Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Психология терроризма (190,00 руб.)

0   0
Первый авторБелашева И. В.
АвторыЕршова Д. А., Есаян М. Л.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц155
ID603271
АннотацияПособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО, представляет курс лекций, а также включает вопросы для самопроверки, литературу
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по специальности 37.05.02 – Психология служебной деятельности
УДК159:343.34
ББК66.33:88.4
Белашева, И. В. Психология терроризма : учебное пособие. Специальность 37.05.02 – Психология служебной деятельности. Специализация «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях» / Д. А. Ершова, М. Л. Есаян; И. В. Белашева .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016 .— 155 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603271 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В настоящее время изучение курса «Психология терроризма» является особенно актуальным в связи с ростом количества террористических атак, совершаемых различными террористическими организациями по всему миру. <...> Постоянная угроза террора приводит к дестабилизации политической, экономической, социальной обстановки в государстве. <...> Генезис понятия «терроризм», история терроризма, психология личности террористов и террористических группировок, виктимология терроризма, методы оказания первой психологической помощи при террористических актах, методы ведения переговоров с террористами, технологии формирования модели безопасного поведения – основные вопросы, которые раскрываются в курсе лекций по дисциплине «Психология терроризма». <...> Компонентный состав формируемых компетенций включает ЗНАНИЯ  основных понятий и категорий психологии терроризма;  теоретических и методологических основ психологии терроризма;  истории возникновения терроризма в России и за рубежом;  основных психических свойств личности террориста, особенностей их формирования в процессе воспитания и влияния на поведение человека;  психологических факторов формирования поведения, направленного на поддержание, сохранение, укрепление безопасности личности;  основных направлений и содержания психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях; УМЕНИЯ  применять психологические знания для анализа информации и поведения личности террористов;  анализировать индивидуальные особенности личности, определять направления и способы ведения переговоров с террористами;  определять эффективные с точки зрения психологии тактические приемы, направленные на манипулирование деятельностью террористов;  применять знания, теоретические модели и методы, разработанные в психологии экстремальных и стрессовых ситуаций для решения научных и практических задач;  планировать деятельность и самостоятельно <...>
Психология_терроризма.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.154
Психология_терроризма.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И. В. Белашева, Д. А. Ершова, М. Л. Есаян ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Специальность 37.05.02 – Психология служебной деятельности Специализация «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях» Ставрополь 2016
Стр.1
УДК 159:343.34 (075.8) ББК 66.3(2Рос)3:88.4 я73 Б 43 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р психол. наук, профессор А. А. Волков, д-р психол. наук, профессор И. В. Боязитова (ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет») Белашева И. В., Ершова Д. А., Есаян М. Л. Б 43 Психология терроризма: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 155 с. Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО, представляет курс лекций, а также включает вопросы для самопроверки, литературу. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 37.05.02 – Психология служебной деятельности. УДК 159:343.34 (075.8) ББК 66.3(2Рос)3:88.4 я73 Авторы: канд. психол. наук, доцент И. В. Белашева, канд. психол. наук, доцент Д. А. Ершова, канд. психол. наук, доцент М. Л. Есаян © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016 2
Стр.2
Предисловие Психология терроризма является дисциплиной специализации «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях» учебного плана образовательной программы по направлению 37.05.02 – Психология служебной деятельности, ориентированной на подготовку специалистов-психологов для различных структур и ведомств, сотрудники которых работают в кризисных и экстремальных ситуациях, в условиях повышенного риска и опасности, а также для организаций и центров, оказывающих психологическую помощь различным категориям населения по преодолению последствий террористических актов. В настоящее время изучение курса «Психология терроризма» является особенно актуальным в связи с ростом количества террористических атак, совершаемых различными террористическими организациями по всему миру. Постоянная угроза террора приводит к дестабилизации политической, экономической, социальной обстановки в государстве. Отсутствие уверенности в личной безопасности способствует нарастанию тревоги, страхов, психического напряжения, что негативно отражается на психологическом здоровье, приводит к развитию различных психосоматических расстройств среди населения. Генезис понятия «терроризм», история терроризма, психология личности террористов и террористических группировок, виктимология терроризма, методы оказания первой психологической помощи при террористических актах, методы ведения переговоров с террористами, технологии формирования модели безопасного поведения – основные вопросы, которые раскрываются в курсе лекций по дисциплине «Психология терроризма». Цель учебного пособия – формирование следующих профессиональных компетенций: ПК-16 – способность эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными и иными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности; 3
Стр.3
