СОЦИОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Под общей редакцией доктора философских наук,
профессора, академика РАО Г.Ф. Шафранова-Куцева
Рекомендован Учебно-методическим объединением
по образованию и педагогическим наукам в качестве учебника
для студентов, обучающихся в вузах по педагогическим
направлениям (специальностям)
Москва•2016•Логос
Стр.1
Серия основана в 2003 году
УДК 37.015.42
ББК 60.5:74
Ш30
Рецензенты
В.Г. Немировский, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой
социологии Сибирского федерального университета
Ю.Р. Вишневский, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии
и технологий государственного и муниципального управления Уральского
федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Авторы
Г. Ф. Шафранов-Куцев (общая редакция, предисловие, гл. 1, 2, 3, 13, 14); М. М. Аку лич
(гл. 10, 11); М. В. Батырева (гл. 10); Г. З. Ефимова (гл. 4, 5); Е. А. Любимова (гл. 7, 12);
И. В. Ильина (гл. 9); Н. В. Мальцева (гл. 8); В. В. Мельник (гл. 15); Е. Н. Яркова (гл. 6).
Шафранов-Куцев Г.Ф.
Ш30 Социология современного образования: учебник / общая редакция Г.Ф. Шаф -
ранова-Куцева. – М.: Логос, 2016. – 432 с. (Новая университетская библиотека)
ISBN 978-5-98704-842-9
Рассмотрены основные закономерности развития современного образования
как важнейшего социального института общества, раскрыто его взаимодействие
с другими социальными институтами, сферами общественной жизни, имеющими
непосредственное отношение к обучению и воспитанию детей и молодежи:
наукой, культурой, семейно-брачными и межнациональными отношениями, урбанизацией.
Показана роль образования в формировании социальной структуры
общества, его социальной мобильности, учительства как основной социальной
группы российской интеллигенции. Представлена типология учреждений общего
и профессионального образования, социологические характеристики современных
технологий обучения, открытого электронного образования. Освещена
специфика процессов управления в системе образования. Изложены основные
теории девиантного поведения подростков, показана социальная специфика
конфликтов в учебных коллективах. С учетом практико-ориентированного характера
учебного курса рассмотрены методология и методика исследований, основные
приемы социологического исследования.
Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по педагогическим
направлениям (специальностям). Может использоваться в учебном
процессе по социологическим и другим социально-гуманитарным направлениям
и специальностям вузов, а также при подготовке аспирантов и повышении квалификации
работников образования. Представляет интерес для широкого круга
научно-педагогических работников образовательных учреждений всех видов.
УДК 37.015.42
ББК 60.5:74
ISBN 978-5-98704-842-9
© Авторы, указанные на обороте титульного листа, 2016
© Тюменский государственный университет, 2016
© Логос, 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................... 7
Глава 1. Социология в системе социально-экономических наук .........12
1.1. Определение социологии .......................................................12
1.2. Структура современной социологии .....................................16
1.3. Функции социологической науки .........................................19
1.4. Законы и категории социологической науки ....................... 25
Литература .................................................................................... 30
Глава 2. Становление социологии как науки ...................................... 32
2.1. Основные этапы развития социологической науки ............. 32
2.2. История социологии в России ...............................................41
2.3. Основные направления развития современной
социологии ..............................................................................46
Литература .....................................................................................56
Глава 3. Общество и система образования ..........................................59
3.1. Система образования как социальный институт
общества ..................................................................................59
3.2. Основные социологические закономерности развития
образования ............................................................................61
3.3. Социальные функции образования .......................................68
3.4. Образование – основной регулятор социальной
структуры общества ................................................................71
3.5. Социологический портрет российского учительства .......... 75
Литература .....................................................................................79
Глава 4. Социологическая характеристика структуры
и социальные проблемы общего образования .......................80
4.1. Дошкольное образование и воспитание ................................80
4.2. Начальная, основная и средняя школа ................................. 82
Стр.3
4 Оглавление
4.3. Социологические проблемы выявления, обучения
и воспитания лиц с ограниченными возможностями
здоровья ..................................................................................87
4.4. Дополнительное образование детей и подростков................89
4.5. Профориентационная работа в школе ..................................93
4.6. Элитные учебные заведения ..................................................97
4.7. Работа с одаренными детьми ...............................................103
4.8. Компьютеризация современного образования ...................108
