Р., Воронин А. Е., 2016 © Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016 2 ВВЕДЕНИЕ Добровольная лесная сертификация — это важнейший механизм сохранения лесов на нашей планете. <...> Тем не менее не все знают, что эта продукция сделана из древесины, заготовленной в естественных лесах, а о том, какая ее часть происходит из правильно управляемых лесов, были ли лесные ресурсы заготовлены законным образом, — еще меньше. <...> За последние годы сфера применения добровольной лесной сертификации расширилась и включила в себя ряд смежных процессов, например: отслеживание цепочек продукции, маркетинг сертифицированной продукции, развитие закупочных политик сертифицированной продукции — как корпоративных, так и муниципальных и государственных. <...> Добровольная сертификация лесоуправления, для краткости называемая лесной сертификацией, — это сравнительно новый и быстро развивающийся процесс в лесном секторе, направленный на повышение уровня управления лесами на основе международных стандартов. <...> Лесная сертификация — это деятельность по подтверждению соответствия управления лесами и (или) лесохозяйственной продукции установленным требованиям. <...> Из-за серьезной обеспокоенности мирового сообщества экологическими и социальными проблемами продукция, произведенная из сертифицированных лесов, пользуется особым спросом на мировых рынках, что окупает вложения в сертификацию, способствует ее быстрому распространению в лесном секторе. <...> Этот процесс уже оказал существенное воздействие на лесоуправление, благодаря чему лесные отношения стали более открытыми, повысилось качество лесоуправления в сертифицированных лесах во всем мире. <...> В 1993 г. была образована первая организация в области лесной сертификации — Лесной попечительский совет (ЛПС / FSC), а первые леса были сертифицированы в 1996 г. Многие специалисты справедливо считают, что лесная сертификация является одним из проявлений процесса <...>
Сертификация_и_маркетинг_в_области_лесных_материалов________________учебное_пособие.pdf
УДК 658.62.018;630(075)
ББК 65.9(2)34-07я7
Сафиуллина А. Х.
Сертификация и маркетинг в области лесных материалов :
учебное пособие / А. Х. Сафиуллина, Р. Р. Сафин, А. Е. Воронин;
М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т.. – Казань :
Изд-во КНИТУ, 2016. – 80 с.
ISBN 978-5-7882-1925-7
Рассмотрены вопросы сертификации и маркетинга в области
лесных материалов.
Предназначено для магистров направления подготовки 35.04.02
«Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих
производств», изучающих дисциплину «Сертификация и маркетинг в
области лесных материалов», а также для аспирантов и преподавателей.
Подготовлено на кафедре «Архитектура и дизайн изделий из
древесины».
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Казанского национального исследовательского технологического
университета
Рецензенты:
зам. ген. директора ООО НПП «ТермоДревПром»
канд. техн. наук Л. И. Аминов
зам. гл. редактора журнала
«Деревообрабатывающая промышленность»
д-р. техн. наук Е. Ю. Разумов
ISBN 978-5-7882-1925-7 © Сафиуллина А. Х., Сафин, Р. Р.,
Воронин А. Е., 2016
© Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2016
2
Стр.2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................... 3
1. ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛЕСНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ..................... 4
1.1. История лесной сертификации................................................. 4
1.2. Зарождение лесной сертификации в России........................... 10
1.3. Сертификация и рынки............................................................. 14
1.4. Сертификация и легальность происхождения древесины..... 19
1.5. Процесс и структура лесной сертификации............................ 21
1.6. Практика лесной сертификации............................................... 33
1.7. Подготовка предприятия к сертификации.............................. 38
1.8. Проведение сертификационной оценки лесоуправления...... 48
1.9. Сертификация цепочки поставок и контролируемой
древесины..........................................................................................
..........
54
2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ.................................. 60
2.1. Управление лесным хозяйством как видом экономической
деятельности........................................................................................... 60
2.2. Организационно-правовые формы управления
лесным хозяйством........................................................................... 62
2.3. Экономическая модель устойчивого управления лесами...... 63
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ
УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ................ 65
3.1. Планирование в области освоения, охраны, защиты и
воспроизводства лесов..................................................................... 65
3.2. Стратегическое планирование. Лесной план.......................... 66
3.3. Экономический механизм и методы государственного
регулирования в управлении лесным хозяйством......................... 69
3.4. Особенности государственного управления в области
использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства
лесов в переходный период.................................................................. 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................. 78
79
Стр.79