УДК 930.1:316.722 (075.8)
ББК 63.3:71.05 я73
С 75
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Ответственные редакторы:
И. А. Краснова
И. В. Крючков
С. А. Польская
доктор исторических наук, профессор
доктор исторических наук, профессор
кандидат исторических наук, доцент
С 75 Сравнительная история мировых цивилизаций: учебник / отв. ред.:
И. А. Краснова, И. В. Крючков, С. А. Польская. – Ставрополь: Изд-во
СКФУ, 2015. – 296 с.
ISBN 978-5-9296-0751-6
Учебник составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке
выпускника для получения квалификации «Магистр».
Охватывает развитие цивилизаций Европы, Америки, Азии и Африки на
всём протяжении развития с древнейших времён до настоящего времени и даёт
полное представление об особенностях их исторического пути и современном
состоянии.
Предназначен для студентов, обучающихся по направлению 460401 –
История, магистерской программе «Всеобщая история», а также для студентов
вузов гуманитарного профиля.
УДК 930.1:316.722 (075.8)
ББК 63.3:71.05 я73
Рецензенты:
д-р истор. наук, профессор В. Ю. Апрыщенко,
д-р истор. наук, профессор С. Л. Дударев
ISBN 978-5-9296-0751-6
© Коллектив авторов, 2015
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
Предисловие
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник «Сравнительная история мировых цивилизаций» для студентов
магистратуры и вузов гуманитарного профиля охватывает, согласно принятой
периодизации, историю с момента формирования древнейших очагов социума
II тыс. до н. э. до сегодняшнего дня. Поскольку развитие ряда стран Европы,
Востока и Америки происходило асинхронно, то в ряде случаев применительно
к ним хронологические рамки варьируются. Авторы сознательно исключили из
содержания учебника российскую цивилизацию: не только потому, что её история
преподается в отдельном профиле подготовки магистров, но и в силу выраженной
сложности и объёмности этой задачи. Стремлением создателей настоящего
издания являлось отражение исторической действительности с позиций
цивилизационного подхода и тех междисциплинарных методик, которые он
предлагает, синтезируя важнейшие процессы и закономерности развития отдельных
регионов, необходимые для подготовки профессионального историка. Разумеется,
всё многообразие фактов, событий, достижений, срывов, имён и биографий
невозможно воссоздать ни в одном учебнике, и авторы сконцентрировались
на наиболее профильных характеристиках именно цивилизационной специфики
регионов Европы и Азии на всём протяжении их исторического развития.
Учебник является новым, международным, изданием, но опирается на традиции,
заложенные ставропольской школой исторического образования, реализованной
в предшествующих пособиях 1996, 1999 и 2000 гг. Но поскольку все
они увидели свет ещё в конце прошлого столетия, то назрела необходимость обновления
и концептуальной, и фактической стратегии изложения. Тем более что
заявленной целью преподавания в магистратуре курса «Сравнительная история
мировых цивилизаций» выступает углубленное изучение основных проблем и
тенденций политического, социально-экономического и международно-правового
аспектов развития разных типов цивилизаций. Поэтому авторы не обошли
вниманием столь важные разделы, как историю Центрально-Восточной Европы
(в том числе – её славянского сегмента), историю Северной Америки (в первую
очередь – США); большее внимание уделили всему многообразию цивилизаций
Востока, опыту Византийской цивилизации, характеристикам состояния современного
общества.
В написании и подготовке учебника принимали участие ведущие специалисты
вузов нескольких стран: Северо-Кавказского федерального университета
(Россия), Пятигорского государственного лингвистического университета (Россия),
Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина (Украина)
и Вроцлавского университета (Польша). Перевод на русский язык материалов
польских коллег осуществил канд. истор. наук, доцент И. К. Ким (ФГБОУ ВПО
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»). Авторами
отдельных глав являются:
Введение. «Теоретические основы цивилизационного подхода к истории» –
д-р истор. наук, профессор И. А. Краснова (СКФУ); канд. истор. наук, доцент
С. А. Польская (СКФУ);
3
Стр.3
Сравнительная история мировых цивилизаций
Глава I. «Генезис древнейших цивилизаций» – д-р истор. наук, профессор
А. А. Кудрявцев (СКФУ); канд. истор. наук, доц. Е. А. Кудрявцев (СКФУ);
Глава II. «Специфика древневосточных цивилизаций» – д-р истор. наук, профессор
А. П. Беликов (СКФУ);
Глава III. «Античная цивилизация как особый путь развития» – д-р истор.