4.9. Профессиональный стандарт педагога ................................115
Литература ...................................................................................116
Глава 5. Социология профессионального образования .....................118
5.1. Профессиональное образование. Учреждения среднего
и высшего профессионального образования. Категории
образовательных организаций высшего образования ........118
5.2. Гуманизация и гуманитаризация высшего
профессионального образования .........................................125
5.3. Университет – центр образования и науки .........................127
5.4. Аспирантура как ступень высшего образования .................135
5.5. Дистанционное, сетевое обучение .......................................139
5.6. Академические свободы, академическая мобильность
и студенческое самоуправление ...........................................142
5.7. Дополнительное профессиональное образование ..............149
5.8. Профессиональное образование и формирование
конкурентоспособности личности ......................................152
Литература ...................................................................................155
Глава 6. Социологические характеристики современной науки ........157
6.1. Этапы развития научного знания ........................................158
6.2. Виды научных революций ....................................................165
6.3. Роль науки в информационном обществе ...........................167
6.4. Социологический портрет ученого ......................................174
6.5. Организационная структура современной науки................178
Литература ...................................................................................180
Глава 7. Социально-территориальная организация общества ...........182
7.1. Город как основа цивилизации ............................................182
7.2. Типология и образ жизни сельских поселений ...................190
7.3. Особенности системы образования в городских
и сельских условиях ..............................................................194
Стр.4
Оглавление 5
7.4. Значение урбанизации в развитии образования .................196
Литература ...................................................................................203
Глава 8. Социально-этнические аспекты образования ......................204
8.1. Специфика национального вопроса в России ....................204
8.2. Явление мультикультурализма в образовании ....................208
8.3. Многонациональные учебные коллективы.
Изучение родного языка и формирование двуязычия ........216
8.4. Образование малых народов Севера ....................................222
8.5. Воспитание толерантности и культуры
межнационального общения в образовании .......................226
Литература ...................................................................................234
Глава 9. Культура и образование .......................................................235
9.1. Понятие культуры .................................................................236
9.2. Культурные универсалии: ценности, традиции, нормы,
знания, язык .........................................................................238
9.3. Культура западная и восточная. Особенности культуры
России ...................................................................................246
9.4. Социокультурные различия в сфере образования:
молодежная и педагогическая субкультуры ........................253
Литература ...................................................................................262
Глава 10. Семья и образование ..........................................................264
10.1. Семья – первичная ячейка социальной общности ...........264
10.2. Функции семейно-брачных институтов ............................267
10.3. Типология семей .................................................................272
10.4. Современное состояние семьи в России ...........................278
10.5. Сотрудничество семьи и образовательных учреждений ......286
Литература ...................................................................................288
Глава 11. Социальный конфликт и социальное согласие
в современном обществе ....................................................290
11.1. Феномены конфликта и согласия в обществе ...................290
11.2. Функции социального конфликта и социального
согласия ...............................................................................295
11.3. Типологизация социальных конфликтов ..........................297
11.4. Виды конфликтов в образовании .......................................299
11.5. Конфликт и согласие как социальные процессы ..............305
11.6. Управление конфликтом и согласием в обществе .............309
Литература ...................................................................................312
Стр.5
6 Оглавление
Глава 12. Социология девиантного поведения ...................................314
12.1. Значение социальных норм и санкций
в образовательном процессе ...............................................314
12.2. Девиантное поведение: содержание, формы,
основные теории .................................................................317
12.3. Девиантное и делинквентное поведение подростков
и молодежи ..........................................................................325
12.4. Общий и специальный социальный контроль
несовершеннолетних ..........................................................332
