2/2016 ВЗРАСТИМ ЧЕЛОВЕКА, СТРЕМЯЩЕГОСЯ К СОВЕРШЕНСТВУ ЭСкиз анТропологичеСкого идеала будущей роССии А.А. Остапенко Стратегические шаги по выходу системы образования из кризиса И звестно, что для того, чтобы образовательная система функ ционировала слаженно и исправно, необходимо, как минимум, чтобы были предельно ясны (а) образ будущего как стратегическая сверхзадача общества (сообщества), создавшего эту систему, (б) антропологический идеал человека, способного осуществить этот об раз будущего (кого воспитываем?), (в) педагогическая тактика воспитания такого человека как определённая антропопрактика (как воспитываем?), (г) образовательная цель системы, складывающаяся из антропологического идеала и педагогической тактики его вос питания (кого? + как?) <...> . Ясность этих четырёх оснований позволяет безошибочно определять (д) содержание образования (чему воспи тываем?) и (е) его средства (чем воспитываем?) <...> . Так, советская система образования была явно более успешной в сравнении с сегодняшней изза того, что (а) был сформирован образ светлого коммунистического будущего как стратегическая сверхзадача, (б) был определён образ всесторонне развитой и гармоничной личности как антропологический идеал, (в) была определена педагогическая тактика формирования человека как антропопрактика. <...> Это всё определило (г) ясную цель системы советского образования — «планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма»1. <...> Советский учебник научного коммунизма давал 1 Коммунистическое воспитание // Большая советская энциклопедия. <...> Педагогические технологии №2 2016 г. 5 2/2016 ясное определение и уточнял и цель, и антропологический идеал: «Коммунистическое воспитание — это целенаправлен ное формирование всесторонне развитых людей, гармонически сочетающих высокую идейность, трудолюбие, организованность, духовное <...>