Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ПИ № ФС77-62460 от 27 июля 2015 г.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов
диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Главный редактор
Любовь Алексеевна Григорович — доктор психологических наук, профессор,
профессор кафедры педагогической психологии и методики преподавания ОАНО
ВО «Московский психолого-социальный университет»
Заместители главного редактора:
Светлана Константиновна Бондырева — доктор психологических наук, профессор,
действительный член РАО, ректор ОАНО ВО «Московский психологосоциальный
университет»;
Наталия Леонидовна Селиванова — доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО, заведующая Центром стратегии и теории воспитания
личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Шалва Александрович Амонашвили — доктор психологических наук, профессор, действительный
член РАО, заведующий экспериментальной лабораторией инновационной
педагогики ГАОУ «Московский городской педагогический университет»;
Надежда Александровна Асташова — доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогики, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВО «Брянский государственный
университет имени академика И. Г. Петровского»;
Борис Михайлович Бим-Бад — доктор педагогических наук, профессор, действительный
член РАО, профессор кафедры педагогики ОАНО ВО «Московский психологосоциальный
университет»;
Григорий Борисович Корнетов — доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой педагогики ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»;
Сергей Александрович Лебедев — доктор философских наук, профессор, профессор
кафедры философии ГОУ ВПО «Московский государственный технический университет
имени Н. Э. Баумана»;
Михаил Абрамович Лукацкий — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент
РАО, заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии
образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
Анатолий Викторович Мудрик — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент
РАО, профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФБГОУ
ВО «Московский педагогический государственный университет»;
Ирина Михайловна Осмоловская — доктор педагогических наук, заведующая лабораторией
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
Витаутас Прано Гудонис (Литва) — доктор психологических наук, профессор, профессор
Шяуляйского университета;
Валентина Петровна Иванова (Кыргызстан) — доктор психологических наук, профессор
кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета;
Оксана Сергеевна Попова (Белоруссия) — доктор психологических наук, доцент, проректор
по научно-методическому обеспечению воспитательной работы.
Члены редакционной коллегии:
Учредитель: ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»
ISSN 2072-2516 © Московский психолого-социальный университет, 2017
© «Новое в психолого-педагогических исследованиях», 2017
Стр.2
Содержание
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Турбовской Я. С. Невыявленная парадоксальность подсознательного
как гносеологическое предостережение и угроза общественному
сознанию: позиция педагога ......................................................................................................... 5
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
Антипова Ж. В., Воробьева М. В. Научно-теоретические подходы
к проблеме формирования коммуникативной компетенции
у дошкольников ...............................................................................................................................17
Максимова Л. Ю., Григорович Л. А. Особенности представлений
о Родине современных подростков ...........................................................................................23
Серебровская Н. Е. Мониторинг как средство оценки качества
образовательной среды университета ......................................................................................30
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Григорович Л. А. Общее и специфическое в психологической
компетентности воспитателей и учителей .............................................................................38
Исаева О. В. Брачно-семейные установки современных
мужчин и женщин ...........................................................................................................................42
Немов Р. С., Яценко Д. А. Необходимость и основания разделения
методологических исследований на отдельные отрасли
с их последующим объединением под названием
«метанаучная психология» ..........................................................................................................55
Сотская Г. М. Влияние клинико-психологических особенностей
детей с врожденными аномалиями развития системы
кровообращения на школьную успеваемость .......................................................................67
Тумшайс О. С. К вопросу об определении родителями
индивидуального потенциала и будущего в самореализации ребенка ........................77
Сведения об авторах .....................................................................................88
Authors ........................................................................................................89
Правила оформления статей ..........................................................................90
3
Стр.3
Table of contents
EDUCATION PHILOSOPHY
Turbovskoy Ya. S. The undetected paradoxicality of subconscious
as a gnoseological caution and threat to the public consciousness:
a teacher’s position ...............................................................................................................................5
THEORY AND PRACTICE OF TRAINING
Antipova Zh. V., Vorobyova M. V. Scientific-theoretical approaches to
the problem of the preschool children’s communicative
competence formation ...................................................................................................................... 17
Maximova L. Yu., Grigorovich L. A. Features of ideas about
the Motherland of modern teenagers ........................................................................................... 23
Serebrovskaya N. E. Monitoring as a means of assessing
the quality of the university’s educational environment ........................................................ 30
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY AND
PSYCHOLOGY OF LABOR
Grigorovich L. A. General and specific in
the teachers’ psychological competence ...................................................................................... 38
Isaeva O. V. Matrimonial directives of modern men and women ......................................... 42
Nemov R. S., Yatsenko D. A. Necessity and grounds for
the separation of methodological studies into individual sectors with
their subsequent integration under the name of
metascientific psychology .............................................................................................................. 55
Sotskaya G. M. Influence of clinical-psychological features of
children with congenital anomalies of the circulatory system
development on school performance ............................................................................................ 67
Tumshays O. S. To the problem of the parents’ definition of
the child’s individual potential and the future in
the self-realization ............................................................................................................................ 77
Authors .......................................................................................................89
Articles registration rules ...............................................................................90
4
Стр.4