Литература ...................................................................................339
Глава 13. Управленческие проблемы в системе образования ............340
13.1. Основные принципы управления в социальной сфере.....340
13.2. Федерализм и тенденции регионализации системы
образования .........................................................................347
13.3. Организационно-управленческие проблемы
повышения качества образования .....................................356
13.4. Социологические исследования в практике
управления ..........................................................................361
Литература ...................................................................................370
Глава 14. Методология и организация социологических
исследований .....................................................................371
14.1. Типология социологических исследований ......................372
14.2. Основные требования к разработке программы ...............374
14.3. Формирование выборки в социологическом
исследовании ......................................................................381
14.4. Принципы социологических измерений ...........................392
Литература ...................................................................................400
Глава 15. Основные методы сбора и обработки социологической
информации .......................................................................402
15.1. Основные методы (приемы) сбора эмпирической
информации ........................................................................402
15.2. Подготовка, обработка, анализ и интерпретация
данных .................................................................................424
Литература ...................................................................................430
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемый учебный курс позволяет получить представление
о зарождении, истории развития и современном состоянии социологической
науки. В книге в основном излагаются социологические
теории среднего уровня о различных сферах жизни современного общества,
тесно взаимодействующих с образовательными учреждениями,
образующими ту социально-культурную среду, в которой формируется
современный человек, социальный потенциал общества.
В учебнике содержится большой фактический материал о социальных
проблемах современного российского образования и прилегающих
к нему социальных институтах. Разумеется, такие данные,
сведения, факты достаточно быстро устаревают. Авторы выражают
уверенность в том, что студенты, аспиранты, молодые преподаватели,
на которых рассчитан учебник, будут использовать информационные
технологии для обновления приведенных данных. Надеемся,
что наша работа будет служить для них компасом в постоянно прирастающем
море социологического знания.
По сути, предложенный курс «Социология современного образования»
носит мультисоциологический характер, включает знания
различных разделов социологии. При таком подходе можно составить
целостное представление о системе современного образования
как важнейшем социальном институте общества, закономерностях
и противоречиях его развития. Социальный институт образования
глубоко встроен в общество, и многие общественные ракурсы, особенности
социального поля отражаются в деятельности любого учебного
заведения. Не случайно академик РАО, выдающийся организатор
школьного образования Евгений Ямбург одну из своих книг так
и назвал «Школа и ее окрестности»1
. Невозможно представить деятельность
учебного заведения без понимания социологических закономерностей
или особенностей, скажем, развития системы рассе1
Ямбург Е. М. Школа и ее окрестности. М., 2011.
Стр.7
428
Глава 15. Основные методы сбора и обработки социологической…
1. Номинальный признак (вопрос номер 24) с 10 совместимыми
альтернативами – вопрос-меню (10-я альтернатива отмечена символом).
Var
#24 #Valid Observations = 1134, #Missing Observations = 180
012345
19 1.68 % 205 18.08 % 148 13.05 % 154 13.58 % 74 6.53 % 107 9.44 %
6789 А
159 14.02 % 201 17.72 % 44 3.88 % 20 1.76 % 3 0.26 %
Mode is 1.
Расшифровка значений
Вопрос 24. Ценности наиболее значимые для современных коренных
северян.
1 – Сохранение традиционного образа жизни ...................................... 18,1 %
2 – Сохранение среды обитания ............................................................ 13,1 %
3 – Образование ...................................................................................... 13,6 %
4 – Прочная и большая семья ...................................................................6,5 %
5 – Обеспеченная старость ......................................................................9,4 %
6 – Здоровье членов семьи ...................................................................... 14,0 %
7 – Материальный достаток .................................................................. 17,7 %
8 – Сохранение среды обитания ..............................................................3,9 %
9 – Северная доброжелательность, гостеприимство, добрососедство ...1,8 %
А – Другое ................................................................................................ 0,3 %
0 – Нет ответа ............................................................................................1,7 %
Частотные распределения ранговых (порядковых) признаков
Дихотомический ранговый признак
Var #69 #Valid Observations = 438, #Missing Observations = 0
012
153 34.93 %
54 12.33 %
Median is between 1 and 2.
