Мир психологии
2018,№3 (95)
Содержание
От редколлегии. Самость как открытие человека миру
и самосознание в открытиимира человеку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
как свойства человека и открытие пространства Я
Самосознание в реализации самости
В проблемном поле познания самости
Самость в познании действенности человека
Семенов И. Н. Теоретические основы изучения роли рефлексии
в процессахсамостивтрансдисциплинарномконтекстечеловекознания . . . 7
Анисимов О. С. Самость как базисное основание развитой субъективности. . . 24
Я и Другой в открытии себя
Старовойтенко Е.Б. Янеизвестное в отношенияхличностик себе икДругому 35
Исаева А. Н.Имплицитныеаспекты «Я» в персонологическихмоделях .
.
Самость, отраженная в литературе и искусстве
Селезнева Е. В. Парадокс моего приятеля. Диалог М. Хайдеггера
иА. Блока о самости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Немчинов В. М. Василий Верещагин: ответственность художника
за значимое общее и творческая субъектность как выражение самости
в реализации общечеловеческого в художественных нарративах . . . . . . 74
Самосознание как основание самоопределения, самоактуализации
и самореализации человека как субъекта
Марков В. Н. Самосознание: междуобщениемикоммуникацией . . . . . . . . 84
Поддьяков А. Н., Пляскина А. С. Инициативная саморефлексия
прирешенииморальнойдилеммы(наматериалезадачи«Азиатскаяболезнь») 96
Колпачников В. В. Соотношение тенденций к актуализации
ик самоактуализации в человекоцентрированном подходе . . . . . . . . . 104
Улыбина Е. В., Колотаев В. А. Формы репрезентации субъектности
в советском киноискусстве 1930—1980х годов . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Розин В. М. Возможность помыслить жизнь и смерть как одно из условий
современного этапа развития самосознанияиличности. . . . . . . . . . . 123
Тимофеев Д. С., Василькова Е. А. Источники и аспекты формирования
личностной активной позиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Абраменкова В. В. Безопасность детства в истории и современности
как самореализация потенциала субъектности в развитии ребенка .
КазаковЮ.Н. Самоотношение человека к долгожительству
самостимуляцией резервов здоровья в сопротивлении стрессам .
.
.
.
.
.
.
Репецкий Ю. А., Репецкая А. В. Место и роль экзистенциальной рефлексии
в процессе личностного самоопределения .
Социальная ситуация и ее роль в процессе саморазвития
.
.
.
.
.
. 143
. 154
. . . . . . . . . . . . . 165
Сорокин О. В. Социальная реальность как фактор регуляции
девиантного поведения российской молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . 173
307
.
.
. 49
Стр.307
Специфика этнического сознания в современной действительности
Бондырева С. К. Этническое самосознание как действенный фактор
в динамикеисторического процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Сознание как явление человеческого бытия
и условие жизни человека
(продолжение обсуждения)
Петренко В. Ф., Супрун А. П. Категории времени и пространства
как порождение сознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Процессуальные и структурнообразующие становления сознания
и его организующие свойства
Карпов А. В. Механизмы самосензитивности в организации сознания
(статья вторая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Петровский В. А., Андреева А. И. Критерии ценности научного факта:
опыт персонологической наукометрии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Научные и научнопрактические исследования
О критериях научности в науке и образовании
ЭвансЭ., Быстрицкая, Е. В., Дмитриев С. В., Бурханова И. Ю. Модели
организации научного исследования магистрантов
в РоссиииСША.Часть 2: Эмпирический этап . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Мельничук А. С. Диагностика отношения руководителей к инновациям:
проблемаинструментария . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Значение личностного потенциала человека в развитии
трудового коллектива
Носкова О. Г., Бальбеков Р. А. Аппаратные методы в оценке показателей
личностной зрелости какфактора безопасного поведенияперсонала . . . 257
Маланов С. В. О генезисе целеполагания (на пути к осознаваемым формам
взаимодействия с миром) в теоретическом контексте
системнодеятельностной культурноисторической психологии . . . . . 278
Субъектная целенаправленность в воспроизводстве
потенциалов культуры
Рощупкин В. Г. Культурный потенциали субъект культуры. . . . . . . . . . . . 292
Нашиавторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Чукарина А. А., Шумский В. Б. Экзистенциальные основания личностного
взросления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
Ершова Г. Г. Реконструкция исторической памяти как залог сохранения
устойчивости этнического самосознания майя . . . . . . . . . . . . . . . . 186
308
Стр.308
World of psychology
2018,№3 (95)
Editorial note. Self as Unveiling Man to the World and Selfconsciousness
in Opening up the World to the Man.
