104 Высшее образование в России • № 4, 2017 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА СТЕПАНОВА Инга Юрьевна – канд. пед. наук, доцент, Институт педагогики, психологии и социологии. <...> Качество подготовки выпускников вузов подвергается критике со стороны работодателей. <...> Выходя на рынок труда, выпускник системы высшего образования имеет выбор, но часто не понимает, как им воспользоваться. <...> Причиной тому является недостаток внимания к проблемам профессиональной социализации при освоении образовательных программ. <...> В складывающихся условиях возникает потребность создавать в ходе образовательного процесса условия для осуществления обучающимися диалектического синтеза социализации и индивидуализации относительно решения задач нахождения вариантов построения профессионально-жизненного пути. <...> В статье предлагается связывать решение обозначенных задач с освоением обучающимися процедур самоопределения относительно видов осваиваемой деятельности в соответствии с требованиями образовательных программ. <...> Раскрывается сложность реализации предлагаемого процесса и обосновывается потребность в его реализации для достижения выпускниками конкурентоспособности как прогнозируемого результата высшего образования. <...> Ключевые слова: конкурентоспособность выпускника, образовательная программа, прогнозируемый результат, профессиональная социализация, самоопределение Для цитирования: Степанова И.Ю., Адольф В.А. <...> Профессиональная социализация в вузе как условие формирования конкурентоспособности выпускника // Высшее образование в России. <...> Вступая в трудовую жизнь по завершении определенной ступени высшего образования, молодые люди располагают свободой выбора не только деятельности, но и образа жизни, которые в совокупности позволяют искать место в обществе, претендовать на занятие определённых социальных и профессиональных ниш. <...> Осознанный <...>