© К.В. Осипова ЭО, 2017 г., № 2 ДЕНЬ С КОЛОБОМ, ДА ДВА С ГОЛОДОМ: КРЕСТЬЯНСКАЯ ПИЩА ВО ВРЕМЕНА ГОЛОДА (НА МАТЕРИАЛЕ СЕВЕРНОРУССКОЙ ДИАЛЕКТНОЙ ЛЕКСИКИ) Ключевые слова: Русский Север, традиционная культура, пища, голод, этнолингвистика, диалект, лексика, русский язык В статье рассматриваются севернорусские обозначения голода, наименования продуктов и блюд, характерных для голодного времени. <...> Основу рациона в голодное время составляли жидкие пустые похлебки, а также хлеб и лепешки, испеченные с добавлением заменителей муки (из дикорастущих растений, жмыха, отходов от обмолота). <...> Названия таких блюд указывают на использованный суррогатный компонент, элементарную технологию приготовления, специфичную цветовую характеристику, жизненную необходимость пищи, ее “пустоту” и низкокалорийность, исторический период распространения. <...> Основу повседневной крестьянской пищи на Русском Севере в XIX–XX вв. составляли хлеб, каша, похлебки, состав которых несколько менялся в зависимости от региона. <...> В костромских говорах до сих пор сохраняется память об этом времени в канцеляризмах мясповинность, молповинность, яйповинность (“продовольственный налог мясом, молоком, яйцами”) (ЛКТЭ). <...> О смене поведенческих стратегий и некоторых ценностных установок в голодное время свидетельствуют многие исследователи “голода”. <...> «Можно говорить о существовании своеобразной “философии голода”, когда народная мудрость фактически оправдывает положение дел, при котором неизбежно появляются люди, испытывающие недостаток пищи: “Всем досыта есть, так и хлеба не станет” <…> голод соотносится не только с теми, кто голодает, но и с бедными, а также ненасытными, прожорливыми, жадными людьми Ксения Викторовна Осипова – к. филол. н., сотрудник кафедры русского языка и общего языкознания Уральского федерального университета (г. Екатеринбург); e-mail: kpyankova@yandex. ru. <...> Л.Ф. Миронихина отмечает, что, наряду с желанием сохранить хотя бы видимость традиционного <...>