МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОЦИОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 39.03.01– Социология Профиль подготовки «Социальная структура, социальные институты и изменения» Бакалавриат Ставрополь 2016 УДК 316. <...> В результате усвоения тем и разделов дисциплины на практических занятиях у студентов должны сформироваться следующие профессиональные компетенции: • владеть профессиональной научной терминологией (ПК-3); • способность к организации и руководству профессиональным коллективом (ПК-9); • умение использовать социальную информацию с целью разработки и решения организационных и управленческих задач (ПК-10). <...> Социология карьеры как социологическая дисциплина среднего уровня Цель: формирование профессиональных компетенций (ПК-3, ПК-10). <...> Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части: - владеть профессиональной научной терминологией (ПК-3); - уметь использовать социальную информацию с целью разработки и решения организационных и управленческих задач (ПК-10). <...> В англоязычных словарях представлены определения карьеры, в которых карьера – 1) это всегда многолетняя деятельность или поприще, которое человек себе выбирает для более полной самореализации; 2) она нацелена на высокие достижения, успех; 3) она немыслима без постоянного самосовершенствования субъекта в данной области. <...> Карьера – это движение и положение (статус) человека, субъекта трудовой деятельности в системе социальных, экономических, дело7 вых, имущественных и др. отношений, обусловленные складывающимся соотношением между его личностными позициями, ресурсами и социально-экономической ситуацией (внешними условиями, обстоятельствами) в конкретный период жизненного пути. <...> Вертикальная карьера представляет <...>
Социология_карьеры.pdf
УДК 316. 323.6 (075.8)
ББК 60.56 я73
С 69
Печатается по решению
редакционно-издательского отдела
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р социол. наук, профессор А.А. Лежебоков,
канд. социол. наук, доцент И. В. Ющенко (ФГБОУ ВО
«Московский технологический университет»,
филиал в г. Ставрополе)
С 69 Социология карьеры: практикум / сост. О.В. СименСеверская.
– Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 87 с.
Пособие (практикум) представляет собой составную часть
учебно-методического комплекса дисциплины «Социология карьеры»,
разработанного в соответствии с требованиями СУОС ВО
СКФУ. Предлагаемые в пособии занятия основаны на использовании
активных приемов обучения и проводятся с применением интерактивных
методов.
Предназначено для студентов социологических специальностей,
обучающихся по направлению подготовки 39.03.01 – Социология.
УДК
316. 323.6 (075.8)
ББК 60.56 я73
Составитель
канд. пед. наук, доцент О. В. Симен-Северская
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью учебной дисциплины «Социология карьеры» является
подготовка специалистов, готовых к работе социолога-консультанта
в социально-профессиональной сфере, знающих основные
закономерности развития и функционирования социально-профессиональных
систем, владеющих навыками анализа и управления в
социально-профессиональной сфере.
Целью данного пособия является формирование набора профессиональных
и общекультурных компетенций будущего бакалавра
на основе применения системного и компетентностного
подхода к организации самостоятельной познавательной деятельности
студентов, в соответствии с требованиями самостоятельно
устанавливаемого СКФУ образовательного стандарта высшего
образования и современной парадигмы образования.
Основные задачи:
раскрыть основные теоретические разделы рабочей программы
по социологии карьеры;
сформировать у студентов навыки самостоятельной познавательной
деятельности, необходимые для их дальнейшего самообразования;
развить мотивацию самостоятельности познавательной деятельности
как потребности в получении новых знаний;
раскрыть творческие способности студентов;
• способствовать овладению студентами необходимым понятийным
аппаратом;
сформировать у студентов исследовательские навыки.
В результате усвоения тем и разделов дисциплины на практических
занятиях у студентов должны сформироваться следующие
профессиональные компетенции:
• владеть профессиональной научной терминологией (ПК-3);
• способность к организации и руководству профессиональным
коллективом (ПК-9);
• умение использовать социальную информацию с целью разработки
и решения организационных и управленческих задач (ПК-10).
Структура данного пособия определяется его содержанием и
дидактическими задачами. Каждая тема снабжена вопросами для
формирования и контроля владения компетенциями, вопросами
3
Стр.3
для обсуждения, заданиями, упражнениями, конкретными ситуациями
и методическими указаниями. Это позволяет сформировать
единую логику изложения каждой темы, что дает возможность
формировать у студентов умение строить относительно логичные
и последовательные частные суждения на основе общего подхода.
Предлагаемые вопросы и задания различаются по уровню
сложности. Часть их связана с репродуктивным усвоением и переработкой
информации. Большинство из них нацелено на аналитическую
работу студентов на основе активизации многих интеллектуальных
функций: сравнения и сопоставления абстрагирования и
конкретизации, классифицирования и обобщения и др.
Практические занятия являются связующим звеном между
теорией и практикой. На практических занятиях студенты углубляют
и закрепляют теоретические знания, учатся применять адекватные
способы действия, ведущие к достижению результата, вырабатывают
аналитические умения, приобретают навыки, необходимые
для выполнения курсовых работ выпускной квалификационной
работы. Такими методами решается основная задача учебного
пособия (практикума) – не только раскрыть главные вопросы
социологии карьеры, но и способствовать активизации и мотивации
самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Использование данного практикума должно способствовать
достижению студентами следующих результатов:
знать теоретические основы социологии карьеры, предусмотренные
рабочей программой;
уметь применять исходный теоретический материал для
выполнения заданий по теме путем проявления максимальной самостоятельности,
творчества, инициативы.
Дисциплина «Социология карьеры» реализуется в рамках
подготовки по направлению 39.03.01 – Социология (профиль «Социальная
структура, социальные институты и изменения»), является
дисциплиной по выбору вариативной части профессионального
цикла учебного плана (Б3.В.ДВ.7).
Данная дисциплина основывается на знаниях, полученных
при изучении дисциплин «Социальная структура и стратификация»,
«Основы социологии». Знания и компетенции, полученные в
ходе изучения дисциплины, становятся базой для успешного про4
Стр.4
хождения преддипломной практики и при написании выпускной
квалификационной работы.
Пособие по структуре и содержанию соответствует рабочей
программе дисциплины «Социология карьеры», разработанной в
соответствии с самостоятельно устанавливаемым образовательным
стандартом высшего образования по направлению подготовки
39.03.01 – Социология. Темы практических занятий соотносятся с
темами лекций, а содержательная часть занятий дополняет и
углубляет лекционный материал.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………..
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Социология карьеры как социологическая дисциплина
среднего уровня ……………………………………………………
2. Карьера в социальном пространстве личности …………….
3. Карьера как социальный процесс …………………………..
4. Социальная детерминированность карьеры ………………..
5. Критерии и индикаторы процессуального анализа карьеры …
6. Социологическая интерпретация политической карьеры и
карьеры государственного служащего ……………………………
7. Социологическая интерпретация карьеры менеджера .
Социологическая интерпретация карьеры военных
специалистов ……………………………………………………….
8. Социологическая интерпретация карьер специалистов
системы образования и социальной сферы ……………………….
9. Представления старшеклассников и студентов о карьере …..
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………….
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ ………………………..
3
6
16
20
24
30
33
46
53
63
79
82
86
Стр.86