Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Экологическая этика : учебное пособие (1200,00 руб.)

0   0
Первый авторИльиных
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц735
ID799192
АннотацияПособие включает в себя учебные материалы по дисциплине «Экологическая этика» для студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Природопользование». Представляет собой органически связанное с учебно-методическим комплексом по экологической этике учебное пособие, которое построено таким образом, чтобы у студентов могло сформироваться собственное отношение к изучаемым темам, благодаря большому количеству оригинальных текстов, вопросов для размышления и практическим работам. Пособие адресовано студентам и аспирантам. Может быть полезно в качестве источника информации для всех, кого беспокоят нравственные проблемы взаимодействия человека с миром в целом и миром природы в частности.
ISBN978-5-4499-0183-5
УДК172(075)
ББК87.751.0я73
Ильиных, И.А. Экологическая этика : учебное пособие / И.А. Ильиных .— 2-е изд. — Москва : Директ-Медиа, 2020 .— 735 с. — ISBN 978-5-4499-0183-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/799192 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экологическая_этика__учебное_пособие.pdf
Стр.3
Стр.728
Стр.729
Стр.730
Стр.731
Стр.732
Стр.733
Стр.734
Экологическая_этика__учебное_пособие.pdf
УДК 172(075) ББК 87.751.0я73 И46 Рецензенты: В. М. Важов – доктор сельскохозяйственных наук, профессор Бийского государственного педагогического университета им. В. М. Шуркина, академик РАЕН Т. И. Мананкова – кандидат географических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета И46 Экологическая этика : учебное пособие / И. А. Ильиных. Изд. 2-е, стер. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 734 стр. ISBN 978-5-4499-0183-5 Пособие включает в себя учебные материалы по дисциспециальности «Природопользование». плине «Экологическая этика» для студентов 3 курса, обучающихся по Представляет собой органически связанное с учебнометодическим комплексом по экологической этике учебное пособие, которое построено таким образом, чтобы у студентов могло сформироваться собственное отношение к изучаемым темам, благодаря большому количеству оригинальных текстов, вопросов для размышления и практическим работам. Пособие адресовано студентам и аспирантам. Может быть полезно в качестве источника информации для всех, кого беспокоят нравственные проблемы взаимодействия человека с миром в целом и миром природы в частности. УДК 172(075) ББК 87.751.0я73 ISBN 978-5-4499-0183-5 © Ильиных И. А., текст, 2020 © Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2020 Ильиных И. А.
Стр.3
Содержание Предисловие ....................................................................................... 3 Часть 1. Связь экологии, этики и экологической этики .......... 7 Занятие 1. Введение в экологическую этику ..................... 7 Практическая работа ............................................................... 7 Информация для размышления ........................................... 8 А. А. Гусейнов. Этика .......................................................... 8 А. А. Гусейнов. Размышления о прикладной этике ...................................................................................... 33 И. А. Ильиных. Экологическая этика – синтетическая сфера знания, помогающая человеку установить гармоничные отношения с окружающим миром ...................................................... 47 В. В. Мантатов. Предмет экологической этики: природные и человеческие ценности ........................... 52 Вопросы для размышления ................................................. 66 Занятие 2. Идеал экологической этики ........................... 66 Информация для размышления ......................................... 67 Э. В. Ильенков. Идеал ....................................................... 67 Идеал ...................................................................................... 71 Афоризмы об идеалах ....................................................... 71 Валерий Брюсов. Идеал ................................................... 73 Р. Апресян. Высшее благо добро и благо. Идеал ...... 74 И. А. Ильиных. Идеальный образ отношений «человек-природа» .............................................................. 91 Практическая работа ............................................................. 98 Вопросы для размышления ................................................. 99 Занятие 3. Добро и зло – базовые категории этики. Экологоэтические дилеммы .................................................. 99
Стр.728
Информация для размышления ........................................ 99 Добро и зло .......................................................................... 99 Место добра и зла в категориях этики ........................ 103 Практическая работа ........................................................... 120 Вопросы для размышления ............................................... 121 Часть 2. Предпосылки возникновения и история развития идей экологической этики ....................................... 122 Занятие 4. Системный кризис цивилизации – результат мировоззренческого кризиса ............................. 122 Практическая работа ........................................................... 122 Информация для размышления ...................................... 122 М. Лайтман. Кризис и его решение ............................ 122 Психологические кризисы ............................................. 135 С. И. Сухонос. Кризис западного мировоззрения: человечество без будущего ............ 144 Вопросы для размышления ............................................... 158 Занятие 5. История развития и основные направления экологической этики ..................................... 158 Практическая работа ........................................................... 158 Информация для размышления ...................................... 159 В. Е. Боренко. Прорыв в экологическую этику (отрывок) ............................................................................. 159 Вопросы для размышления ............................................... 189 Занятие 6. Экологическая этика в философских учениях различных эпох ......................... 190 Практическая работа ........................................................... 190 Информация для размышления ...................................... 190 Т. Н. Павлова. Исторический характер этики и биоэтики .......................................................................... 190 Вопросы для размышления ............................................... 212 728
Стр.729
Занятие 7. Экологическая этика в религиозных воззрениях ................................................. 213 Практическая работа ........................................................... 213 Информация для размышления ....................................... 213 Т. Н. Павлова. Религии и животные ............................ 213 Н. А. Содоноков. Язычество (отрывок) ...................... 236 В. Коротенко, И. Домашов, Е. Постнова, А. Кириленко. Экологическая этика или разговор об истоках ........................................................ 238 Вопросы для размышления ............................................... 246 Часть 3. На пути к новому типу отношений «человек-природа» ......................................................................... 247 Занятие 8. Физическое и духовное единство мироздания .......................................................................... 247 Практическая работа ........................................................... 247 Информация для размышления ....................................... 247 И. А. Ильиных. Идея единства мира как основа экологического мировоззрения .................................... 247 В. Ю. Тихоплав, Т. С. Тихоплав. Кардинальный поворот .................................................. 254 Л. В. Стрельцова. Закон единства всего сущего (отрывок) ............................................................................. 266 Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Учение о Софии ............................................................... 269 К. А. Томилин. Вокруг трепещет пульс Вселенной: А. Л. Чижевский (конспект) ................... 274 Вопросы для размышления ............................................... 287 Занятие 9. Убийство и сущность человека, его неразрывное единство с мирозданием ......................... 288 Практическая работа ........................................................... 288 Информация для размышления ....................................... 289 729
