МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
И. В. Белашева, Д. А. Ершова, М. Л. Есаян
ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Специальность 37.05.02 – Психология служебной деятельности
Специализация «Психологическое обеспечение
служебной деятельности в экстремальных условиях»
Ставрополь
2016
Стр.1
УДК 159:343.34 (075.8)
ББК 66.3(2Рос)3:88.4 я73
Б 43
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р психол. наук, профессор А. А. Волков,
д-р психол. наук, профессор И. В. Боязитова
(ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный
лингвистический университет»)
Белашева И. В., Ершова Д. А., Есаян М. Л.
Б 43 Психология терроризма: учебное пособие. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2016. – 155 с.
Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС
ВО, представляет курс лекций, а также включает вопросы для самопроверки,
литературу.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
37.05.02 – Психология служебной деятельности.
УДК 159:343.34 (075.8)
ББК 66.3(2Рос)3:88.4 я73
Авторы:
канд. психол. наук, доцент И. В. Белашева,
канд. психол. наук, доцент Д. А. Ершова,
канд. психол. наук, доцент М. Л. Есаян
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
2
Стр.2
Предисловие
Психология терроризма является дисциплиной специализации
«Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных
условиях» учебного плана образовательной программы
по направлению 37.05.02 – Психология служебной деятельности,
ориентированной на подготовку специалистов-психологов для
различных структур и ведомств, сотрудники которых работают в
кризисных и экстремальных ситуациях, в условиях повышенного
риска и опасности, а также для организаций и центров, оказывающих
психологическую помощь различным категориям населения
по преодолению последствий террористических актов.
В настоящее время изучение курса «Психология терроризма»
является особенно актуальным в связи с ростом количества террористических
атак, совершаемых различными террористическими
организациями по всему миру. Постоянная угроза террора приводит
к дестабилизации политической, экономической, социальной
обстановки в государстве. Отсутствие уверенности в личной безопасности
способствует нарастанию тревоги, страхов, психического
напряжения, что негативно отражается на психологическом
здоровье, приводит к развитию различных психосоматических
расстройств среди населения.
Генезис понятия «терроризм», история терроризма, психология
личности террористов и террористических группировок, виктимология
терроризма, методы оказания первой психологической
помощи при террористических актах, методы ведения переговоров
с террористами, технологии формирования модели безопасного
поведения – основные вопросы, которые раскрываются в курсе
лекций по дисциплине «Психология терроризма».
Цель учебного пособия – формирование следующих профессиональных
компетенций:
ПК-16 – способность эффективно взаимодействовать с сотрудниками
правоохранительных органов, военными и иными специалистами
по вопросам организации психологического обеспечения
оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических
актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций,
стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности;
3
Стр.3
ПК-32 – способность соблюдать в профессиональной деятельности
требования правовых актов в области защиты государственной
тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение
режима секретности.
Компонентный состав формируемых компетенций включает
ЗНАНИЯ
основных понятий и категорий психологии терроризма;
теоретических и методологических основ психологии терроризма;
истории возникновения терроризма в России и за рубежом;
основных психических свойств личности террориста, особенностей
их формирования в процессе воспитания и влияния на
поведение человека;
психологических факторов формирования поведения,
направленного на поддержание, сохранение, укрепление безопасности
личности;
основных направлений и содержания психологической помощи
в экстремальных и кризисных ситуациях;
УМЕНИЯ
применять психологические знания для анализа информации
и поведения личности террористов;
анализировать индивидуальные особенности личности,
определять направления и способы ведения переговоров с террористами;
определять эффективные с точки зрения психологии тактические
приемы, направленные на манипулирование деятельностью
террористов;
применять знания, теоретические модели и методы, разработанные
в психологии экстремальных и стрессовых ситуаций для
решения научных и практических задач;
планировать деятельность и самостоятельно работать при
оказании экстренной психологической помощи в экстремальных и
кризисных ситуациях, при психологическом сопровождении посттравматических
стрессовых расстройств (ПТСР);
ВЛАДЕНИЕ
навыками эффективного взаимодействия с сотрудниками
правоохранительных органов, военными и иными специалистами
по вопросам организации психологического обеспечения опера4
Стр.4
тивно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических
актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций,
стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности;
основными приемами экстренной психологической помощи
в чрезвычайных ситуациях;
навыками самонаблюдения и наблюдения за поведением
других людей, навыками анализа психических явлений;
навыком ведения научно-исследовательской работы в области
психологии терроризма;
основными приемами психотерапевтической работы и психологического
сопровождения лиц, находящихся в ПТСР;
методами психодиагностических исследований в рамках
психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального
профиля.
