НАШ МЕТОДКАБИНЕТ УДК 373.3.016 Ирина васильевна ГуРковА, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск; e-mail: i.gurkova@gmail.com Организация эффективной работы с толковым словарем в начальной школе В статье обоснована необходимость использования толкового словаря при обучении младших школьников русскому языку. <...> Цель статьи — определить основные методические принципы работы с толковым словарем, что является условием формирования и развития учеников младших классов. <...> В статье предлагаются виды упражнений и заданий при работе с данным словарем, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников. <...> Ключевые слова: толковый словарь, лексическое значение слова, методика работы со словарем, типы заданий и упражнений. <...> С 114 егодня к работе учителя начальной школы предъявляются высокие требования в части педагогической компетенции, методических навыков и умений в обучении родному языку. <...> Главная роль в формировании педагогических компетенций в Федеральном государственном образовательном стандарте [5] отводится развитию устной и письменной речи младших школьников, интеллектуальных и творческих способностей учеников, формированию навыков самостоятельного получения знаний в процессе обучения, что невозможно без использования словарей как основного источника информации. <...> Именно толковый словарь предоставляет учителю большие возможности для изменения речи учеников в аспекте обогащения ее новыми словами, без чего нельзя развить их словесно-логическое мышление. <...> Формирование устойчивых навыков и умений работы с толковым словарем создает основу развития речи учеников и является необходимым условием успешного развития интеллекта ребенка. <...> Толковый словарь дает ученику возможности для решения познавательных, практических и коммуникативных <...>