ПК-32 – способность соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности. Компонентный состав формируемых компетенций включает ЗНАНИЯ  основных понятий и категорий психологии терроризма;  теоретических и методологических основ психологии терроризма;  истории возникновения терроризма в России и за рубежом;  основных психических свойств личности террориста, особенностей их формирования в процессе воспитания и влияния на поведение человека;  психологических факторов формирования поведения, направленного на поддержание, сохранение, укрепление безопасности личности;  основных направлений и содержания психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях; УМЕНИЯ  применять психологические знания для анализа информации и поведения личности террористов;  анализировать индивидуальные особенности личности, определять направления и способы ведения переговоров с террористами;  определять эффективные с точки зрения психологии тактические приемы, направленные на манипулирование деятельностью террористов;  применять знания, теоретические модели и методы, разработанные в психологии экстремальных и стрессовых ситуаций для решения научных и практических задач;  планировать деятельность и самостоятельно работать при оказании экстренной психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях, при психологическом сопровождении посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР); ВЛАДЕНИЕ  навыками эффективного взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов, военными и иными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения опера4
Стр.4
тивно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности;  основными приемами экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях;  навыками самонаблюдения и наблюдения за поведением других людей, навыками анализа психических явлений;  навыком ведения научно-исследовательской работы в области психологии терроризма;  основными приемами психотерапевтической работы и психологического сопровождения лиц, находящихся в ПТСР;  методами психодиагностических исследований в рамках психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля. Задачи дисциплины: – формирование у студентов системных представлений о психологической природе терроризма, особенностях личности террористов, негативном влиянии терроризма на массовое сознание, а также о способах борьбы со стрессом у людей, подвергшихся воздействию теракта, особенностях поведения человека в экстремальных ситуациях и методами психологического сопровождения личности в период кризиса. – изучение мотивов поведения террористов, конструктивных способов межличностного и межгруппового взаимодействия в экстремальных условиях; – изучение способов обеспечения психологической безопасности личности и группы в условиях чрезвычайной ситуации; повышения стрессоустойчивости личности с помощью методов психокоррекции и психотерапии. Дисциплина «Психология терроризма» (С3.Б.29.7) относится к дисциплинам специализации «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях» учебного плана образовательной программы направления подготовки (специальности) 37.05.02 – Психология служебной деятельности. Для освоения дисциплины «Психология терроризма» необходимы знания и умения обучающихся, приобретенные в результате изучения дисциплин: «Политический экстремизм в современном мире», «Общая психология», «Психиатрия катастроф», «Психоло5
Стр.5
гия безопасности», «Психология общения и переговоров», «Деятельность психолога при работе с кризисными состояниями», «Культурные и этнические особенности переживания в экстремальных ситуациях», «Военная психология». Знания и умения обучающихся, приобретенные в результате изучения дисциплины «Психология терроризма», необходимы для освоения последующих дисциплин учебного плана, таких как «Психологическое обеспечение деятельности силовых структур», «Экстренная психологическая помощь». Курс лекций построен по системному принципу и включает девяти тем. В первой теме «Генезис понятия «терроризм», классификация видов терроризма и методы борьбы с ним» дано общее представление о терроризме как психическом феномене и рассмотрены различные классификации видов терроризма. Вторая тема «Истоки зарождения терроризма в России и за рубежом» посвящена проблеме возникновения и развития терроризма со времен Древнего Рима до наших дней. В третьей теме «Психология личности террориста. Психологические портреты современных террористов» дана классификация личностей террористов, описаны основные мотивы вступления в террористическую организацию, выделены психологические особенности личности террористов, их мотивов, логики и эмоциональной сферы, а также даны характеристики террористов-смертников. Четвертая тема «Психология и организация террористической группы» включает в себя понятие групповой динамики, структуры террористической организации и основные требования, предъявляемые к потенциальным участникам террористической группировки. Тема «Виктимология терроризма» описывает психологические и психопатологические реакции у жертв терроризма и методы саморегуляции в ситуации заложничества. Шестая тема «Феноменология чрезвычайной ситуации: динамика психических состояний и поведения человека» посвящена основным средствам оказания первой психологической помощи жертвам терроризма. Седьмая тема «Методы воздействия средств массовой информации на аудиторию в чрезвычайных ситуациях» рассматривает терроризм как средство межличностного общения, роль СМИ в формировании негативного отношения к терроризму. В восьмой теме «Психологическое сопровождение процесса переговоров с террористами» даны практические реко6
Стр.6
мендации для переговорщиков с точки зрения психологических методов и технологий управления конфликтами. Тема девятая «Защита населения от террористических воздействий» рассматривает технологии формирования модели безопасного поведения в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях. 7
Стр.7
Содержание 3 Предисловие 8 1. Генезис понятия терроризм, классификация видов терроризма и методы борьбы с ним 30 2. Истоки зарождения терроризма в России и за рубежом 45 3. Психология личности террориста. Психологические портреты современных террористов 63 4. Психология и организация террористической группы 70 5. Виктимология терроризма 90 6. Феноменология чрезвычайной ситуации: динамика психических состояний и поведения человека 114 7. Методы воздействия средств массовой информации на аудиторию в чрезвычайных ситуациях 122 8. Психологическое сопровождение процесса переговоров с террористами 135 9. Защита населения от террористических воздействий 148 Заключение 150 Литература 154
Стр.154

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.