“ПЕРЕДАЙТЕ ОБ ЭТОМ ДЕТЯМ ВАШИМ, А ИХ ДЕТИ СЛЕДУЮЩЕМУ РОДУ”. <...> Культурная память у российских евреев в наши дни. <...> * © 2017 Л. С. ПЕРЕПЁЛКИН В одной из своих книг Н.А. Бердяев писал, что для лучшего понимания национального вопроса нужно внимательно изучать историю еврейского народа. <...> Вряд ли это значительное преувеличение, ведь уже несколько тысяч лет еврейский народ проживает в диаспоре, т.е. за пределами своей исторической родины. <...> При этом он не только выжил и не растворился в окружающих народах, но и сумел развить свою культуру в нескольких ее субэтнических вариантах: ашкеназском, сефардском, фалаша и т.д. <...> Механизмам культурной памяти применительно к российским евреям1 посвящена рецензируемая книга. <...> В советские годы по разным соображениям, и в первую очередь политическим, исследование жизни российских евреев не поощрялось. <...> Последующая отмена идеологических и политических запретов способствовала возникновению ряда интересных исследований по данному вопросу2 [Рывкин, 1996; Рывкин, 2005; Будницкий, 2008; Карасова, Носенко-Штейн, 2014]. <...> Рецензируемая книга, как мне кажется, на данный момент лучшая в рамках этой исследовательской тематики. <...> По крайней мере в том, что касается проблем идентичности. <...> Исследуя культурную память современных российских евреев (точнее, людей, имеющих еврейские корни), Е.Э. Носенко-Штейн обращается “за консультациями” к классикам этого направления из школы “Анналов”, а также к некоторым современным исследованиям3. <...> И сразу же в работе возникает вопрос о терминах: “культурная память”, “коллективная память”, “историческая память”. <...> При этом автор полагает, что последний термин указывает на ныне модный конструктивистский подход, то есть на сознательное формирование “нужного” прошлого. <...> Мне кажется, что это очень важное наблюдение, которое позволяет разделить исследовательскую и политическую ипостаси проблемы. <...> По справедливому мнению автора, культурная память тесно связана с групповой <...>