Задачи дисциплины:
– формирование у студентов системных представлений о психологической
природе терроризма, особенностях личности террористов,
негативном влиянии терроризма на массовое сознание,
а также о способах борьбы со стрессом у людей, подвергшихся
воздействию теракта, особенностях поведения человека в экстремальных
ситуациях и методами психологического сопровождения
личности в период кризиса.
– изучение мотивов поведения террористов, конструктивных
способов межличностного и межгруппового взаимодействия в экстремальных
условиях;
– изучение способов обеспечения психологической безопасности
личности и группы в условиях чрезвычайной ситуации; повышения
стрессоустойчивости личности с помощью методов психокоррекции
и психотерапии.
Дисциплина «Психология терроризма» (С3.Б.29.7) относится
к дисциплинам специализации «Психологическое обеспечение
служебной деятельности в экстремальных условиях» учебного
плана образовательной программы направления подготовки (специальности)
37.05.02 – Психология служебной деятельности.
Для освоения дисциплины «Психология терроризма» необходимы
знания и умения обучающихся, приобретенные в результате
изучения дисциплин: «Политический экстремизм в современном
мире», «Общая психология», «Психиатрия катастроф», «Психоло5
Стр.5
гия безопасности», «Психология общения и переговоров», «Деятельность
психолога при работе с кризисными состояниями»,
«Культурные и этнические особенности переживания в экстремальных
ситуациях», «Военная психология».
Знания и умения обучающихся, приобретенные в результате
изучения дисциплины «Психология терроризма», необходимы для
освоения последующих дисциплин учебного плана, таких как
«Психологическое обеспечение деятельности силовых структур»,
«Экстренная психологическая помощь».
Курс лекций построен по системному принципу и включает
девяти тем. В первой теме «Генезис понятия «терроризм», классификация
видов терроризма и методы борьбы с ним» дано общее
представление о терроризме как психическом феномене и рассмотрены
различные классификации видов терроризма. Вторая
тема «Истоки зарождения терроризма в России и за рубежом» посвящена
проблеме возникновения и развития терроризма со времен
Древнего Рима до наших дней. В третьей теме «Психология
личности террориста. Психологические портреты современных
террористов» дана классификация личностей террористов, описаны
основные мотивы вступления в террористическую организацию,
выделены психологические особенности личности террористов,
их мотивов, логики и эмоциональной сферы, а также даны
характеристики террористов-смертников. Четвертая тема «Психология
и организация террористической группы» включает в себя
понятие групповой динамики, структуры террористической организации
и основные требования, предъявляемые к потенциальным
участникам террористической группировки. Тема «Виктимология
терроризма» описывает психологические и психопатологические
реакции у жертв терроризма и методы саморегуляции в ситуации
заложничества. Шестая тема «Феноменология чрезвычайной ситуации:
динамика психических состояний и поведения человека»
посвящена основным средствам оказания первой психологической
помощи жертвам терроризма. Седьмая тема «Методы воздействия
средств массовой информации на аудиторию в чрезвычайных ситуациях»
рассматривает терроризм как средство межличностного
общения, роль СМИ в формировании негативного отношения к
терроризму. В восьмой теме «Психологическое сопровождение
процесса переговоров с террористами» даны практические реко6
Стр.6
мендации для переговорщиков с точки зрения психологических
методов и технологий управления конфликтами. Тема девятая
«Защита населения от террористических воздействий» рассматривает
технологии формирования модели безопасного поведения в
различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
7
Стр.7
Содержание
3 Предисловие
8 1. Генезис понятия терроризм, классификация видов
терроризма и методы борьбы с ним
30 2. Истоки зарождения терроризма в России и за рубежом
45 3. Психология личности террориста. Психологические
портреты современных террористов
63 4. Психология и организация террористической группы
70 5. Виктимология терроризма
90 6. Феноменология чрезвычайной ситуации: динамика
психических состояний и поведения человека
114 7. Методы воздействия средств массовой информации
на аудиторию в чрезвычайных ситуациях
122 8. Психологическое сопровождение процесса переговоров
с террористами
135 9. Защита населения от террористических воздействий
148 Заключение
150 Литература
154
Стр.154