Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Социология современного образования (660,00 руб.)

0   0
АвторыШафранов-Куцев Геннадий Филиппович
ИздательствоМ.: Логос
Страниц432
ID590620
АннотацияРассмотрены основные закономерности развития современного образования как важнейшего социального института общества, раскрыто его взаимодействие с другими социальными институтами, сферами общественной жизни, имеющими непосредственное отношение к обучению и воспитанию детей и молодежи: наукой, культурой, семейно-брачными и межнациональными отношениями, урбанизацией.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, получающих образование по педагогическим направлениям (специальностям). Может использоваться в учебном процессе по социологическим и другим социально-гуманитарным направлениям и специальностям вузов, а также при подготовке аспирантов и повышении квалификации работников образования. Представляет интерес для широкого круга научно-педагогических работников образовательных учреждений всех видов.
ISBN978-5-98704-842-9
УДК37.015.42
ББК60.5:74
Социология современного образования : учебник для студентов, обучающихся в вузах по педагогическим направлениям (специальностям) / ред. Г. Шафранов-Куцев .— Москва : Логос, 2016 .— 432 с. — (Новая университетская библиотека) .— ISBN 978-5-98704-842-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/590620 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СОЦИОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Под общей редакцией доктора философских наук, профессора, академика РАО Г.Ф. <...> Ш30 Социология современного образования: учебник / общая редакция Г.Ф. Шаф - ранова-Куцева. <...> Представлена типология учреждений общего и профессионального образования, социологические характеристики современных технологий обучения, открытого электронного образования. <...> Изложены основные теории девиантного поведения подростков, показана социальная специфика конфликтов в учебных коллективах. <...> Образование – основной регулятор социальной структуры общества . <...> Академические свободы, академическая мобильность и студенческое самоуправление . <...> Социокультурные различия в сфере образования: молодежная и педагогическая субкультуры . <...> Социальный конфликт и социальное согласие в современном обществе . <...> Феномены конфликта и согласия в обществе . <...> Девиантное и делинквентное поведение подростков и молодежи . <...> Федерализм и тенденции регионализации системы образования . <...> Основные методы сбора и обработки социологической информации . <...> Не случайно академик РАО, выдающийся организатор школьного образования Евгений Ямбург одну из своих книг так и назвал «Школа и ее окрестности»1 . <...> Определение социологии Почему так устроена наша жизнь? <...> Определение социологии 13 Размышления на тему общественной жизни сопутствовали человечеству с самого начала цивилизации. <...> Социология в системе социально-экономических наук Разумеется, искусство не связано строгими правилами и стандартами соответствия объективной истине. <...> Еще один источник социологической мысли – социальная философия, с древнейших времен представляющая собой один из самых главных разделов философии. <...> Решающим для становления и развития социологии является утверждение, что общество – это не хаос отдельных человеческих судеб и случайных фактов и событий, примеров, а нечто, обладающее особенными, характерными признаками и закономерностями. <...> Сюда же <...>
Социология_современного_образования.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.428
Стр.429
Стр.430
Стр.431
Стр.432
Социология_современного_образования.pdf
СОЦИОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Под общей редакцией доктора философских наук, профессора, академика РАО Г.Ф. Шафранова-Куцева Рекомендован Учебно-методическим объединением по образованию и педагогическим наукам в качестве учебника для студентов, обучающихся в вузах по педагогическим направлениям (специальностям) Москва•2016•Логос
Стр.1
Серия основана в 2003 году УДК 37.015.42 ББК 60.5:74 Ш30 Рецензенты В.Г. Немировский, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии Сибирского федерального университета Ю.Р. Вишневский, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Авторы Г. Ф. Шафранов-Куцев (общая редакция, предисловие, гл. 1, 2, 3, 13, 14); М. М. Аку лич (гл. 10, 11); М. В. Батырева (гл. 10); Г. З. Ефимова (гл. 4, 5); Е. А. Любимова (гл. 7, 12); И. В. Ильина (гл. 9); Н. В. Мальцева (гл. 8); В. В. Мельник (гл. 15); Е. Н. Яркова (гл. 6). Шафранов-Куцев Г.Ф. Ш30 Социология современного образования: учебник / общая редакция Г.Ф. Шаф - ранова-Куцева. – М.: Логос, 2016. – 432 с. (Новая университетская библиотека) ISBN 978-5-98704-842-9 Рассмотрены основные закономерности развития современного образования как важнейшего социального института общества, раскрыто его взаимодействие с другими социальными институтами, сферами общественной жизни, имеющими непосредственное отношение к обучению и воспитанию детей и молодежи: наукой, культурой, семейно-брачными и межнациональными отношениями, урбанизацией. Показана роль образования в формировании социальной структуры общества, его социальной мобильности, учительства как основной социальной группы российской интеллигенции. Представлена типология учреждений общего и профессионального образования, социологические характеристики современных технологий обучения, открытого электронного образования. Освещена специфика процессов управления в системе образования. Изложены основные теории девиантного поведения подростков, показана социальная специфика конфликтов в учебных коллективах. С учетом практико-ориентированного характера учебного курса рассмотрены методология и методика исследований, основные приемы социологического исследования. Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по педагогическим направлениям (специальностям). Может использоваться в учебном процессе по социологическим и другим социально-гуманитарным направлениям и специальностям вузов, а также при подготовке аспирантов и повышении квалификации работников образования. Представляет интерес для широкого круга научно-педагогических работников образовательных учреждений всех видов. УДК 37.015.42 ББК 60.5:74 ISBN 978-5-98704-842-9 © Авторы, указанные на обороте титульного листа, 2016 © Тюменский государственный университет, 2016 © Логос, 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................................................... 7 Глава 1. Социология в системе социально-экономических наук .........12 1.1. Определение социологии .......................................................12 1.2. Структура современной социологии .....................................16 1.3. Функции социологической науки .........................................19 1.4. Законы и категории социологической науки ....................... 25 Литература .................................................................................... 30 Глава 2. Становление социологии как науки ...................................... 32 2.1. Основные этапы развития социологической науки ............. 32 2.2. История социологии в России ...............................................41 2.3. Основные направления развития современной социологии ..............................................................................46 Литература .....................................................................................56 Глава 3. Общество и система образования ..........................................59 3.1. Система образования как социальный институт общества ..................................................................................59 3.2. Основные социологические закономерности развития образования ............................................................................61 3.3. Социальные функции образования .......................................68 3.4. Образование – основной регулятор социальной структуры общества ................................................................71 3.5. Социологический портрет российского учительства .......... 75 Литература .....................................................................................79 Глава 4. Социологическая характеристика структуры и социальные проблемы общего образования .......................80 4.1. Дошкольное образование и воспитание ................................80 4.2. Начальная, основная и средняя школа ................................. 82
Стр.3
4 Оглавление 4.3. Социологические проблемы выявления, обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья ..................................................................................87 4.4. Дополнительное образование детей и подростков................89 4.5. Профориентационная работа в школе ..................................93 4.6. Элитные учебные заведения ..................................................97 4.7. Работа с одаренными детьми ...............................................103 4.8. Компьютеризация современного образования ...................108 4.9. Профессиональный стандарт педагога ................................115 Литература ...................................................................................116 Глава 5. Социология профессионального образования .....................118 5.1. Профессиональное образование. Учреждения среднего и высшего профессионального образования. Категории образовательных организаций высшего образования ........118 5.2. Гуманизация и гуманитаризация высшего профессионального образования .........................................125 5.3. Университет – центр образования и науки .........................127 5.4. Аспирантура как ступень высшего образования .................135 5.5. Дистанционное, сетевое обучение .......................................139 5.6. Академические свободы, академическая мобильность и студенческое самоуправление ...........................................142 5.7. Дополнительное профессиональное образование ..............149 5.8. Профессиональное образование и формирование конкурентоспособности личности ......................................152 Литература ...................................................................................155 Глава 6. Социологические характеристики современной науки ........157 6.1. Этапы развития научного знания ........................................158 6.2. Виды научных революций ....................................................165 6.3. Роль науки в информационном обществе ...........................167 6.4. Социологический портрет ученого ......................................174 6.5. Организационная структура современной науки................178 Литература ...................................................................................180 Глава 7. Социально-территориальная организация общества ...........182 7.1. Город как основа цивилизации ............................................182 7.2. Типология и образ жизни сельских поселений ...................190 7.3. Особенности системы образования в городских и сельских условиях ..............................................................194
Стр.4
Оглавление 5 7.4. Значение урбанизации в развитии образования .................196 Литература ...................................................................................203 Глава 8. Социально-этнические аспекты образования ......................204 8.1. Специфика национального вопроса в России ....................204 8.2. Явление мультикультурализма в образовании ....................208 8.3. Многонациональные учебные коллективы. Изучение родного языка и формирование двуязычия ........216 8.4. Образование малых народов Севера ....................................222 8.5. Воспитание толерантности и культуры межнационального общения в образовании .......................226 Литература ...................................................................................234 Глава 9. Культура и образование .......................................................235 9.1. Понятие культуры .................................................................236 9.2. Культурные универсалии: ценности, традиции, нормы, знания, язык .........................................................................238 9.3. Культура западная и восточная. Особенности культуры России ...................................................................................246 9.4. Социокультурные различия в сфере образования: молодежная и педагогическая субкультуры ........................253 Литература ...................................................................................262 Глава 10. Семья и образование ..........................................................264 10.1. Семья – первичная ячейка социальной общности ...........264 10.2. Функции семейно-брачных институтов ............................267 10.3. Типология семей .................................................................272 10.4. Современное состояние семьи в России ...........................278 10.5. Сотрудничество семьи и образовательных учреждений ......286 Литература ...................................................................................288 Глава 11. Социальный конфликт и социальное согласие в современном обществе ....................................................290 11.1. Феномены конфликта и согласия в обществе ...................290 11.2. Функции социального конфликта и социального согласия ...............................................................................295 11.3. Типологизация социальных конфликтов ..........................297 11.4. Виды конфликтов в образовании .......................................299 11.5. Конфликт и согласие как социальные процессы ..............305 11.6. Управление конфликтом и согласием в обществе .............309 Литература ...................................................................................312
Стр.5
6 Оглавление Глава 12. Социология девиантного поведения ...................................314 12.1. Значение социальных норм и санкций в образовательном процессе ...............................................314 12.2. Девиантное поведение: содержание, формы, основные теории .................................................................317 12.3. Девиантное и делинквентное поведение подростков и молодежи ..........................................................................325 12.4. Общий и специальный социальный контроль несовершеннолетних ..........................................................332 Литература ...................................................................................339 Глава 13. Управленческие проблемы в системе образования ............340 13.1. Основные принципы управления в социальной сфере.....340 13.2. Федерализм и тенденции регионализации системы образования .........................................................................347 13.3. Организационно-управленческие проблемы повышения качества образования .....................................356 13.4. Социологические исследования в практике управления ..........................................................................361 Литература ...................................................................................370 Глава 14. Методология и организация социологических исследований .....................................................................371 14.1. Типология социологических исследований ......................372 14.2. Основные требования к разработке программы ...............374 14.3. Формирование выборки в социологическом исследовании ......................................................................381 14.4. Принципы социологических измерений ...........................392 Литература ...................................................................................400 Глава 15. Основные методы сбора и обработки социологической информации .......................................................................402 15.1. Основные методы (приемы) сбора эмпирической информации ........................................................................402 15.2. Подготовка, обработка, анализ и интерпретация данных .................................................................................424 Литература ...................................................................................430
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ Предлагаемый учебный курс позволяет получить представление о зарождении, истории развития и современном состоянии социологической науки. В книге в основном излагаются социологические теории среднего уровня о различных сферах жизни современного общества, тесно взаимодействующих с образовательными учреждениями, образующими ту социально-культурную среду, в которой формируется современный человек, социальный потенциал общества. В учебнике содержится большой фактический материал о социальных проблемах современного российского образования и прилегающих к нему социальных институтах. Разумеется, такие данные, сведения, факты достаточно быстро устаревают. Авторы выражают уверенность в том, что студенты, аспиранты, молодые преподаватели, на которых рассчитан учебник, будут использовать информационные технологии для обновления приведенных данных. Надеемся, что наша работа будет служить для них компасом в постоянно прирастающем море социологического знания. По сути, предложенный курс «Социология современного образования» носит мультисоциологический характер, включает знания различных разделов социологии. При таком подходе можно составить целостное представление о системе современного образования как важнейшем социальном институте общества, закономерностях и противоречиях его развития. Социальный институт образования глубоко встроен в общество, и многие общественные ракурсы, особенности социального поля отражаются в деятельности любого учебного заведения. Не случайно академик РАО, выдающийся организатор школьного образования Евгений Ямбург одну из своих книг так и назвал «Школа и ее окрестности»1 . Невозможно представить деятельность учебного заведения без понимания социологических закономерностей или особенностей, скажем, развития системы рассе1 Ямбург Е. М. Школа и ее окрестности. М., 2011.
