СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Алехин И. А., Герасимова Т. Н. Философия образования:
история, проблемы, перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Аронов А. А. Отечественная культура в период становления советского
государства: к 100-летию Октябрьской революции . . . . . . . . . . . . . . 16
Воронов В. Н., Ипполитов Г. М., Чертов А. А. О сети военно-учебных
заведений Советского Союза (1917—1991 гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
МИР ОБРАЗОВАНИЯ
Казаков И. С., Казакова У. А. Реализация компетентностного подхода
в современном образовании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Гущина Г. А., Масягин В. П. Моделирование процесса формирования
профессиональной культуры студентов вузов (на примере будущих
экономистов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Алехин И. А., Шевцова С. В. Методология формирования
профессиональной ответственности у курсантов современных
военных вузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ
Макаренко А. В. Использование игровых технологий
в системе физической подготовки зарубежных стан. . . . . . . . . . . . . . 48
Ахметов И. А., Колесников С. В. Педагогическая модель процесса
формирования офицерского коллектива в частях Национальной гвардии
Республики Казахстан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Герасимов В. Н., Канапьянов С. Х. Место и роль военных средств массовой
информации в воспитании военнослужащих Республики Казахстан . . . 58
МОЕ МНЕНИЕ
Нимировский В. П., Слепов В. Я. Богатырская сила на службе Отечества . . . 63
Дьяченко Н. В. Роль политологии как дисциплины в методической
реализации воспитательных целей в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Никитин М. В. Сетевые образовательные сообщества СПО
как инновационный субъект непрерывного образования . . . . . . . . . . 75
300
Стр.300
Букатов В. М. «Шиворот-навыворот»: о казусно-курьезных
обстоятельствах, окружающих современных исследователей . . . . . . . . 83
Столяров А. Л. Определение содержания терминов «компетенция»
и «компетентность» для исследования вопросов педагогического
мониторинга образовательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Бездухов А. В., Носков И. А. Гуманистический подход к формированию
этического сознания будущего учителя и принципы его реализации. . . . 93
Антипин П. И. Актуальные проблемы формирования
военно-профессиональной направленности у курсантов военных вузов 100
Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю. К вопросу о подготовке вожатых
в рамках проекта «Всероссийская школа вожатых» . . . . . . . . . . . . . 106
Марфусалова В. П., Чапогир Л. С. Образовательная ценность сказок
народов Севера в обучении младших школьников
(на примере эвенкийских сказок) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Берченко Т. В. Формирование эстетической компетентности студентов
вуза: опыт постановки проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Алехин И. А., Туркин Е. В. Педагогический анализ проблемы
религиозного экстремизма в современном обществе . . . . . . . . . . . . 119
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Аронов А. А., Емец В. С. Вуз как система отношений:
парадоксы полувековой динамики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Макеева В. С., Баркалов С. Н., Герасимов И. В. Дифференцированная
физическая подготовка атлетической направленности
для курсантов юридических вузов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Зененко Н. В., Бочарова А. В. Особенности формирования
понятийно-категориального аппарата интернет-коммуникации . . . . . 130
Горовой В. Г., Тимофеев Ю. В. О возможности программирования
содержания дисциплины «Автомобильная подготовка». . . . . . . . . . . 135
Алехин И. А., Гожиков В. Я., Караяни А. Г. Психолого-педагогические
проблемы развития творческой активности будущих офицеров
в учебной и военно-научной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Бездухов В. П., Шадрина И. М. Ценностно-ориентационная деятельность
как предмет педагогической рефлексии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Ковальский В. Б. Учебный оркестр как средство формирования основ
профессионального мастерства у обучающихся военно-музыкальных
учебных заведений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Денисов А. Е. Педагогические пути мотивации обучающихся
в учебных военных центрах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
301
Стр.301
ПЕРЕДОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Цырков А. П., Белецкий С. В., Агеев В. В. Помехоустойчивость
компьютерных экзаменаторов по теории физической культуры
в условиях поточного метода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Герасимов В. Н., Ивашкин В. И. Педагогическая профилактика
межличностных конфликтов в воинских коллективах. . . . . . . . . . . . 171
Алехин И. А., Кудрявцев Ю. М., Мельникова М. И. Совершенствование
организационно-педагогических основ подготовки курсантов
к преодолению девиантного поведения среди военнослужащих .
.
.
.
.