Трехранговый признак
Var #2 #Valid Observations = 438, #Missing Observations = 0
0123
56 12.79 %
14 3.20 %
Median is between 1 and 2.
193 44.06 %
175 39.95 %
231 52.74 %
Стр.428
15.2. Подготовка, обработка, анализ и интерпретация данных
Четырехранговый признак
Var #23 #Valid Observations = 438, #Missing Observations = 0
01234
187 42.69 %
22 5.02 %
Median is between 1 and 2.
Пятиранговый признак
Var #36 #Valid Observations = 438, #Missing Observations = 0
012345
52 11.87 % 145 33.11 % 19 4.34 % 43 9.82 % 172 39.27 % 7 1.60 %
Median is between 2 and 3.
Var #132 #Valid Observations = 438, #Missing Observations = 0
012 3
Шестиранговый признак
4
Пример метрического признака
Var #28 – Число детей в семье
#Valid Observations = 438, #Missing Observations = 0
Min = 0.000, Max = 10.00, Ave = 1.559, Dev = 1.804
В завершение приведем пример процедуры анализа двумерного распределения
признаков в массиве из 1345 опрошенных респондентов.
Crosstable Var #2 with Var #4
#Valid Observations = 1345, #Missing Observations = 0
0
1
0
1
2
3
Column
tot.
22 64.71 %
2 5.88 %
99 48.53 %
64 10.26 %
14 2.90 %
2
6 17.65 %
79 38.73 %
3
4 11.76 %
44.90 % 1.64 % 1.12 % 0.15 % 1.06 % 0.45 % 0.73 % 0.30 %
3 1.47 %
6.12 % 0.22 % 55.31 % 7.36 % 13.91 % 5.87 % 4.19 % 1.71 %
15 2.40 %
388 62.18 %
95 19.67 %
Row totals
34 2.53 %
23 11.27 % 204 15.17 %
157 25.16 % 624 46.39 %
30.61 % 1.12 % 35.75 % 4.76 % 68.31 % 28.85 % 28.60 % 11.67 %
9 1.86 %
179 13.31 %
568 42.23 %
365 75.57 % 483 35.91 %
18.37 % 0.67 % 7.82 % 1.04 % 16.73 % 7.06 % 66.48 % 27.14 %
49 3.64 %
549 40.82 % 1345 100.0 %
Chi-Squared = 946.2 with 9 degrees of freedom, Significance = 0.000
Cramer’s V = 0.4843, Contingency coeff = 0.6426, Corrected = 0.7421
Pearson’s R = 0.5508, Kendall’s Tau = 0.2939, Significance = 0.000
5
6
32 7.31 % 41 9.36 % 47 10.73 % 178 40.64 % 43 9.82 % 64 14.61 % 33 7.53 %
Median is between 2 and 3.
178 40.64 %
46 10.50 %
5 1.14 %
429
Стр.429
430
Глава 15. Основные методы сбора и обработки социологической…
Краткий анализ двух переменных заключается в следующем.
Первое: выбор направления анализа. Поскольку причинным (факторным)
признаком всегда указывается первый, основным направлением
анализа будет анализ по строкам. Содержание вопросов следующее:
Вопрос
№ 2. Насколько за последние три года изменилось экономическое
положение в вашем регионе?
1. Ухудшилось. 2. Осталось прежним. 3. Улучшилось.
Вопрос № 3. Как изменилось Ваше материальное положение?
1. Ухудшилось. 2. Осталось прежним. 3. Улучшилось.
Отметим, что основной тенденцией является положительная
оценка в обоих ответах, что подтверждается коэффициентами корреляции,
которые сопровождают каждую таблицу. Как видим, здесь
используются семь коэффициентов, из которых самым «аналитическим»
является Contingencycoeff = 0.6426, Corrected = 0.7421 – коэффициент
контингенции (коэффициент взаимной сопряженности
двух анализируемых переменных) с откорректированной величиной
(на размер таблицы – 0,74), что очень значимо и позволяет сделать
вывод о том, что экономика в конкретном регионе в значительной
степени определяет материальное благополучие респондентов.