Стр.7
428 Глава 15. Основные методы сбора и обработки социологической… 1. Номинальный признак (вопрос номер 24) с 10 совместимыми альтернативами – вопрос-меню (10-я альтернатива отмечена символом). Var #24 #Valid Observations = 1134, #Missing Observations = 180 012345 19 1.68 % 205 18.08 % 148 13.05 % 154 13.58 % 74 6.53 % 107 9.44 % 6789 А 159 14.02 % 201 17.72 % 44 3.88 % 20 1.76 % 3 0.26 % Mode is 1. Расшифровка значений Вопрос 24. Ценности наиболее значимые для современных коренных северян. 1 – Сохранение традиционного образа жизни ...................................... 18,1 % 2 – Сохранение среды обитания ............................................................ 13,1 % 3 – Образование ...................................................................................... 13,6 % 4 – Прочная и большая семья ...................................................................6,5 % 5 – Обеспеченная старость ......................................................................9,4 % 6 – Здоровье членов семьи ...................................................................... 14,0 % 7 – Материальный достаток .................................................................. 17,7 % 8 – Сохранение среды обитания ..............................................................3,9 % 9 – Северная доброжелательность, гостеприимство, добрососедство ...1,8 % А – Другое ................................................................................................ 0,3 % 0 – Нет ответа ............................................................................................1,7 % Частотные распределения ранговых (порядковых) признаков Дихотомический ранговый признак Var #69 #Valid Observations = 438, #Missing Observations = 0 012 153 34.93 % 54 12.33 % Median is between 1 and 2. Трехранговый признак Var #2 #Valid Observations = 438, #Missing Observations = 0 0123 56 12.79 % 14 3.20 % Median is between 1 and 2. 193 44.06 % 175 39.95 % 231 52.74 %
Стр.428
15.2. Подготовка, обработка, анализ и интерпретация данных Четырехранговый признак Var #23 #Valid Observations = 438, #Missing Observations = 0 01234 187 42.69 % 22 5.02 % Median is between 1 and 2. Пятиранговый признак Var #36 #Valid Observations = 438, #Missing Observations = 0 012345 52 11.87 % 145 33.11 % 19 4.34 % 43 9.82 % 172 39.27 % 7 1.60 % Median is between 2 and 3. Var #132 #Valid Observations = 438, #Missing Observations = 0 012 3 Шестиранговый признак 4 Пример метрического признака Var #28 – Число детей в семье #Valid Observations = 438, #Missing Observations = 0 Min = 0.000, Max = 10.00, Ave = 1.559, Dev = 1.804 В завершение приведем пример процедуры анализа двумерного распределения признаков в массиве из 1345 опрошенных респондентов. Crosstable Var #2 with Var #4 #Valid Observations = 1345, #Missing Observations = 0 0 1 0 1 2 3 Column tot. 22 64.71 % 2 5.88 % 99 48.53 % 64 10.26 % 14 2.90 % 2 6 17.65 % 79 38.73 % 3 4 11.76 % 44.90 % 1.64 % 1.12 % 0.15 % 1.06 % 0.45 % 0.73 % 0.30 % 3 1.47 % 6.12 % 0.22 % 55.31 % 7.36 % 13.91 % 5.87 % 4.19 % 1.71 % 15 2.40 % 388 62.18 % 95 19.67 % Row totals 34 2.53 % 23 11.27 % 204 15.17 % 157 25.16 % 624 46.39 % 30.61 % 1.12 % 35.75 % 4.76 % 68.31 % 28.85 % 28.60 % 11.67 % 9 1.86 % 179 13.31 % 568 42.23 % 365 75.57 % 483 35.91 % 18.37 % 0.67 % 7.82 % 1.04 % 16.73 % 7.06 % 66.48 % 27.14 % 49 3.64 % 549 40.82 % 1345 100.0 % Chi-Squared = 946.2 with 9 degrees of freedom, Significance = 0.000 Cramer’s V = 0.4843, Contingency coeff = 0.6426, Corrected = 0.7421 Pearson’s R = 0.5508, Kendall’s Tau = 0.2939, Significance = 0.000 5 6 32 7.31 % 41 9.36 % 47 10.73 % 178 40.64 % 43 9.82 % 64 14.61 % 33 7.53 % Median is between 2 and 3. 178 40.64 % 46 10.50 % 5 1.14 % 429
Стр.429