наук, профессор А. П. Беликов (СКФУ);
Глава IV. «Средневековая цивилизация Западной Европы» – д-р истор. наук,
профессор И. А. Краснова (СКФУ);
Глава V. Город в средневековой цивилизации – д-р истор. наук, профессор
И. А. Краснова (СКФУ);
Глава VI. «Византийская цивилизация» – канд. истор. наук, доцент С. А. Польская
(СКФУ);
Глава VII. «Цивилизации Юго-Восточной и Центральной Европы эпохи
средневековья» – доцент Д. Адамска (Вроцлавский университет); канд. истор.
наук, доцент С. А. Польская (СКФУ); пер. с польск. – канд. истор. наук, доцент
И. К. Ким (ВГСПУ);
Глава VIII. «Цивилизации средневекового Востока» – канд. истор. наук, доцент.
Е. П. Тельменко (СКФУ);
Глава IX. «Страны Запада в XVII–XVIII вв.: от традиционного общества к индустриальному»
– канд. истор. наук., доцент Т. В. Пантюхина (СКФУ);
Глава X. «Западноевропейская цивилизация на индустриальной стадии развития:
социальная структура общества и политические процессы в XIX – начале
XX вв.» – канд. истор. наук, доцент. Т. В. Пантюхина (СКФУ);
Глава XI. Цивилизации Центрально-Восточной Европы эпохи раннего нового
времени – доцент Э. Ковальчик (Вроцлавский университет); пер. с польск. –
канд. истор. наук, доцент. И. К. Ким (ВГСПУ);
Глава XII. «Цивилизации Востока в новое время» – канд. истор. наук, доцент
А. И. Тумаков (Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина);
Глава XIII. «Страны Запада в первой половине ХХ столетия (1918 – 1945 гг.)» –
канд. истор. наук, доцент. Л. Н. Величко (СКФУ); канд. истор. наук, доцент.
И. А. Коробкина (СКФУ);
Глава XIV. «Исторические особенности развития Центрально-Восточной
Европы в условиях модернизации XVIII–XX вв.» – д-р истор. наук, профессор
И. В. Крючков (СКФУ); профессор. П. Цихорацки (Вроцлавский университет);
пер. с польск. – канд. истор. наук, доцент. И. К. Ким (ВГСПУ);
Глава XV. «Современное постиндустриальное общество: особенности и
противоречия развития» – канд. истор. наук, профессор В. П. Ермаков (ПГЛУ);
д-р истор. наук, профессор И. В. Крючков (СКФУ); канд. истор. наук, доцент.
Н. Д. Крючкова (СКФУ);
Глава XVI. «Цивилизации Востока в условиях распада колониальной системы
и глобализации» – канд. истор. наук, доцент А. И. Тумаков (Харьковский национальный
университет имени В. Н. Каразина).
Редколлегия
4
Стр.4
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы
цивилизационного подхода к истории
Цивилизационный подход к истории – это сложное интеллектуальное явление
в гуманитарном знании ХХ в. Для его понимания следует обратиться к трудам
родоначальников – Освальда Шпенглера (теория локальных цивилизаций),
Арнольда Тойнби (теория развития цивилизаций) и Карла Ясперса (теория «осевого
времени»).
О. Шпенглер (1880–1936) – немецкий философ и историк, автор широко известной
работы «Закат Европы». На её страницах он определил следующие цивилизации:
египетскую, вавилонскую, китайскую, индскую (доарийская цивилизация
Индии), ведийскую (или магическую цивилизацию классической Индии),
аполлонову (античную) и её продолжение – византийско-арабскую, цивилизацию
майя и фаустовскую (западноевропейская: так в названии подчёркивался
её меркантильный характер). Шпенглер считал, что из-за прагматизма и непрерывных
конфликтов Европа с конца средневековья обречена на упадок. Заслугой
О. Шпенглера является чётко очерченный круг цивилизаций, но он преувеличивал
замкнутый, изолированный характер каждой цивилизации.
А. Тойнби (1889–1975) – всемирно признанный британский историк, в своём
труде «Постижение истории» представил более законченную, универсальную
историю, охватив её и территориально, и хронологически. Он выделил 23 цивилизации,
группируя по религиозному признаку: западно-христианская, включая
Америку, Австралию, Новую Зеландию; восточно-христианская, включая
Россию; исламская; буддийский мир и др. Достоинством концепции А. Тойнби
является её универсальность, а также определение культуры и религии основополагающими
цивилизационными факторами.
Возражая К. Марксу, А. Тойнби доказывал, что уровень развития цивилизации
нельзя определять степенью материальной культуры. По его мнению, высокий
уровень техники средств производства характерен для отставших в своем
развитии статичных цивилизаций. Большую роль играют, как полагал А. Тойнби,
достигнутые цивилизацией социальные отношения и структуры, ментальный
аппарат. В этой связи важнейшим фактором прогресса или деградации цивилизации
явление этерификации – подъём на качественно более высокий уровень,
перенос энергии из более низких сфер в высшие: из физических сфер в духовные
и интеллектуальные, в совершенствовании социальных систем.