. 177
Королев С. Н. Формирование профессиональных компетенций курсантов
в образовательных организациях правоохранительных органов
и спецслужб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Князькова О. И. Совершенствование профессионально ориентированной
иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся аграрных
вузов посредством развития универсальных учебных действий . . . . . . 186
Горшкова Е. Б. Развитие познавательного интереса обучающихся
в системе школьного дополнительного образования на основе
индивидуальных и коллективных опережающих творческих заданий . . . 192
Фефелкина А. В. Современная модель формирования профессиональной
готовности студента к журналистской деятельности в высшей школе . . . 198
Гаврющенко Ю. Н. Разработка и внедрение учебных задач в различные
виды занятий в целях формирования самостоятельности обучающихся 204
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Наумов А. И. Повышение эффективности дидактического моделирования
профессиональной подготовки курсантов
военных командных вузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Сорокин К. В., Сорокин Д. В., Сливин Т. С. Построение процесса
физического воспитания в довузовских образовательных учебных
заведениях Министерства обороны Российской Федерации . . . . . . . . 216
Карпенко Э. А. Педагогический мониторинг — средство управления
качеством профессиональной подготовки курсантов военных вузов . . . 221
Халалеева О. Е. Техническая подготовка и особенности эмоциональных
состояний спортсменов академической гребли .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 226
Портнова Т. А. Общее и особенное в традициях и обычаях
представителей различных монотеистических религий . . . . . . . . . . . 231
Найденова И. А. Формирование военно-профессиональной мотивации
воспитанников кадетских училищ Министерства обороны
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
302
Стр.302
Федоров И. Г. К проблеме формирования нравственно-волевых качеств
у курсантов средствами физической подготовки . . . . . . . . . . . . . . . 244
Левицкая С. В. К проблеме формирования музыкально-эстетической
культуры личности будущего специалиста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Рудь С. А. Влияние новых интерактивных методов обучения
на формирование профессиональной компетентности обучающихся
в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Сальников В. Н. Формирование правовой культуры военнослужащих,
проходящих службу по контракту в современных условиях . . . . . . . . 260
Минюкова Д. С. Особенности психологии ответственности сотрудников
уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России . . . . . . . . . . . 264
Терехин Р. А. Динамика готовности военнослужащих к изменениям
служебных ситуаций на этапах военно-профессиональной
социализации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Ермаченков А. В. Влияние уставных взаимоотношений в воинском
коллективе на поведение и дисциплинированность военнослужащих . . . 277
Пахомова Н. В. Самостоятельная работа как метод формирования
информационной компетентности курсантов военных вузов . . . . . . . 280
Наши авторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
303
Стр.303
TABLE OF CONTENTS
HISTORY AND PHILOSOPHY OF EDUCATION
Alekhin I. A., Gerasimova T. N. Philosophy of education: history, problems,
prospects . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Aronov A. A. The Russian culture during formation of the Soviet State:
to the October revolution Centenary . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Voronov V. N., Ippolitov G. M., Chertov A. A. On the Soviet Union military
schools network (1917 — 1991) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
WORLD OF EDUCATION
Kazakov I. S., Kazakova U. A. Realization of the competence-based approach
in the modern education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Gushchina G. A., Masyagin V. P. Modelling of the formation process
of the university students’ professional culture
(on the future economists’ example) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Alekhin I. A., Shevtsova S. V. Methodology of the modern military schools
cadets’ professional responsibility formation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
EDUCATION IN THE WORLD
Makarenko A. V. The use of gaming technology in the sports training system
of other countries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Akhmetov I. A., Kolesnikov S. V. Pedagogical model of the process
of formation of an officers collective in the National guard units
of the Republic of Kazakhstan . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Gerasimov V. N., Kanapyanov S. Kh. Military mass media means place
and role in the education of the servicemen of the Republic of Kazakhstan . . . 58
MY OPINION
Nimirovsky V. P., Slepov V. Ya. Herculean strength in the service
of the Fatherland . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Dyachenko N. V. The role of Politology as a discipline in the methodical
implementation of educational goals at a university . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Nikitin M. V. Network educational communities of GVE as an innovation
subject of continuing education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
304
Стр.304
Bukatov V. M. Upside down: on the unusual and funny circumstances
surrounding modern researchers. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Stolyarov A. L. The definition of the terms jurisdiction and competence
to explore the problems of the educational process
pedagogical monitoring. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Bezdukhov A. V., Noskov I. A. Humanistic approach to the future teacher’s
ethical consciousness formation and principles of its realization . . . . . . . . . 93
Antipin P. I. Urgent problems of cadets’ military
and professional orientation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Vladimirova T. N., Leskonog N. Yu. To the problem of leaders training
within the All-Russian School of Leaders project .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 106
