МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГОСОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИРОБРАЗОВАНИЯ—
ОБРАЗОВАНИЕВМИРЕ
Научнометодическийжурнал
№ 3 (71)
Москва
2018
Стр.1
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзором)
Свидетельство ПИ№ФС7762459 от 27 июля 2015 г.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
рекомендованных ВАК для публикации научных результатов диссертаций на соискание
ученых степеней кандидата и доктора наук
Игорь Алексеевич Алехин — доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой педагогики ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, членкорреспондент
Российской академии образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации
Главный редактор
Светлана Константиновна Бондырева — доктор психологических наук, профессор,
ректор ОАНО ВО «Московский психологосоциальный университет», академик
Российской академии образования
Тимур Станиславович Сливин — доктор педагогических наук, доцент, заместитель
начальника факультета юридического и подготовки руководящего состава органов по
работе с личным составом ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ
Заместители главного редактора:
Владимир Александрович Барабанщиков — доктор психологических наук, профессор,
заведующий Лабораторией системных исследований психики ФГБУН «Институт психологии
Российской академии наук», членкорреспондент Российской академии образования
Ирина Владимировна Дубровина — доктор психологических наук, профессор, профессор
кафедры педагогической психологии ФГБОУ ВО «Московский городской
психологопедагогический университет», академик Российской академии образования
Дмитрий Григорьевич Левитес — доктор педагогических наук, профессор, руководитель
магистерской программы подготовки ФГБОУ ВО «Мурманский арктический
государственный университет»
Анатолий Петрович Лиферов — доктор педагогических наук, профессор, президент
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», академик
Российской академии образования
Николай Александрович Патов — доктор педагогических наук, профессор, директор
филиала ОАНО ВО «Московский психологосоциальный университет» в г. Брянске,
академик Российской академии образования
Оксана Константиновна Позднякова — доктор педагогических наук, профессор,
профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Самарский государственный
социальнопедагогический университет», членкорреспондент Российской академии
образования
Яков Семенович Турбовской — доктор педагогических наук, профессор, ведущий
научный сотрудник Лаборатории теоретической педагогики и философии образования
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования»
Валентина Петровна Иванова — доктор психологических наук, доцент, профессор
кафедры психологии ГОУ ВПО «КыргызскоРоссийский Славянский университет»
(Бишкек, Киргизия)
Александр Самуилович Кацев — доктор филологических наук, профессор, заведующий
кафедрой международной журналистики ГОУ ВПО «КыргызскоРоссийский
Славянский университет» (Бишкек, Киргизия)
Оксана Сергеевна Попова — доктор психологических наук, доцент, проректор по
научнометодическому обеспечению воспитательной работы УО «Республиканский
институт профессионального образования» (Минск, Республика Беларусь)
Наталья Андреевна Ракова — кандидат педагогических наук, доцент УО «Витебский
государственный университет имени П. М. Машерова» (Витебск, Республика Беларусь)
Редакционная коллегия:
ISSN 2073-8536 © Московский психолого-социальный университет, 2018
© «Мир образования — образование в мире», 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Михеев И. А. О формировании эффективной системы воспитания
в рамках реализации Стратегии развития воспитания в РФ ....................................9
Воронов В. Н., Ипполитов Г. М., Филатов Т. В. Эго-документы как
историко-психологический источник исследования проблематики
Гражданской войны в России (1917–1922 годы) ....................................................14
Зенин Р. Н. Исторические аспекты военно-политической подготовки
личного состава Красной армии в годы Гражданской войны
и межвоенный период ..............................................................................................22
Сливин Т. С., Фасоля А. А. Система наказания военнослужащих
за воинские и гражданские преступления в XVIII веке .........................................31
МИР ОБРАЗОВАНИЯ
Доржу М. Д. Актуальность воспитания в детях доброты
и взаимопомощи в современных тувинских семьях ...............................................39
Романова Т. А., Мамаева Ж. М., Коноплева А. Н., Виндижева М. К.