В отличие от историков-позитивистов и марксистов, склонных рассматривать
движение социальной материи, как прогресс от низших форм к более совершенным,
А. Тойнби скорее уподоблял историческое развитие двухтактному колебанию
маятника по принципу «Вызов – Ответ». Цивилизации зарождаются и
развиваются, постоянно отвечая на вызовы природы, внутренних противоречий
и внешней угрозы, мобилизуя духовные силы и способности к сплочению перед
лицом опасности. Примером служит образование империи Карла Великого как
ответ на вызов вторжений арабов и державы Оттона I – на экспансию венгров и
5
Стр.5
Сравнительная история мировых цивилизаций
норманнов. Исследователь пришел к заключению, что «благоприятные условия
враждебны цивилизации; чем благоприятнее окружение, тем слабее стимул для
развития цивилизации». Соотношение силы вызова и ответа предопределяется
и регулируется законом компенсаций: например, суровая природа обеспечивает
в то же время и защиту от внешних врагов. Объясняя теорию генезиса цивилизаций,
А. Тойнби приводил его основные признаки: эволюция степени разделения
труда; мимесис, как социальное подражание, ориентированное на творческих
личностей, а не на предков; динамическое движение вместо статики.
Каждая цивилизация проходит свой цикл развития: генезис, подъём, расцвет,
надлом, за которым может последовать гибель общества. Надломы цивилизаций
А. Тойнби связывал с «самоидолизацией», поклонением эфемерной личности
или эфемерному институту (последнее было характерно для цивилизации
Византии). Одним из видов надлома он считал «отравление ядом победы». Распад
цивилизаций он связывал с ослаблением мимесиса – когда правящее меньшинство,
утрачивая авторитет, пытается силой удержать власть и привилегии,
а «пролетариат» (он включал в него всех угнетенных и недовольных своим местом
в обществе) восстает против вопиющей несправедливости, также прибегая
к насилию. Распад мимесиса у нетворческого большинства вызывает две реакции:
активное сопротивление и выработку нового стиля жизни или пассивный
уход (отказ от моральных норм) и мученичество (отшельничество, аскетизм),
выражаемые также в формах «футуризма» (Ленин) – ухода в неведомое будущее
(ожидание мессии, Царства Небесного на земле), и архаизма (Гитлер) – ухода
в знакомое прошлое.
За расколом мог последовать конец цивилизации или внутреннее возрождение
(палингенез), и тогда снова общество оказывалось перед двухтактным колебанием
– «Раскол – и – Палингенез». Он мог осуществиться путем создания
благодаря работе мыслящего меньшинства универсального государства (Римская
и Византийская империи, Арабский халифат), или по воле нетворческого
меньшинства – путем образования Вселенской Церкви (в христианстве). Уникальность
западноевропейской и византийско-арабской цивилизаций мыслитель
видел в синтезе именно этих двух начал. При палингенезе большое значение
А. Тойнби отводил «духовно одаренным Личностям», обладающим неординарным
творческим потенциалом и способностью предлагать обществу новые пути
– вершить реформы, «разбивающие кристалл обычая», но порождающие социальные
конфликты. Становление таких личностей также совершалось согласно
циклу «Уход – и – Возврат»: так, духовно преображённый Мухаммед ушёл из
Мекки во враждебный Ятриб и вернулся в спустя 7 лет уже как хозяин половины
Аравии. Заслуга А. Тойнби в том, что он создал оригинальную картину философии
истории. При всей схематичности и массе фактических неточностей, она
последовательно универсальна и логична.
Кроме Тойнби, сложно отметить других учёных, внесших аналогичный вклад
в развитие цивилизационного метода. Упомянем лишь немецкого философа
К. Ясперса (1883–1969) с его теорией «осевого времени», когда (по его оценке,
800–200 гг. до н. э.) произошёл отказ от мифологического мышления и переход
к рациональному, прагматическому. Этот период он характеризовал как резкий
6
Стр.6
Введение
поворот в истории, когда появился человек нового типа. Необычность «осевого
времени» состояла в том, что появились такие личности как Конфуций и
Лао-Дзы в Китае; Будда в Индии; Заратустра в Иране; пророки – в Палестине;
Гомер, Гераклит, Платон – в Древней Греции. Человек осознавал бытие и самого
себя, что означало конец мифологической эпохи и одухотворение бытия. По
завершении этой эпохи появились великие империи, возникли религии спасения
– буддизм, конфуцианство, иудаизм, христианство, развилась эллинистическо-римская
образованность. В структуре мировой истории произошли глобальные
изменения: исчезли великие существовавшие тысячелетиями культуры
древности, начался духовный подъём, выразившийся в комплексе идей, актуальных
до нашего времени.