Marfusalova V. P., Chapogir L. S. Educational value of the North peoples
fairy tales in primary school children’s training
(on the Evenki fairy tales example). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Berchenko T. V. University students’ esthetic competence formation:
a problem statement experience . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Alekhin I. A., Turkin E. V. Pedagogical Analysis of the Problem of Religious
Extremism in the Modern Society . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
PEDAGOGICAL SEARCH
Aronov A. A., Emets V. S. University as a relations system:
paradoxes of the semicentennial dynamics . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Makeeva V. S., Barkalov S. N., Gerasimov I. V. Differentiated sport training
of the athletic orientation for military law cadets . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Zenenko N. V., Bocharova A. V. Features of the Internet communication
conceptual and categorial apparatus formation . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Gorovoy V. G., Timofeev Yu. V. On the programming possibility
of the Automobile training discipline content . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Alekhin I. A., Gozhikov V. Ya., Karayani A. G. Psychological
and pedagogical problems of future military officers’ creative activity
development in the educational and military-scientific activity . . . . . . . . . 140
Bezdukhov V. P., Shadrina I. M. Value and orientation activity as a subject
of the pedagogical reflection . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Kovalsky V. B. A training orchestra as means of musical cadets’ professional
skill bases formation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Denisov A. E. Pedagogical ways of cadets’ motivation . . . . . . . . . . . . . . 161
305
Стр.305
ADVANCED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES:
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE
Tsyrkov A. P., Beletsky S. V., Ageev V. V. The sports theory computer
examiners’ noise-immunity in the line method conditions .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 168
Gerasimov V. N., Ivashkin V. I. Pedagogical prevention of the interpersonal
conflicts in military collectives . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Alekhin I. A., Kudryavtsev Yu. M., Melnikova M. I. Improvement
of the organizational-pedagogical bases for the students’ training
in overcoming the deviant behavior among the military personnel . . . . . . . 177
Korolev S. N. Cadets’ professional competences formation in the educational
organizations of law enforcement agencies and intelligence services . . . . . . 182
Knyazkova O. I. Agrarian university students’ professionally focused
foreign-language communicative competence improvement by means
of the universal educational operations development .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 186
Gorshkova E. B. School students’ cognitive interest development
in the system of school additional education on the basis of individual
and collective advancing creative tasks. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Fefelkina A. V. Modern model of the student’s professional readiness
formation for the journalistic activity at the university . . . . . . . . . . . . . . 198
Gavryushchenko Yu. N. Development and deployment of educational tasks
in different types of training for the formation of students’ independence . . . 204
YOUNG SCIENTIST’S TRIBUNE
Naumov A. I. Increasing the effectiveness of the didactic modeling
of professional training for cadets of military command universities. . . . . . . 211
Sorokin K. V., Sorokin D. V., Slivin T. S. Building the process of sports
education in pre-university educational institutions of the Ministry
of Defense of the Russian Federation: research concept . . . . . . . . . . . . . 216
Karpenko E. A. Pedagogical monitoring — a means of managing the quality
of professional training of military cadets . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Khalaleeva O. E. Technical training and features of emotional conditions
of athletes of rowing . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
Portnova T. A. General and special in the traditions and customs
of representatives of various monotheistic religions .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 231
Naydenova I. A. Formation of the military-professional motivation
of the students of the cadet schools of the Ministry of Defense
of the Russian Federation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Fedorov I. G. To the problem of the formation of moral and strong-willed
qualities in cadets by means of sports training . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
306
Стр.306
Levitskaya S. V. To the problem of the formation of the musical
and aesthetic culture of the future specialist’s personality . . . . . . . . . . . . 250
Rud’ S. A. The influence of new interactive teaching methods
on the formation of professional competence of university students .
.
.
.
.
.
. 256
Salnikov V. N. Formation of the legal culture of military personnel serving
under the contract in modern conditions . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Minyukova D. S. Peculiarities of the psychology of responsibility of officers
of penitentiary inspectorates of the Federal Penitentiary Service of Russia . . . 264
Terekhin R. A. Dynamics of the servicemen’s readiness to changes in service
situations at the stages of military-professional socialization .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 269
Ermachenkov A. V. The influence of statutory relations in a military
collective on the behavior and discipline of servicemen . . . . . . . . . . . . . 277
Pakhomova N. V. Independent work as a method of the military universities
students’ information competence formation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Our authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
307
Стр.307