Литература
1. Аверьянов Л. Я. Социология: Искусство задавать вопросы: метод.
пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.
2. Белановский С. А. Метод фокус-групп: учеб. пос. для студентов
вузов. М.: Никколо-Медиа, 2001.
3. Белановский С. А. Свободное интервью как метод социологического
исследования // Социология. 4М. 1991. Т. 2.
4. Богомолова Н. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического
исследования: учеб. пособие. М.: Магистр,
1997.
5. Горшков М. К., Шегери Ф. Э. Прикладная социология: учеб. пособие
для вузов. М., 2003. 312 с.
6. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования:
учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. 786 с. (Высшее образование).
7.
Исупова О. Телефонное интервью: заметки // Социология. М.,
1996. Т. 7.
Стр.430
Литература 431
8. Интерпретация и анализ данных в социологическом исследовании.
М.: Наука, 1987.
9. Кравченко А. Методология и методы социологических исследований:
учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 828 с.
10. Математические методы анализа и интерпретация социологических
данных. М., 1989.
11. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью /
под ред. С. А. Белановского. М.: Институт молодежи, 1991.
12. Методы сбора информации в социологических исследованиях:
организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов.
Наблюдение. Эксперимент / отв. ред. В. Г. Андреенков,
О. М. Маслова. М.: Наука, 1990. Кн. 2.
13. Мельник В. В., Печеркина И. Ф. Методология и методика социологического
исследования: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского
гос. ун-та, 2012. 308 с.
14. Рукавишников В. О., Паниотто В. И., Чурилов Н. Н. Опросы населения
(методический опыт). М.: Финансы и статистика, 1984.
15. Социология [Электронный ресурс]: учебник / под ред. В. К. Батурина.
М.: Юнити-Дана, 2012. 488 с. URL: http://www.biblioclub.ru/
index.php?page=book&id=117760 (дата обращения: 01.09.2014).
16. Татарова Г. Т. Основы типологического анализа в социологических
исследованиях: учеб. пособие. М.: Высшее образование и Наука,
2007. 236 с.
17. Толстова Ю. Н. Что такое «Анализ социологических данных»?:
учеб. пособие. М.: ГУУ, 1999.
18. Тощенко Ж. Т. Социология [Электронный ресурс]: учебник.
М.: Юнити-Дана, 2012. 608 с. URL: http://www.biblioclub.ru/index.
php?page= book&id=117135 (дата обращения: 01.09.2014).
19. Фенетто Э. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты.
СПб., 2004.
20. Флейс Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей
и пропорций / пер. с англ.; под ред. Ю. Н. Благовещенского. М.: Финансы
и статистика, 1989.
21. Экспертные оценки в социологических исследованиях / под
ред. С. Б. Крымского, Б. Б. Жилина, В. И. Паниотто. Киев: Наукова
думка, 1990.
22. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание,
объяснение, понимание социальной реальности. М.: Омега-Л,
2012. 567 с.
Стр.431
Учебное издание
СОЦИОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебник
Редактор Н.В. Герценштейн
Корректор А.А. Нотик
Компьютерная верстка А.Н. Дубка
Дизайн А.М. Моисеева
Подписано в печать 11.01.2016. Формат 60×90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. 27 печ. л.
Тираж 1000 экз. Заказ №
Издательская группа «Логос»
Юридический адрес: 123104, Москва, Б. Палашевский пер., д. 9, стр. 1
Почтовый адрес: 111024, Москва, Авиамоторная ул., д. 55, корп. 31.
Тел.: (495) 981-51-12, 7 (985) 165-36-39
Электронная почта: universitas@mail.ru
По вопросам приобретения и издания литературы обращайтесь:
111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31
Тел.: (495) 981-51-12. Электронная почта: universitas@mail.ru.
Дополнительная информация на сайте: www.logosbook.ru
Стр.432