Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Северный Кавказ: новый взгляд (352,00 руб.)

0   0
Первый авторХаналиев Нурадин Умарпашаевич
ИздательствоМ.: Логос
Страниц232
ID590616
АннотацияНа основе последних данных политологических исследований и анализа событий в общественно-экономической жизни современного периода рассмотрена ситуация, сложившаяся на Северном Кавказе. Показаны состояния и перспективы развития Северо-Кавказского федерального округа, раскрыта роль этнокультурного фактора в жизни региона. Дан анализ роли ислама на Кавказе, изложены внутренние и внешние факторы его возрождения. Охарактеризован политический ислам как фактор конфликтогенности в регионе. Особое место отведено системным характеристикам политических режимов национальных республик Северного Кавказа. Сделан вывод о необходимости разработки экономической модели развития для каждого субъекта Северо-Кавказского федерального округа.
Кому рекомендованоДля политологов, социологов, специалистов в области новейшей истории, религиоведов и культурологов, исследующих проблемы Северного Кавказа и других регионов России и мира, в социально-экономической жизни которых наблюдается влияние исламизма. Представляет интерес для государственных и политических деятелей, участвующих в урегулировании конфликтных ситуаций на Северном Кавказе и решающих задачи социально-экономического развития этой части страны.
ISBN978-5-98704-800-9
УДК332.14
ББК66:63
Ханалиев, Н.У. Северный Кавказ: новый взгляд / Н.У. Ханалиев .— Москва : Логос, 2014 .— 232 с. — ISBN 978-5-98704-800-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/590616 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дан анализ роли ислама на Кавказе, изложены внутренние и внешние факторы его возрождения. <...> Охарактеризован политический ислам как фактор конфликтогенности в регионе. <...> Особое место отведено системным характеристикам политических режимов национальных республик Северного Кавказа. <...> 22 Перспективы вывода экономики региона на новый уровень развития . <...> Этнонациональный фактор в общественно-политической жизни Северо-Кавказского федерального округа . <...> 69 Влияние миграций на этнополитическое положение региона . <...> Исламский узел в общественно-политической жизни Северного Кавказа . <...> 116 Роль ислама на Кавказе как части мусульманского Севера . <...> 121 Внутренние и внешние факторы возрождения ислама в Кавказском регионе . <...> 139 Политический ислам как фактор конфликтогенности на Северном Кавказе . <...> Системные характеристики политических режимов национальных республик Северного Кавказа . <...> 172 Роль федерального центра в формировании политических режимов северокавказских республик . <...> 172 Политические режимы между демократией и авторитаризмом . <...> В этом определяющим условием, влияющим на уровень конфликтогенности, является преобладание социокультурных и этнонациональных установок у главных социальных и политических факторов, например интеллигенции, бюрократии, духовенства, над экономическими интересами этнических групп и наций в целом. <...> Здесь, как отмечал А.Н. Смирнов, «сложность состоит в том, что этнический суверенитет каждого северокавказского народа требует решения территориальных проблем инсти Введение 7 туционального оформления. <...> Северокавказские этнополитические процессы и проблема самоопределения // Полития. <...> Именно здесь завязаны узлы трудноразрешимых в обозримой перспективе этнонациональных противоречий и конфликтов, имеющих множество аспектов – исторический, политический, религиозный, культурный, этнонациональный, территориальный, социально-экономический. <...> Затронем лишь некоторые наиболее значимые <...>
Северный_Кавказ_новый_взгляд.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.228
Стр.229
Стр.230
Стр.231
Стр.232
Северный_Кавказ_новый_взгляд.pdf
Не встретишь в жизни человека, которого трудности сделали дураком. Умарпаша Ханалиев
Стр.1
Стр.2
Н.У. Ханалиев Северный Кавказ: новый взгляд Москва • 2014 • Логос
Стр.3
УДК 332.14 ББК 66:63 Х19 Рецензенты К.С. Гаджиев, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН А.М. Родригес, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета Х19 Ханалиев Н.У. Северный Кавказ: новый взгляд / Н.У. Ханалиев. – М.: Логос, 2014. – 232 с. ISBN 978-5-98704-800-9 На основе последних данных политологических исследований и анализа событий в общественно-экономической жизни современного периода рассмотрена ситуация, сложившаяся на Северном Кавказе. Показаны состояния и перспективы развития Северо-Кавказского федерального округа, раскрыта роль этнокультурного фактора в жизни региона. Дан анализ роли ислама на Кавказе, изложены внутренние и внешние факторы его возрождения. Охарактеризован политический ислам как фактор конфликтогенности в регионе. Особое место отведено системным характеристикам политических режимов национальных республик Северного Кавказа. Сделан вывод о необходимости разработки экономической модели развития для каждого субъекта Северо-Кавказского федерального округа. Для политологов, социологов, специалистов в области новейшей истории, религиоведов и культурологов, исследующих проблемы Северного Кавказа и других регионов России и мира, в социально-экономической жизни которых наблюдается влияние исламизма. Представляет интерес для государственных и политических деятелей, участвующих в урегулировании конфликтных ситуаций на Северном Кавказе и решающих задачи социально-экономического развития этой части страны. УДК 332.14 ББК 66:63 ISBN 978-5-98704-800-9 © Ханалиев Н.У., 2014 © Логос, 2014