430 Глава 15. Основные методы сбора и обработки социологической… Краткий анализ двух переменных заключается в следующем. Первое: выбор направления анализа. Поскольку причинным (факторным) признаком всегда указывается первый, основным направлением анализа будет анализ по строкам. Содержание вопросов следующее: Вопрос № 2. Насколько за последние три года изменилось экономическое положение в вашем регионе? 1. Ухудшилось. 2. Осталось прежним. 3. Улучшилось. Вопрос № 3. Как изменилось Ваше материальное положение? 1. Ухудшилось. 2. Осталось прежним. 3. Улучшилось. Отметим, что основной тенденцией является положительная оценка в обоих ответах, что подтверждается коэффициентами корреляции, которые сопровождают каждую таблицу. Как видим, здесь используются семь коэффициентов, из которых самым «аналитическим» является Contingencycoeff = 0.6426, Corrected = 0.7421 – коэффициент контингенции (коэффициент взаимной сопряженности двух анализируемых переменных) с откорректированной величиной (на размер таблицы – 0,74), что очень значимо и позволяет сделать вывод о том, что экономика в конкретном регионе в значительной степени определяет материальное благополучие респондентов. Литература 1. Аверьянов Л. Я. Социология: Искусство задавать вопросы: метод. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. 2. Белановский С. А. Метод фокус-групп: учеб. пос. для студентов вузов. М.: Никколо-Медиа, 2001. 3. Белановский С. А. Свободное интервью как метод социологического исследования // Социология. 4М. 1991. Т. 2. 4. Богомолова Н. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования: учеб. пособие. М.: Магистр, 1997. 5. Горшков М. К., Шегери Ф. Э. Прикладная социология: учеб. пособие для вузов. М., 2003. 312 с. 6. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. 786 с. (Высшее образование). 7. Исупова О. Телефонное интервью: заметки // Социология. М., 1996. Т. 7.
Стр.430
Литература 431 8. Интерпретация и анализ данных в социологическом исследовании. М.: Наука, 1987. 9. Кравченко А. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 828 с. 10. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. М., 1989. 11. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью / под ред. С. А. Белановского. М.: Институт молодежи, 1991. 12. Методы сбора информации в социологических исследованиях: организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990. Кн. 2. 13. Мельник В. В., Печеркина И. Ф. Методология и методика социологического исследования: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2012. 308 с. 14. Рукавишников В. О., Паниотто В. И., Чурилов Н. Н. Опросы населения (методический опыт). М.: Финансы и статистика, 1984. 15. Социология [Электронный ресурс]: учебник / под ред. В. К. Батурина. М.: Юнити-Дана, 2012. 488 с. URL: http://www.biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=117760 (дата обращения: 01.09.2014). 16. Татарова Г. Т. Основы типологического анализа в социологических исследованиях: учеб. пособие. М.: Высшее образование и Наука, 2007. 236 с. 17. Толстова Ю. Н. Что такое «Анализ социологических данных»?: учеб. пособие. М.: ГУУ, 1999. 18. Тощенко Ж. Т. Социология [Электронный ресурс]: учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. 608 с. URL: http://www.biblioclub.ru/index. php?page= book&id=117135 (дата обращения: 01.09.2014). 19. Фенетто Э. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты. СПб., 2004. 20. Флейс Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций / пер. с англ.; под ред. Ю. Н. Благовещенского. М.: Финансы и статистика, 1989. 21. Экспертные оценки в социологических исследованиях / под ред. С. Б. Крымского, Б. Б. Жилина, В. И. Паниотто. Киев: Наукова думка, 1990. 22. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Омега-Л, 2012. 567 с.
Стр.431
Учебное издание СОЦИОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебник Редактор Н.В. Герценштейн Корректор А.А. Нотик Компьютерная верстка А.Н. Дубка Дизайн А.М. Моисеева Подписано в печать 11.01.2016. Формат 60×90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. 27 печ. л. Тираж 1000 экз. Заказ № Издательская группа «Логос» Юридический адрес: 123104, Москва, Б. Палашевский пер., д. 9, стр. 1 Почтовый адрес: 111024, Москва, Авиамоторная ул., д. 55, корп. 31. Тел.: (495) 981-51-12, 7 (985) 165-36-39 Электронная почта: universitas@mail.ru По вопросам приобретения и издания литературы обращайтесь: 111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31 Тел.: (495) 981-51-12. Электронная почта: universitas@mail.ru. Дополнительная информация на сайте: www.logosbook.ru
Стр.432

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.