Травинова Детерминанты межличностных взаимоотношений первоклассников с разным уровнем интеллекта В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей складывающихся межличностных взаимоотношений первоклассников с разным уровнем интеллекта. <...> Автор выделил следующие детерминанты удовлетворенности межличностными взаимоотношениями: совместная деятельность, социальный статус в группе, мотивация взаимовыборов, индивидуальные особенности. <...> Ключевые слова: отношения, деловые отношения, личные отношения, межличностные взаимоотношения, взаимовыбор, уровень интеллектуального развития, социальный статус, устойчивый выбор, личностные качества. <...> Школа как институт социализации детерминирует не только освоение учебной деятельности, но и складывающиеся взаимные межличностные отношения первоклассников, которые, в свою очередь, выступают ярким показателем уровня развития ученического коллектива и личности каждого ученика. <...> Категорию «отношения» разрабатывали в отечественной психологии В. Н. Мясищев, Я. Л. Коломинский, Т. Е. Конникова, Б. Д. Парыгин, И. М. Поспехов, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Шкуричева и др. <...> В своих исследованиях В. Н. Мясищев рассматривал отношение человека к другим людям как субъективное отражение их свойств и качеств в собственном сознании. <...> Существенной характеристикой отношений к другим людям В. Н. Мясищев считал их «индивидуально избирательный характер» [2, с. <...> Я. Л. Коломинский охарактеризовал отношение человека к другому человеку как «своеобразное психологическое эхо», вызванное восприятием поведения и общением с другим человеком [1, с. <...> Взаимоотношение ученый рассматривал как особый вид отношения человека к человеку, основной характеристикой которого является «личностно значимое эмоциональное, образное и интеллектуальное (когнитивное) отражение внутреннего состояния другого», предполагающее ответное личное отношение [1, с. <...> Он выделил в отношении человека <...>