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Введение ........................................................................................................................6 Глава 1. Состояние и перспективы экономического развития Северо-Кавказского федерального округа .....................................................9 Основные характеристики экономики региона ........................................10 Теневая экономика ..............................................................................................22 Перспективы вывода экономики региона на новый уровень развития ..................................................................................................31 О проблемах, стоящих на пути экономического роста ...........................44 Глава 2. Этнонациональный фактор в общественно-политической жизни Северо-Кавказского федерального округа .....................................51 Особенности этнонациональной картины региона ..................................51 Этнотерриториальные корни «парада суверенитетов» ..........................65 «Парад суверенитетов» ......................................................................................69 Влияние миграций на этнополитическое положение региона .............86 Тенденции усиления многонационального характера национальных республик ..................................................................................93 Природа этнотерриториальных противоречий и конфликтов ............99 Глава 3. Исламский узел в общественно-политической жизни Северного Кавказа ................................................................................................115 Духовная составляющая системного кризиса на Северном Кавказе ..................................................................................................................116 Роль ислама на Кавказе как части мусульманского Севера ...............121 Внутренние и внешние факторы возрождения ислама в Кавказском регионе .......................................................................................131 Особенности исламского возрождения на Кавказе ...............................139 Политический ислам как фактор конфликтогенности на Северном Кавказе .........................................................................................154 Глава 4. Системные характеристики политических режимов национальных республик Северного Кавказа ...........................................172 Роль федерального центра в формировании политических режимов северокавказских республик .......................................................172 Политические режимы между демократией и авторитаризмом .......194
Стр.5
228 Глава 4. Системные характеристики политических режимов... ми факторами. Дело в том, что при выборе и формировании той или иной властной системы и формы государственного устройства нельзя игнорировать сложившиеся в течение многих поколений и даже веков национальные традиции, обычаи, ценности, типы и особенности менталитета соответствующих народов и навязать им некие искусственно сконструированные модели. Исторический опыт свидетельствует о том, что права и свободы человека и гражданина, ценности, принципы и институты политической демократии могут утвердиться на конкретной национальной почве лишь в течение многих поколений в процессе достижения народом необходимого уровня социального, экономического, социокультурного, интеллектуального развития. Для их принятия и освоения большинством граждан народ должен созреть для соответствующих форм и механизмов политической самоорганизации. Можно утверждать, что существующие в субъектах СКФО режимы относятся к целому ряду характерных для многих стран современного мира форм государственного устройства, которые более или менее заметно отличаются от традиционных западных моделей демократии. Их называют полудемократиями или новыми демократиями, сочетающими в себе принципы, процедуры, установки как формальной демократии, так и авторитаризма. Процесс политической модернизации в этих республиках нельзя рассматривать однозначно негативно или наоборот. Опыт строительства новой государственности воочию свидетельствует, что на этом пути государственных и политических деятелей, непосредственно участвующих в политических процессах, подстерегает множество трудно разрешимых проблем. Результаты тех или иных решений не всегда соответствуют первоначальным замыслам. Весь опыт истории, как отмечает К.С. Гаджиев, «свидетельствует о том, что не может быть совершенного, лишенного всяких недостатков государственно-политического устройства, одинаково пригодного для всех стран и народов. Любая форма государственно-политической организации имеет свои достоинства и недостатки. Демократия сама по себе не обязательно решает все проблемы, возникающие перед обществом. Она является
Стр.228
Политические режимы между демократией и авторитаризмом 229 не решением этих проблем, а инструментом их решения. С точки зрения экономической эффективности преимущества рынка и экономического либерализма общепризнаны. Но сами по себе они не могут справиться с конкретными специфическими социальными, демографическими, экономическими и иными проблемами, стоящими перед развивающимся миром»1 . Другими словами, демократия всего лишь дает шанс решить стоящие перед обществом проблемы. Оценивая эти реалии, важно иметь в виду, что формирование политической демократии, ее ценностей, институтов и отношений – это весьма сложный, трудный и никогда не прекращающийся процесс, требующий довольно длительного периода времени, измеряемого зачастую не одним и даже не двумя поколениями. В то же время необходимо подчеркнуть, что в современном мире любая из форм политической самоорганизации народа не может существовать в чистом виде. Этот тезис особенно верен применительно к сложным по своему составу и историческим традициям национальным республикам Северного Кавказа. В данном случае не совсем корректно оценивать политические режимы по шкале «демократия» или «автократия» в чистом виде. Речь идет о сочетании элементов обеих форм государственного устройства, что придает им двойственный характер с преобладанием элементов одной из этих форм. Некоторые современные исследователи оценивают этот симбиоз как форму «новой демократии», утвердившейся в некоторых развивающихся странах и странах постсоветского пространства. В рассматриваемом контексте необходимо обратить внимание также на следующий фактор, который стал серьезным моральнопсихологическим препятствием на пути решения проблем региона. Здесь имеется в виду то, что с помощью средств массовой информации (в том числе государственных), не без поддержки отдельных государственных и политических деятелей, а также некоторых политических партий и чиновников разных уровней сформировался отрицательный имидж Северного Кавказа и его жителей, которых именуют «лицами кавказской национальности». 1 Там же. С. 209.