Table of contents
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
In the Problem Field of Cognition of the Self
Self in the Cognition of Man’s Effectiveness
Semenov I. N. Theoretical fundamentals of studying the role of reflection
in the processes of selfity in the transdisciplinary context of human sciences . . . . 7
Anisimov O. S. Selfhood as the basic foundation of the mature subjectivity . . . . . . . 24
«I» and the Other in Discovering Oneself
Starovoytenko E. B. Unknown Self in the personality relations to myself
and to the Other .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Isaeva A.N. Implicite aspects of I in personological models.
Self, as Reflected in Literature and Art
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 35
. . . . . . . . . . . . 49
Selezneva E. V. The paradox of my friend. Dialogue of M. Haidegger
and A. Blok on self . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Nemchinov V. M. Vasily Vereshchagin: Painter’s Responsibility for Meaningful
General; his Artistic Subjectivity as an Expression of the Essential Self
and the Implementation of Universal in Emphatic Narratives .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Selfconsciousness as a Foundation of Selfdetermination,
Selfactualization and Selfrealization of Human being as a Subject
Markov V. N. Selfawareness: between companionship and communication .
.
. 74
. 84
Poddiakov A. N., Plyaskina A. S. Initiative selfreflection of the person while
solving moral dilemma (a case study of «Asian disease» task) . . . . . . . . . . . . 96
Kolpachnikov V. V. Relation of actualizing tendency and tendency toward
selfactualization in the PersonCentered Approach . . . . . . . . . . . . . . . 104
Ulybina E. V., Kolotaev V. A. Forms of representation of subjectivity
in the Soviet cinema art of the 1930s—1980s . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Rozin V. M. The possibility to think of life and death as one of the conditions
of the modern stage of development of selfconsciousness and personality. . . . 123
Timofeev D. S., Vasilkova E. A. Sources and aspects of forming a personal active
position . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Abramenkova V. V. Safety of Childhood in History and at Present as Subjectivity
Potential Selfrealization in the Development of a Child . . . . . . . . . . . . . 143
Kazakov Yu. N. Human Personal Attitude to Longevity by Selfstimulation
of Health Reserves in Resisting Stress Conditions . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Repetskiy Yu. A., Repetska A. V. The Place and Role of Existential Reflection
in the process of personal selfdetermination.
.
.
.
.
.
Social Situation and its Role in the Process of Selfdevelopment
.
. . . . . . . . . . . . . 165
Sorokin O. V. Social reality as a factor in the regulation of deviant behavior
of the russian youth . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
309
.
.
.
.
.
.
.
Selfconsciousness in the Enactment of Self as a Property
of Man and the discovery of «I» Inner Space
.
