УДК 281.9
ББК 86.372
М 25
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
проект № 16-04-16068
М 25
Мар Исхак Ниневийский (преподобный Исаак Сирин)
Книга о восхождении инока: Первое собрание (трактаты I—VI) / Общ.
ред. и пер. с сир., араб., греч. А. В. Муравьева. — М.: Издательский Дом ЯСК,
2016. — 584 c., ил.; вклейка в конце книги.
ISBN 978-5-9908330-2-9
Первый том сочинений мар Исхака Ниневийского, известный как «Книга
о восхождении инока» (Ktaḇā ˁal myatrūṯā d-iḥidāyā) относится к классическим
сочинениям христианского Востока конца поздней античности (VII в.). Оно посвящено
изложению психологических, философских и практических основ восточнохристианского
аскетического учения, которое следовало за греческой христианскоплатонической
традицией. Трактаты были написаны на сирийском (арамейском)
языке и переведены в IX в. на греческий. В издании впервые в российской науке дан
комментированный перевод на русский с сирийского языка с учетом разночтений
и греческой версии. Публикации текста предпослано преди-словие написанное при
участии международной группы ученых, осветивших раз-личные аспекты изучения
мар Исхака и его творений.
УДК 281.9
ББК 86.372
The book is a Russian translation from the Syriac original of the ��rst six memrē (treatises)
from the First Collection by mar Ishaq of Nineveh, known as St Isaac the Syrian. Ishaq’s
treatises were translated into Greek and strongly in��uenced Greek and Slavic Orthodox
teaching since the 9th c. Translation is paralleled by the original text from Bedjan’s edition
(1909) with minor emendations. The text is prefaced with a study of the biography of Ishaq,
Syriac manuscript tradition and of all known translations (Greek, Arabic, Ethiopic, Georgian
etc.). A survey of Ishaq’s psychology and mystical teaching and of some problems of understanding
Ishaq’s thought are given as well.
Рукопись книги обсуждена на заседании научного совета
Школы Востоковедения НИУ ВШЭ
ISBN 978-5-9908330-2-9
© А. В. Муравьев, предисловие, 2016
© Флоранс Жюлльен, предисловие, 2016
© Нестор Каввадас, предисловие, 2016
© Григорий Кессель, предисловие, 2016
© Сабино Кьяла, предисловие, 2016
© Тамара Патаридзе, предисловие, 2016
© Марсель Пирар, предисловие, греческий текст, 2016
© Д. А. Поспелов, пер. с греческого, 2016
© А. Я. Волчкевич, пер. с итальянского и немецкого, 2016
© Издательский Дом ЯСК, 2016
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.6
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
I
ЛИЧНОСТЬ И ЖИЗНЬ
I.1 «Святой Сирин»
I.2 Предыстория
I.3 Житель конца времен
I.3.1 Восхождение на гору
I.3.2 Католикосы Церкви Востока в VII в.
На Севере: Бет Нухадра
Ниневия: несчастное епископство
Авраам Кашкарский и иночество сирийского Севера
Обитель Бет ʽАвэ
I.3.3 Раббан Шапур и иночество сирийского юга
Личность Раббана Шапура,
ученика Авраама Великого
Местоположение монастыря Раббана Шапура
Иноческая жизнь в Раббан-Шапуре
Общежитие
Уединение
Использование катарского экзегетического метода?
I.3.4 Исключительное влияние на другие монастыри
I.3.5 Уход в горы
I.4 Биографические источники
I.4.1 Ишоднах Басрский
I.4.2 «Аноним Рахмани»
I.4.3 Западно-сирийский аноним, написанный каршуни
I.4.4 Каталог Авдишо‘ бар Бриха
15
16
20
24
24
25
25
27
29
30
30
32
33
33
35
36
38
39
40
40
43
45
47
12
Стр.9
8
ОГЛАВЛЕНИЕ
II
КОРПУС ТВОРЕНИЙ
II.1 Сирийский корпус сочинений мар Исхака
II.1.1 Рукописная традиция первого тома
сирийского корпуса Исхака Ниневийского
II.1.2 Обзор исследований рукописной традиции
первого тома Исхака
II.1.3 Рукописи, использованные в издании Беджана
II.1.4 Издание Беджана
II.1.5 Проблема двух редакций первого тома
II.1.6 Рукописи первого тома
II.1.7 Недатируемые рукописи
II.1.8 Рукописи с неустановленным содержанием
II.1.9 Второй и третий тома сирийского корпуса
II.1.10 Псевдоэпиграфы в сирийском корпусе мар Исхака
II.1.10.a Письмо к Патрикию
II.1.10.b «Книга Благодати»
II.1.10.c Сочинения Иоанна Дальятского
II.1.10.d Дадишо‘ Катарский
II.2 Переводы
II.2.1 Рождение «Исаака Сирина»
II.2.2 Греческая версия
II.2.2.a Греческая рукописная традиция
II.2.2.b Греческие издания
II.2.3 Славянский и русский переводы
II.2.3.a Славянская рукописная традиция
II.2.3.b Славянские и русские издания
II.2.4 Арабская версия
II.2.4.a «Три письма об подвижничестве
и общежительстве»
II.2.4.b Собрание сорока бесед
II.2.4.c Собрание в четырех книгах
56
56
57
62
64
67
71
76
76
79
80
80
81
82
82
83
83
83
85
86
88
88
90
92
92
93
94
Стр.10
ОГЛАВЛЕНИЕ
9
II.2.4.d Сомнительные / подложные сочинения
II.2.5 Древнегрузинская версия
II.2.5.a Доафонские переводы: Sinai. georg. 35
II.2.5.b Доафонские переводы: Sin. geo. 36
II.2.5.c Перевод Евфимия Святогорца
II.2.6 Эфиопская (геэзская) версия
II.2.7 Латинская версия
II.3 Современные западные версии
III
МАР ИСХАК В НОВОЕ ВРЕМЯ
III.1 Знание о мар Исхаке между VIII и XX вв.
