Ушакова В.Г. Гендерная проблематика в контексте социологического образования © 2017 г. В.Г. УШАКОВА ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УШАКОВА Валентина Григорьевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии политических и социальных процессов Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия (walespb@mail.ru). <...> Социология призвана адекватно реагировать на новые явления социальной реальности. <...> Как следует интерпретировать феномен пола с социологической точки зрения, когда изменились мужские и женские социальные роли? <...> На эти и подобные вопросы смогут ответить социологи, обладающие соответствующей компетентностью. <...> В статье приводятся результаты анализа, раскрывающие процесс развития и содержание гендерной проблематики в контексте современного социологического образования в высшей школе. <...> На материалах Санкт-Петербурга и Киева показан процесс становления гендерного образования. <...> Ключевые слова: пол • гендер • гендерные исследования • маскулинность • феминность • гендерная социология • социологическое образование. <...> Актуальность темы обозначена тремя факторами: 1) развитие новых социальных движений в условиях трансформации в мире и в российском обществе, среди которых особое внимание привлекают те, которые ставят в качестве цели преодоление дискриминации по признаку пола [Giddens, 1987; Силласте, 2016]; 2) интенсивный поиск в социологии новых направлений и методов исследований с целью осмысления и изучения современных реалий [Ядов, 2012; Тощенко, 2013]; 3) становление и развитие социологического образования в университетах России [Тощенко, 2013]. <...> В 1990 г. в Институте социально-экономических проблем народонаселения Академии наук СССР была создана лаборатория, в официальном названии которой впервые был использован термин “гендер”. <...> Одним из аспектов легитимизации и институциализации гендерных исследований было постепенное проникновение <...>