия соответствует программе
лекционного курса.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………….…………………………………………
Часть I. Физическая география и ландшафты материков и
океанов Северного полушария …………………………………….
Тема 1. Географическое положение материков Северного
полушария …………………………………………………………
Тема 2. Тектоническое строение, рельеф и полезные
ископаемые материков Северного полушария ………………….
Тема 3. Климат материков Северного полушария …………..
Тема 4. Внутренние воды материков Северного полушария..
Тема 5. Ландшафты материков Северного полушария ……..
Тема 6. Физико-географическое районирование материков
Северного полушария ……………………………………………..
Тема 7. Особоохраняемые территории материков Северного
полушария ………………………………………………………….
Тема 8. Географическое положение Северного Ледовитого и
Атлантического океанов …………………………………………..
Часть II. Физическая география и ландшафты материков и
океанов Южного полушария ……………..……………………….
Тема 1. Географическое положение и гидрография Южной
Америки ……………………………………………………………
Тема 2. Тектоническое строение и рельеф Южной Америки…
Тема 3. Особенности климатов материков Южного
полушария ………………………………………………………….
Тема 4. Ландшафтные зоны Южной Америки ………………
Тема 5. Географическое положение, гидрография Африки …..
Тема 6. Тектоническое строение, рельеф и полезные
ископаемые Африки ………………………………………………
Тема 7. Ландшафты Африки …………………………………..
Тема 8. Географическое положение и гидрография
Австралии ………………………………………………………….
Тема 9. Тектоническое строение, рельеф и полезные
ископаемые Австралии ……………………………………………
Тема 10. Ландшафтные зоны Австралии……………………..
166
3
6
6
11
26
32
37
40
47
52
59
59
64
71
77
81
87
94
98
103
109
Стр.166
Тема 11. Физико-географическое районирование южных
материков ………………………………………………………….
Тема 12. Особоохраняемые природные объекты Южных
материков ………………………………………………………….
Тема 13. Географическое положение Тихого и Индийского
океанов ……………………………………………………………..
Часть III. Задания для самостоятельной работы
студентов ………………………………………………………….
Рекомендуемая литература ……………………………………
Терминологический географический словарь ………………
111
118
122
127
137
143
167
Стр.167