Особое значение К. Ясперс уделял истории Западного мира, «осью» которого
он считал христианство, а основой динамики – непрерывность в развитии
образованности. Он выявил основные черты специфики западноевропейской
цивилизации: чрезвычайное природное разнообразие; восходящую к античному
полису идею политической свободы; рациональность мышления; осознание
внутренней глубины бытия личности и реальности существования мира; преодоление
догматического начала; способность к предельному напряжение сил
вследствие претензий на исключительную истинность христианского вероисповедания;
осознание не замкнутости мира; стремление к перфекционизму; высокая
степень альтернативности и концентрации индивидуальностей. «Осевым
временем» Европы Ясперс полагал период 1500–1800 гг. – время наивысших достижений
Позднего Возрождения и цивилизации классической Европы.
В настоящее время цивилизационный подход обогатился рядом новых имён
(теория социокультурных суперсистем П. А. Сорокина, теория культурно-исторических
типов Н. Я. Данилевского, теория пассионарности Л. Н. Гумилёва, теория
географического и культурного пространства Ф. Броделя, интеграционная
социо- и психогенетическая теория Н. Элиаса и т. д.), но все они в той или иной
степени репродуцируют концепции Шпенглера, Тойнби и Ясперса. Их реализация
на конкретном историческом материале изложена в нижеследующих главах
настоящего учебника.
Литература
1. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций / пер. с фр. Б. А. Ситников. М., 2008
2. Тойнби А. Постижение истории / сост. А. П. Огурцов. М., 2002.
3. Черняк Е. Б. Цивилиография. Наука о цивилизации. М., 2006.
4. Шпенглер О. Закат Европы Очерки морфологии мировой истории / пер.
с нем. И. И. Маханькова. М.,1998.
5. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М. И. Левиной. М.,1994.
7
Стр.7
Сравнительная история мировых цивилизаций
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ....................................................................................................
Введение. Теоретические основы цивилизационного подхода
к истории
(Краснова И. А., Польская С. А.).................................................................
Раздел I. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Глава 1. Генезис древнейших цивилизаций
(Кудрявцев А.А., Кудрявцев Е. А.)...................................................................
Глава 2. Специфика древневосточных цивилизаций
(Беликов А. П.)...................................................................................................
Глава 3. Античная цивилизация как особый путь развития
(Беликов А. П.)...................................................................................................
Глава 4. Средневековая цивилизация Западной Европы
(Краснова И. А.)................................................................................................
Глава 5. Город в средневековой цивилизации
(Краснова И. А.)................................................................................................
Глава 6. Византийская цивилизация
(Польская С. А.).................................................................................................
Глава 7. Цивилизации Юго-Восточной и Центральной Европы
эпохи средневековья
(Адамска Д., Польская С. А.)........................................................................... 111
Глава 8. Цивилизации средневекового Востока
(Тельменко Е. П.)............................................................................................... 127
Раздел II. ЦИВИЛИЗАЦИИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Глава 9. Страны Запада в XVII–XVIII вв.: от традиционного общества
к индустриальному
(Пантюхина Т. В.) ...........................................................................................
Глава 10. Западноевропейская цивилизация на индустриальной стадии
развития: социальная структура общества и политические процессы
в XIX – начале XX вв.
(Пантюхина Т. В.)............................................................................................
Глава 11. Цивилизации Центрально-Восточной Европы эпохи
раннего нового времени
(Ковальчик Э.)....................................................................................................
Глава 12. Цивилизации Востока в новое время
(Тумаков А. И.).................................................................................................. 186
Глава 13. Страны Запада в первой половине ХХ столетия (1918–1945 гг.)
(Величко Л. Н., Коробкина И. А.)...................................................................
294
207
161
178
146
8
25
41
55
81
91
3
5
Стр.294
Глава 14. Исторические особенности развития ЦентральноВосточной
Европы в условиях модернизации XVIII–XX вв.
(Крючков И. В., Цихорацки П.)....................................................................... 227
Глава 15. Современное постиндустриальное общество: особенности
и противоречия развития
(Ермаков В. П., Крючков И. В., Крючкова Н. Д.).......................................... 248
Глава 16. Цивилизации Востока в условиях распада колониальной
системы и глобализации
(Тумаков А. И.)..................................................................................................... 269
295
Стр.295