Стр.730
Душа ..................................................................................... 289 Рамачарака. Основы миросозерцания индийских йогов .............................................................. 292 А. Лоргус. Православная антропология (отрывок) ............................................................................. 306 А. Будза. Арт-терапия: йога внутреннего художника (отрывок)....................................................... 322 Шри Ауробиндо. Человек .............................................. 325 Вопросы для размышления ............................................... 326 Занятие 10. Сознание человека и других существ ....... 327 Практическая работа ........................................................... 327 Информация для размышления ...................................... 328 Смысловое наполнение слова сознание .................... 328 Понятие сознания в психологии .................................. 329 Сознание ............................................................................. 330 И. А. Ильиных. Сознание человека – сознание окружающего мира: взаимосвязь и взаимообусловленность .................................................. 333 В. Лермонтов. Сила поющего сердца. Сокровенные истории (отрывок) ................................. 342 Г. С. Белимов. Сознание в живой природе и экологическая этика (отрывок) ................................. 348 М. Ришар. Франциск Ассизский и волк ..................... 350 Проявление сознания в растениях ............................... 352 Немецкие ученые исследуют память и сознание растений ....................................................... 357 В. Н. Пушкин. Цветок, отзовись! ................................. 362 Д. Андреев. Роза мира (отрывок) .................................. 374 Вопросы для размышления ............................................... 385 Занятие 11. Ощущения и чувства ................................. 386 730
Стр.731
Информация для размышления ....................................... 386 Б. М. Теплов. Психология ощущений ........................ 386 Чутво-чувства-общее чувство ........................................ 395 И. А. Ильиных. Ощущения и чувства ......................... 398 А. Меркулов. Органы чувств в растительном царстве ................................................................................. 407 Практическая работа ........................................................... 413 Вопросы для размышления ............................................... 414 Занятие 12. Высшие чувства и состояния сознания ............................................................................... 415 Информация для размышления ....................................... 415 Любовь ................................................................................ 415 Кэрролл Ли. Четыре признака чистой любви .......... 435 Н. О. Лосский. Условия абсолютного добра (отрывок) ............................................................................. 436 Д. Чопра. Путь волшебника (отрывок) ....................... 461 Ошо. Синь-синь-мин: книга ни о чем (отрывок) ............................................................................. 469 Рамта. Белая книга (отрывок) ......................................... 476 Н. Бердяев. Самопознание (отрывок) .......................... 487 Салара. Как жит большой жизнью на маленькой планете: путеводитель по незримому (отрывок) ................................................. 488 И. А. Ильиных. Эстетический аспект экологической этики ........................................................ 490 Омар Хаям. Сад истин (отрывок) ................................. 496 Практическая работа ........................................................... 501 Вопросы для размышления ............................................... 501 Занятие 13. Эволюция экологического сознания ......... 502 Информция для размышления ........................................ 502 731
Стр.732
И. А. Ильиных. Сущность и типы экологического сознания ................................................ 502 Т. Н. Павлова. История возникновения мировоззрения, оправдывающего потребительское отношение человека к природе ............................................................................ 506 С. Д. Дерябо. Экологическое сознание ...................... 510 Е. И. Карпенко. Сущность и тенденции современного экофеминизма ........................................ 530 Вопросы для размышления ............................................... 540 Занятие 14. Самостоятельная ценность природы. Природоохранная этика ..................................................... 541 Информация для размышления ...................................... 541 И. А. Ильиных. Основания абсолютной ценности природы ......................................................... 541 В. Е. Борейко. Внутренняя и идеальные ценности дикой природы.............................................. 544 В. Е. Борейко. Дикая природа: любите или не приближайтесь ............................................................. 549 Б. Кэлликотт. Природоохранные ценности и этика .................................................................................. 590 Вопросы для размышления ............................................... 635 Занятие 15. На пути к новому экологическому сознанию, мировоззрению и мироустройству ................. 635 Информация для размышления ...................................... 635 И. А. Ильиных. На пути к новому экологическому мировоззрению ................................. 635 Совет живых существ ....................................................... 640 О. Леопольд. Календарь песчаного графства (конспект Поющего Ветра) ............................................ 648 732
Стр.733
И. А. Ильиных. Связь сознания, мировоззрения и чувств в контексте взаимодействия «я – это ты» ........................................... 655 Л. В. Лесков. Этика ноосферной трансформации ................................................................. 663 Р. Алтфилд. Этика экологической ответственности ............................................................... 674 Ф. Капра. Паутина жизни (отрывок) ............................ 684 Д. Формэн. Ставлю землю на первое место (перевод В. Борейко) ....................................................... 697 Ю. Г. Марков. Экологическая культура и образование .................................................................... 707 А. В. Иванов, И. В. Фотиева, М. Ю. Шишин. Сущность ноосферной (духовно-экологической) цивилизации ...................... 722 Вопросы для размышления ............................................... 726
Стр.734

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.