Министерство образования РФ Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» С.В. Питенко ФормироВание трудолюбия: теория и Практика методическое пособие Соликамск СГПИ 2016 УДК 372.4 ББК 74.202.42 П 35 Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник науки и образования Российской Академии естествознания А. В. Гилёва; доктор педагогических наук, профессор Л. И. Лурье П 35 Питенко, С. В. Формирование трудолюбия: теория и практика [Текст]: методическое пособие / С. В. Питенко; СГПИ (филиал) ФГБОУ ВО «ПГНИУ». <...> Пособие адресовано обучающимся в педагогических учреждениях, слушателям курсов повышения квалификации, учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня. <...> МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЦЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 3.1. <...> Направления взаимодействия школы и семьи по формированию трудолюбия у младших школьников как ценного качества личности ГЛАВА 4. <...> ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ 4.1. <...> Ценность труда у определённой части молодёжи была заменена культом потребления. <...> Развитие рыночных отношений в экономике, развитие предпринимательства, обновление всей системы экономических отношений определили новую роль личности в системе нравственно-трудовых отношений. <...> Её решение позволит сформировать у школьников ценностные основы трудолюбия. <...> Общетеоретические основы трудолюбия нашли отражение в психолого-педагогических исследованиях. <...> 4 Щировой и др. обоснована необходимость формирования трудолюбия как качества личности в процессе нравственно-трудового воспитания. <...> Эриксона отмечено, что сензитивным периодом для формирования трудолюбия с позиции ценностных оснований является <...>
Формирование_трудолюбия_теория_и_практика_[Текст]_методическое_пособие.pdf
Министерство образования РФ
Соликамский государственный педагогический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
С.В. Питенко
ФормироВание
трудолюбия:
теория и Практика
методическое пособие
Соликамск
СГПИ
2016
Стр.1
УДК 372.4
ББК 74.202.42
П 35
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник науки
и образования Российской Академии естествознания
А. В. Гилёва;
доктор педагогических наук, профессор
Л. И. Лурье
П 35 Питенко, С. В.
Формирование трудолюбия: теория и практика [Текст]: методическое
пособие / С. В. Питенко; СГПИ (филиал) ФГБОУ ВО «ПГНИУ». –
Соликамск : РТО СГПИ (филиал) ФГБОУ ВО «ПГНИУ», 2016. – 193 с.
ISBN 978-5-91252-073-0
Методическое пособие содержит систематизированный материал по проблеме
формирования трудолюбия, раскрывает методику формирования данного
качества личности у детей младшего школьного возраста с позиции ценностных
оснований. В книге представлен опыт работы автора.
В приложении даны глоссарий, диагностические материалы, программа
спецкурса для обучающихся в высших учебных заведениях (направление «Педагогическое
образование», профиль «Начальное образование»), программа
для работы с младшими школьниками «Азбука трудолюбия».
Пособие адресовано обучающимся в педагогических учреждениях, слушателям
курсов повышения квалификации, учителям начальных классов, воспитателям
групп продлённого дня.
На обложке дети, участвующие в апробации программы «Азбука трудолюбия»:
Фёдорова Екатерина, Шибанова Татьяна, Вертипрахова Валерия, Гаврилов
Артём, Десяткова Анастасия.
ББК 74.202.42
Печатается по решению редакционно-издательского совета СГПИ,
протокол № 82 от 30.03.16 г.
ISBN 978-5-91252-073-0
© С. В. Питенко, 2016
© Соликамский государственный
педагогический институт (филиал)
ФГБОУ ВО «ПГНИУ», 2016
Стр.2
оГлаВление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ
1.1. Ретроспективный анализ проблемы формирования трудолюбия
в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2. Основные подходы к процессу формирования трудолюбия
1.3. Актуальность проблемы формирования трудолюбия
(современный аспект)
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей детей
младшего школьного возраста на процесс формирования трудолюбия
2.2. Формирование трудолюбия у младших школьников как
интегративного качества личности
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЦЕННОГО КАЧЕСТВА
ЛИЧНОСТИ
3.1. Моделирование процесса формирования трудолюбия у младших
школьников с позиции ценностных оснований
3.2. Педагогические условия формирования трудолюбия у младших
школьников как ценности
3.3. Направления взаимодействия школы и семьи по формированию
трудолюбия у младших школьников как ценного качества личности
ГЛАВА 4. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ
4.1. Исследование уровня сформированности трудолюбия
у младших школьников
4.2. Формирование трудолюбия как ценности у младших
школьников
4.3. Анализ результативности опытно-экспериментального
исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
4
7
16
26
33
44
51
65
83
92
105
121
126
128
142
3
Стр.3