Актуальные вопросы адаптации иностранных студентов к процессу
обучения в высших учебных заведениях России ....................................................44
Карпухина А. А. Проекты по социализации и формированию
гражданской идентичности детей и молодежи: опыт Чеченского
государственного педагогического университета ...................................................49
ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ
Назаров И. У. Интерпретация модульной технологии как
инновационная составляющая современных педагогических
технологий ................................................................................................................55
Ткачёв В. А. Анализ и педагогические пути совершенствования
процесса военно-специальной подготовки военнослужащих
в Республике Уганде ................................................................................................61
МОЕ МНЕНИЕ
Сацута А. И. Общественная безопасность как явление
в теоретическом и политико-практическом измерениях .......................................68
Атагунов Р. И. Восприятие окружающей действительности
российскими военнослужащими ............................................................................75
Демидова Е. В. Воля как интегрирующая сила качеств личности
менеджера .................................................................................................................85
Бакшиханова С. С., Ванданова Э. Л. Теоретические вопросы
психообразования подростков с расстройствами эмоций
и поведения ..............................................................................................................94
3
Стр.3
Королев С. Н., Иванов И. П., Петренко А. С. Теоретико-методологические
основы профессиональной переподготовки офицеров
командного состава корабельного звена ............................................................... 102
Емец В. С., Чуенко П. А. Роль и место педагогических знаний
в образовательном процессе .................................................................................. 107
Герасимова Т. Н., Иванов М. Г. К вопросу совершенствования
эстетического содержания повседневной жизнедеятельности
военнослужащих контрактной службы ................................................................. 112
Лопуха Т. Л., Разгонов В. Л., Суслов Д. В. Подготовка военных
научно-педагогических кадров высшей квалификации:
проблемы и перспективы ....................................................................................... 122
Гавришова Е. В., Горелов А. А., Румба О. Г. Зависимость
психического и социального здоровья студентов
от особенностей мотивации достижений.............................................................. 127
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК:
ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
Казакова И. Б., Сафонова Е. В. Особенности преподавания
профессиональной этики в педагогическом вузе ................................................. 133
Виноградова О. С., Ковалевская Е. В. Интеграция подходов
как методологическая основа построения педагогической
системы качества профессионального иноязычного
образования в специализированных вузах ............................................................ 139
Алехин И. А., Тренин И. В. Воспитание и обучение в военном
вузе с помощью ресурсов информационно-образовательной среды ................... 151
Кондратьева О. В. Моделирование процесса
личностно-профессионального становления курсантов
военных образовательных организаций ................................................................ 164
Фасоля А. А., Лаптева Е. В. Воспитание коммуникативной
креативности начинающих преподавателей в процессе
профессиональной переподготовки в военной
образовательной организации ............................................................................... 170
Марин А. П., Румба О. Г., Горелов А. А. Организационно-методические
приемы построения учебного процесса по физической культуре
с целью содействия социализации обучающихся общеобразовательных
организаций Министерства обороны Российской Федерации
(на примере разделов «Легкая атлетика» и «Волейбол») ...................................... 181
Елшин А. А., Елшин А. В., Родионов О. В. Методические основания
образовательной аналитики в современном вузе ................................................. 192
ПЕРЕДОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Гуд М. Б., Лямзин М. А. Активизация процесса самоисправления
условно осужденных несовершеннолетних и улучшения
его педагогического руководства .......................................................................... 199
Соловьева Е. Е., Попова С. И. Проблема формирования гражданской
идентичности школьников в современных исследованиях ................................. 207
4
Стр.4
Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф. Модель
создания воспитывающей среды в образовательных
организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления:
трудности и успехи реализации ............................................................................. 213
Кулакова С. В. Педагогическая профилактика профессионального
выгорания психологов уголовно-исполнительной
системы Российской Федерации ........................................................................... 219
Шевченко О. К., Батова М. М., Смирнова Т. С. Методические
особенности применения различных информационных
технологий и компьютерной системы MathCad в процессе
обучения высшей математике в военном вузе ...................................................... 229
Алехин И. А., Авуза А. А. Опытно-экспериментальная работа
как элемент проверки условий оптимизации профессиональной
подготовки военных специалистов ....................................................................... 237
Пахомова Н. В. Особенности организации самостоятельной
работы курсантов в условиях реализации компетентностной
модели обучения .................................................................................................... 244
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Евтушенко Е. А. Особенности применения сотрудниками
ОВД механизмов защитно-совладающего поведения
в служебной деятельности ..................................................................................... 249
Сысолятин М. В. Соотношение военной идентичности
и представлений о военной карьере у курсантов военного вуза .......................... 257
Найденова И. А. Развитие стрессоустойчивости и адаптационных
характеристик личности воспитанников кадетских училищ
Министерства обороны Российской Федерации ................................................. 268
Пихтелев А. М. Развитие человеческого потенциала в оценках
профессорско-преподавательского состава военных вузов ................................. 275
Опарина Е. В. Развитие социальных навыков школьников
во внеурочной проектной деятельности в разновозрастных
группах в условиях сельской школы ..................................................................... 279
Неминущая Е. А. Использование инфографики и языковых
подкастов на занятиях по русскому языку как иностранному ............................. 287
Наши авторы .................................................................................................... 298
Аuthors ............................................................................................................. 304
Правила оформления статей .............................................................................. 310
5
Стр.5
TABLE OF CONTENTS
EDUCATION HISTORY AND
PHILOSOPHY
Mikheev I. A. On the formation of an effective education system
in the framework of the implementation of the Education
Development Strategy in the Russian Federation ..........................................................9
Voronov V. N., Ippolitov G. M., Filatov T. V. Ego-documents as
a historical and psychological source for research into
the problems of the Civil War in Russia (1917–1922) ..................................................14
Zenin R. N. Historical aspects of the Red Army personnel
military-political training during the Civil War and