Стр.229
230 Глава 4. Системные характеристики политических режимов... Идет целенаправленная кампания по нагнетанию антикавказских настроений в России, которая оказывает заметное влияние в регионе, в том числе и на политическую жизнь. Как верно подметила И. Стародубровская, наметился «имиджевый кризис Северного Кавказа, идет формирование идеологии, в которой целью государства объявляется не обеспечение равенства граждан перед законом, а утверждение определенного “уклада”, защита “правильных” этносов от “неправильных”»1 . Всячески муссируются идеи исключительности, несовместимости «северокавказской цивилизации» с российской цивилизацией. Все это усугубляется тем, что в сознании определенной части населения страны как бы подпитывается тенденция к маргинализации Северного Кавказа. В их глазах Кавказ стал некой «чужой землей». «На исходе 2008 года, – писал по этому поводу журналист И. Сухов, хорошо осведомленный об обстановке в регионе, – кавказская политика России – это материя, смертельно надоевшая большинству россиян. Для граждан нашей страны, если верить социологам, Кавказ, как собственно российский, так и зарубежный (Грузия, Армения, Азербайджан), становится с течением времени все более чужой землей»2 . Другими словами, многими россиянами Кавказ стал рассматриваться как некий аппендикс, от которого можно безболезненно отказаться, в том числе путем хирургического вмешательства. Однако никуда не деться от очевидного факта, что Северный Кавказ является интегральной, неотъемлемой частью России. Более того, без всякого преувеличения можно сказать, что от обстановки на Кавказе, от решенности или нерешенности стоящих перед его народами и странами проблем во многом зависят судьбы и перспективы самой российской государственности. Эти и множество других связанных с ними факторов говорят в пользу обоснованности позиций исследователей, по мнению которых для Северного Кавказа необходимы государственные и политические институты, в тех или иных формах отличающиеся от большинства других регионов Российской Федерации. Речь 1 Стародубская И., Казенин К. Указ. соч. 2 Сухов И. Чужая земля // Время новостей. 2008. 23 дек.
Стр.230
Роль Федерального центра в формировании политических режимов... 231 идет о таких судьбоносных вопросах, как сущность и характер новой государственности, государственно-политической системы устройства. Это те аспекты, от решения которых зависит социальный, государственно-административный и политический облик региона. Проблема состоит в том, чтобы разработать и реализовать оптимальную для каждой республики форму политической самоорганизации общества, т.е. модели, с учетом опыта тех субъектов Российской Федерации и новых постсоветских стран, которые доказали свою эффективность и жизнеспособность. Им важно определить свое место в хозяйственной системе Российской Федерации, приоритетные направления социально-экономического развития, реформирования системы производственных отношений, создания рыночной инфраструктуры. Очевидно, что на Северном Кавказе не существует решений отдельно взятых социальных, экономических, политических, идеологических и иных проблем, поскольку они органически взаимосвязаны между собой. Здесь объектом государственной политики должен быть синергетический подход, предусматривающий охват всех важнейших сфер общественной жизни как интегральных составляющих единой системы в интересах эффективной экономической инфраструктуры в регионе, повышения благосостояния граждан и искоренения причин угроз безопасности России.
Стр.231
Научное издание Ханалиев Нурадин Умарпашаевич Северный Кавказ: новый взгляд Монография Редактор Е.В. Комарова Корректор О.В. Петрова Дизайн А.М. Моисеева Компьютерная верстка Т.В. Клейменовой Подписано в печать 22.12.2014. Формат 60х90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. 14,5 печ. л. Тираж 1000 экз. По вопросам приобретения и издания литературы обращайтесь: 111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31 Тел.: (495) 981-51-12, 955-78-30 Электронная почта: universitas@mail.ru Дополнительная информация на сайте: www.logosbook.ru
Стр.232

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.