III.2 От Шабо до наших дней
III.3 Русская традиция
IV
МИР ИДЕЙ МАР ИСХАКА
IV.1 Источники и контекст
IV.1.1 Библия мар Исхака
IV.1.2 Евагрий Понтийский
IV.1.3 Иоанн Апамейский
IV.1.4 Макарьевский корпус (Macariana, Псевдо-Макарий)
IV.1.5 Ареопагитики (Пс.-Дионисий Ареопагит)
IV.1.6 Другие тексты греческой традиции
IV.1.7 Ранняя сирийская традиция
IV.1.8 Антиохийское основание богословия Исхака
IV.1.9 Использование у мар Исхака трудов
Феодора Мопсуестийского
IV.1.10 Влияние Феодора на богословие мар Исхака
IV.1.10a Учение о спасении и искуплении
IV.1.10b Христология
IV.1.10c Пневматология
IV.1.11 Итоги
123
123
127
129
132
134
135
136
137
137
139
139
140
141
142
113
117
118
95
95
95
100
101
107
109
109
Стр.11
10
ОГЛАВЛЕНИЕ
IV.2 Систематизация воззрений мар Исхака и ее проблемы
IV.2.1 Мистика Исхака
IV.2.2 Платонистическая основа психологии мар Исхака
IV.2.2.a Душа в античном платонизме
IV.2.3 Неоплатоническая психология и Ориген
IV.2.4 Каппадокийцы
IV.2.5 Евагрий
IV.2.6 Психологическая модель мар Исхака
IV.3.2 Оригенистская эсхатология
IV.3.3 Христологическая позиция
IV.4 Задачи изучения и научные перспективы
V. Трактат Первый
VI. Трактат Второй
VII. Трактат Третий
VIII. Трактат Четвертый
IX. Трактат Пятый
X. Трактат Шестой
XI. Аскетический словарь мар Исхака
XII. Указатели
Указатель библейских цитат
Указатель имен и географических названий
XIII. Библиография
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Научные Статьи По Сирийской Традиции
1. МṢALYANŪTHĀ I. «Мессалианский» миф IV-V вв.,
и споры об аскетике в иранской Церкви Востока VII в. н. э.
2. МṢALYANŪTHĀ II. Сирийское досье «мессалианского»
феномена (IV век). К вопросу о начале движения
«молитвенников» в сироязычной среде
441
454
143
144
146
146
149
150
152
153
IV.3 Нетрадиционность/гетеродоксальность в учении мар Исхака 155
IV.3.1 «Мессалианство»
155
160
161
162
165
187
209
251
295
341
379
391
393
395
411
Стр.12
ОГЛАВЛЕНИЕ
11
3. МṢALYANŪTHĀ III. Иоанн Златоуст в антиохии, движение
акимитов и вопрос о содержании «мессалианской ереси»
4. Mar Isḥaq Ninevita аnd possible medical context
of eastern syriac asceticism
5. «Послание к авве Симеону» в сборнике ασκητικοι λογοι
Исаака Сирина: история одного псевдоэпиграфа
6. От Ниневии до Сузианы: заметки по топографии
Месопотамии в сирийских источниках
7. Lapsus traductoris: подходы к неточностям перевода
с арамейского на греческий
(корпус мар Исхака Ниневийского)
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Энциклопедические статьи по восточно-сирийской традиции
1. Авраам бар Дашнандад
2. Авраам Кашкарский
3. Авраам де бет Раббан
4. Ананишо
5. Баввай Великий
6. Иоанн Савва Далъятский
7. Иосиф Хаззая
8. Ишоднах из Басры
9. Мар Мāри
10. Иоанн (Йоханнан) бар Пенкайе
11. Даниил бар Марьям
12. Даниил бар Туванита
13. Ишодад Мервский
14. Бар Сáума Нисибинский
15. Бар-Хадбшабба
16. Изла
17. Бар Сáума
18. Кеннешре
19. Кашкар
523
524
525
526
527
531
538
542
544
546
548
549
550
552
554
558
561
562
564
462
483
493
505
514
Стр.13