the interwar period .....................................................................................................22
Slivin T. S., Fasolya A. A. The military personnel punishment
system for military and civil crimes in the XVIII century .............................................31
EDUCATION WORLD
Dorzhu M. D. Urgency of children’s kindness and mutual
assistance education in modern Tuvinian families ...........................................................39
Romanova T. A., Mamaeva Zh. M., Konopleova A. N.,
Vindizheva M. K. Current issues of foreign students’ adaptation to
the learning process at universities of Russia ................................................................44
Karpukhina A. A. Projects on children and youth’s civic identity
socialization and formation: the experience of
the Chechen State Pedagogical University ..................................................................49
EDUCATION IN THE WORLD
Nazarov I. U. Interpretation of modular technology as
an innovative component of modern educational technologies ....................................55
Tkacheov V. A. Analysis and pedagogical ways to improve
the process of military-special training of military personnel in
the Republic of Uganda ..............................................................................................61
MY OPINION
Satsuta A. I. Public security as a phenomenon in the theoretical and
political-practical dimensions .....................................................................................68
Atagunov R. I. Perception of the surrounding reality by
the Russian servicemen ...............................................................................................75
Demidova Ye. V. Will as a manager’ personality traits
integrating power .......................................................................................................85
Bakshikhanova S. S., Vandanova E. L. Theoretical issues of
psychoeducation of teenagers with disorders of
emotions and behavior ................................................................................................94
6
Стр.6
Koroleov S. N., Ivanov I. P., Petrenko A. S. Theoretical and
methodological foundations for the professional retraining of
the naval commanders .............................................................................................. 102
Yemets V. S., Chuenko P. A. The role and place of
pedagogical knowledge in the educational process ..................................................... 107
Gerasimova T. N., Ivanov M. G. To the problem of improving
the aesthetic content of the daily life of contract servicemen ...................................... 112
Lopukha T. L., Razgonov V. L., Suslov D. V. Training of
highly qualified military scientific-pedagogical personnel:
problems and prospects ............................................................................................. 122
Gavrishova E. V., Gorelov A. A., Rumba O. G. Dependence of
the mental and social health of students on
the achievement motivation features ......................................................................... 127
PEDAGOGICAL SEARCH: PROBLEMS AND JUDGMENTS
Kazakova I. B., Safonova E. V. Features of teaching professional
ethics at a pedagogical university ............................................................................... 133
Vinogradova O. S., Kovalevskaya Ye. V. Integration of approaches as
a methodological basis for building a pedagogical quality system for
vocational foreign language education at specialized universities ............................... 139
Alekhin I. A., Trenin I. V. Education and training at a military university
using the resources of the information-educational environment ............................... 151
Kondratieva O. V. Modeling of the process of personal-professional
formation of cadets of military educational organizations .......................................... 164
Fasolya A. A., Lapteva E. V. Education of communicative creativity of
beginning teachers in the process of professional retraining at
the military educational organization ........................................................................ 170
Marin A. P., Rumba O. G., Gorelov A. A. Organizational and
methodological techniques for constructing an educational process
in physical culture in order to promote the socialization of
students of general education organizations of the Ministry of
Defense of the Russian Federation (using Athletics and
Volleyball sections as examples) ................................................................................ 181
Elshin A. A., Elshin A. V., Rodionov O. V. Methodical foundations of
educational analytics at a modern university .............................................................. 192
ADVANCED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES:
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL EXPERIENCE
Gud M. B., Lyamzin M. A. Activation of the process of self-correction of
conditionally convicted minors and improvement of
its pedagogical guidance ............................................................................................ 199
Solovyova Ye. E., Popova S. I. The problem of the formation of
the civic identity of schoolchildren in contemporary studies ...................................... 207
Vladimirova T. N., Leskonog N. Yu., Shalamova L. F. A model for
creating an educative environment at educational organizations,
children’s rest and health improvement organizations:
difficulties and success in implementing .................................................................... 213
7
Стр.7
Kulakova S. V. The Russian Federation penitentiary system
psychologists’ professional burnout pedagogical prevention ...................................... 219
Shevchenko O. K., Batova M. M., Smirnova T. S. Methodical features of
the use of various information technologies and the MathCad computer
system in the process of teaching higher mathematics at
a military college ...................................................................................................... 229
Alekhin I. A., Avuza A. A. Experimental work as part of
testing the conditions for optimizing the training of
military specialists..................................................................................................... 237
Pakhomova N. V. Features of the organization of independent
work of cadets in the context of the implementation of
a competence-based learning model.......................................................................... 244
YOUNG SCIENTIST’S TRIBUNE
Evtushenko Ye. A. Features of the use of protective-coping
behavior mechanisms in service activities by Internal Affairs
Department employees ............................................................................................. 249
Sysolyatin M. V. The ratio of military identity and
ideas about the military career of the military university cadets .................................. 257
Naideonova I. A. Development of stress tolerance and
personality adaptation characteristics among the Ministry of
Defense of the Russian Federation cadet schools students ......................................... 268
Pikhtelev A. M. Human potential development in the assessments of
the teaching staff of military universities .................................................................... 275
Oparina E. V. Schoolchildren’s social skills developing in
extracurricular project activities in different age groups in
a rural school conditions ........................................................................................... 279
Neminushchaya E. A. The use of infographics and
language podcasts in classes of the Russian language as
a foreign one ............................................................................................................. 287
Our Authors ....................................................................................................... 304
8
Стр.8