. 3
Стр.309
Bondyreva S. K. Ethnic consciousness as an effective factor in dynamics
of historical process . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Specifics of Ethnic Consciousness in Modern Life
Ershova G. G. Reconstruction of historical memory as a way of the Maya
to preserve their ethnic identity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Consciousness as a Phenomenon of Human Existence
and a Condition of Human Life
Petrenko V. F., Suprun A. P. Categories of time and space as the generation
of consciousness . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Procedural and Structural Elements in the Formation of Consciousness
and its Organizing Properties
Karpov A. V. Mechanisms of SelfSensitivity in the Organization of Consciousness
(article two) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Scientific and scientificpractical research
Petrovskiy V. A., Andreeva A. I. Criteria of the value of a scientific fact:
the experience of personologicalsciencemetry . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
On the Criteria of Scientific Properties in Scholarship and Education
Evans A., Bystritskaya E. V., Dmitriev S. V., Burchanova I. Yu. Models
of the organization of scientific research of undergraduates in Russian
and the USA. Part 2. Empirical stage . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Melnichuk A. S. The diagnostics of the manager’s attitude to innovation:
the problem of tools . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
The Importance of Human Potential of a Person in the Development
of Work Employee’s Collective
Noskova O. G., Balbekov R. A. Hardware methods in assessing indicators
of personal maturity, as a factor of safe behavior of staff . . . . . . . . . . . . . . 257
Chukarina A. A., Shumskiy V. B. Existential basis for personal maturation . . . . . . 266
Subjective Purposefulness in the Reproduction of Cultural Potential
Roshchupkin V.G. Cultural potential and subject of culture . . . . . . . . . . . . . . 292
Our authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
Malanov S. V. The genesis of goalsetting (on the way to conscious forms
of interaction with the world) in the theoretical context of systemactivity
culturalhistorical psychology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
310
Стр.310
Мир психологии
2018,№3 (95)
В последующих номерах журнала «Мир психологии» будут обсуждаться
психологические и социокультурные аспекты следующих проблем:
1. Отношение как системное свойство человека. Сущность и процессуаль
ные характеристики.
2. Знаниевое пространство и мыслительный потенциал человека в обес
печении технического прогресса.
3. Масштабность в пространстве отношений человека.
4. Пространство и время в жизни человека и пространственновремен
ные характеристики человеческого бытия.
Кроме того, будут постоянно рассматриваться проблемы сознания,
мышления, восприятия, деятельности и проблемы психологии этнических
отношений, экологии, обучения, воспитания растущих людей и др.
Одновременно мы ждем ваши статьи, раскрывающие, обобщающие ре
зультаты исследований по другим психологопедагогическим вопросам, а
также оригинальные статьи по психологическим, педагогическим, социаль
ным и философским проблемам человека и общества.
Приглашаем вас к участию в работе нашего журнала.
Правила оформления статей:
ő объем до 1 п. л. с четкой нумерацией страниц (шрифт TimesNewRoman, 14;
интервал 1,5);
ő библиографический перечень приводится в конце текста в алфавитном
порядке (в тексте в квадратных скобках дается порядковый номер и, при
необходимости, страницы цитирования); при ссылке на электронный ре
сурс необходимо прилагать режим доступа и дату обращения;
ő обязательно приводится аннотация объемом 9—12 строк и ключевые слова
на русском и английском языках;
ő рисунки к статьям предоставляются отдельными файлами при размере 1:1—
разрешение 300, формат dpi tiff или jpg без сжатия;
ő статьяпринимаетсяв двухэкземплярах (распечаткаиэлектронныйвариант);
ő в конце статьи обязательны подпись и подробные сведения об авторе (уче
ная степень и звание, место работы и должность, адрес, контактный теле
фон, электронный адрес);
ő к статье прилагается рецензия специалиста;
ő редколлегия подвергает рукописи экспертной оценке;
ő принимаются только те статьи, которые направлены по нижеприведенно
му адресу редакции;
ő плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается;
ő в случае отказа в публикации статьи редакция направляет автору мотиви
рованный отказ.
Редколлегия рукописи не возвращает.
311
Стр.311
Подписной индекс
в общероссийском каталоге
«Роспечать»: 47110
Адрес редакции:
115191, Москва, 4й Рощинский прд, 9а.
Тел.: (495) 7969262, доб. 1301.
Email: esaiko@mpsu.ru
Мир психологии
2018, №3 (95)
Подписано в печать 19.09.2018. Формат 70ƀ100/16.
Усл. печ. л. 25,28. Тираж 1 000 экз. Заказ № 0000
Отпечатано с готовых файлов заказчика
в ФГУП Издательство «Известия» УД П РФ
127254, Москва, ул. Добролюбова, 6.
Контактный телефон: 8 (495) 6503880
http://izv.ru
Стр.312