Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Историческая антропология : учебное пособие : Направление подготовки 460401 – История. Магистерская программа «Всеобщая история» (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКраснова И. А.
АвторыОрехова О. Ю.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц194
ID578790
АннотацияПособие включает курс лекций, вопросы для контроля, литературу и Интернет-ресурсы. К каждой теме лекции, наряду с ее текстом, приводятся выводы, позволяющие определить достижение студентом отдельных учебных задач, уровень сформированности компетенций при изучении учебной темы. Предназначено для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 460401 – История, магистерской программе «Всеобщая история»
Кому рекомендованоПредназначено для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 460401 – История, магистерской программе «Всеобщая история»
УДК930.2
ББК63.3(4)4
Краснова, И. А. Историческая антропология : учебное пособие : Направление подготовки 460401 – История. Магистерская программа «Всеобщая история» / О. Ю. Орехова; И. А. Краснова .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 194 с. — URL: https://rucont.ru/efd/578790 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И. А. Краснова, О. Ю. Орехова ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 460401 – История Магистерская программа «Всеобщая история». <...> Курс лекций призван также способствовать решению следующих задач: 1) формирование представлений об исторической антропологии как о научной дисциплине, в центре которой находится главный объект исследования – человек во всех его проявлениях как творец истории и субъект конкретно-исторических условий, складывающихся в различные эпохи; 2) овладение основными теоретическими положениями этой научной дисциплины на основе понимания главных концепций, выдвинутых выдающимися историками-антропологами, и соответствующей терминологией; 3) ознакомление с исследовательскими стратегиями, сложившимися в исторической антропологии, в русле которой, во-первых, 3 чрезвычайно расширился круг исторических источников, во-вторых, стали привлекаться источники, которые никогда до этого не считались историческими: германские саги, фольклорные и эпические памятники, литературные произведения, лингвистические формы, визуальные образы из различных жанров изобразительного искусства; 4) изучение комплекса методов исторической антропологии, позволяющих конструировать повседневный образ жизни, ментальные стереотипы картины миры тех, кто жил в прошлом, изучать феномены народной культуры, а также социальные и политические структуры с историко-антропологических позиций. <...> В разделе «История повседневности» в историко-антропологическом ракурсе рассматриваются картины мира, складывающиеся в сознании отдельных социопрофессиональных групп: крестьян, ремесленников, купечества (тема 13). <...> В разделе «Политическая антропология» подобную направленность <...>
Историческая_антропология_учебное_пособие_Направление_подготовки_460401_–_История._Магистерская_программа_«Всеобщая_история».pdf
УДК 930.2 (075.8) ББК 63.3(4)4 я73 К 78 Печатается по решению редакционно -издательского совета Северо-Кавказского федерального университета К 78 Краснова И. А., Орехова О. Ю. Историческая антропология: учебное пособие. – Ставрополь: Издво СКФУ, 2015. – 194 с. Пособие включает курс лекций, вопросы для контроля, литературу и Интернет-ресурсы. К каждой теме лекции, наряду с ее текстом, приводятся выводы, позволяющие определить достижение студентом отдельных учебных задач, уровень сформированности компетенций при изучении учебной темы. Предназначено для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 460401 – История, магистерской программе «Всеобщая история». УДК 930.2 (075.8) ББК 63.3(4)4 я73 Рецензенты: канд. ист. наук, доцент И. В. Зозуля, канд. ист. наук, доцент В. А. Колесников © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Историческая антропология, развиваясь как новое научное направление более 80 лет, не утратила своей актуальности и в настоящее время. Трудно назвать какое-либо выдающееся исследование в области истории, в котором бы не использовались теории и методологии, разработанные историками-антропологами. Изначально историческая антропология как отрасль гуманитарного знания складывалась в процессе синтеза истории, этнологии, психологии, лингвистики, социологии, а в последующем в этот ряд включались новые научные дисциплины. Не пренебрегая постмодернистскими концепциями, критическими по отношению к классической схеме анализа исторических источников, историки-антропологи предлагают собственные теории и исследовательские стратегии, убеждающие нас в том, что прошлое может раскрыть свои тайны, а наше знание о нем будет обладать высокой степенью достоверности. Основной целью курса лекций «Историческая антропология» является ознакомление с историей становления и основными научными достижениями этого неклассического междисциплинарного направления в области гуманитарного знания. Усвоив основные теоретические положения и методологические практики исторической антропологии, можно полнее овладеть научным материалом, необходимым для подготовки магистерских диссертаций. Курс лекций призван также способствовать решению следующих задач: 1) формирование представлений об исторической антропологии как о научной дисциплине, в центре которой находится главный объект исследования – человек во всех его проявлениях как творец истории и субъект конкретно-исторических условий, складывающихся в различные эпохи; 2) овладение основными теоретическими положениями этой научной дисциплины на основе понимания главных концепций, выдвинутых выдающимися историками-антропологами, и соответствующей терминологией; 3) ознакомление с исследовательскими стратегиями, сложившимися в исторической антропологии, в русле которой, во-первых, 3
Стр.3
чрезвычайно расширился круг исторических источников, во-вторых, стали привлекаться источники, которые никогда до этого не считались историческими: германские саги, фольклорные и эпические памятники, литературные произведения, лингвистические формы, визуальные образы из различных жанров изобразительного искусства; 4) изучение комплекса методов исторической антропологии, позволяющих конструировать повседневный образ жизни, ментальные стереотипы картины миры тех, кто жил в прошлом, изучать феномены народной культуры, а также социальные и политические структуры с историко-антропологических позиций. Представленный курс лекций состоит из семи разделов: два первых посвящены истории становления и развития направления «Историческая антропология», пять последующих в целом соответствуют основным исследовательским полям указанной дисциплины. Эти семь разделов охватывают 18 тем лекций, которые могут создать целостное представление о такой отрасли гуманитарного знания, как историческая антропология. При структурировании материала стояла не только задача знакомства с теоретическими положениями и историографией предмета, но также применения концепций и методологии исторической антропологии к исследованию некоторых конкретных тем. Например, выявлялись антропологические аспекты в трудах по изучению восприятия семьи, брака и статуса женщины, а также детства, болезни, смерти, человеческого тела (Темы 10, 11). В разделе «История повседневности» в историко-антропологическом ракурсе рассматриваются картины мира, складывающиеся в сознании отдельных социопрофессиональных групп: крестьян, ремесленников, купечества (тема 13). В разделе «Политическая антропология» подобную направленность имеет тема 18, где раскрываются образы власти. Думается, что темы и вопросы конкретно прикладного значения помогут полнее представить, как следует использовать нетрадиционные источники и применять историко-антропологические методологии к анализу материала выпускных работ и магистерских диссертаций. Поскольку курс лекций является в первую очередь учебным пособием, то каждая тема снабжена учебно-методическим аппаратом в виде кратко изложенных основных выводов, вопросов для самоконтроля при самостоятельной подготовке и списком специальной литературы по данной теме. 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ......................................................................................3 Раздел I. Возникновение научного направления «Историческая антропология» 1. Философские и этнологические традиции исторической антропологии .................................................................................5 2. Условия возникновения исторической антропологии как нового научного направления ..............................................16 Раздел II. Историография исторической антропологии 3. Исследования представителей второго поколения школы «Анналов» .......................................................................................26 4. Достижения представителей третьего и четвертого поколения Школы «Анналов» ......................................................33 5. Историческая антропология в США и Великобритании .........46 6. Историческая антропология в Германии и Италии ..................56 7. Историческая антропология в трудах отечественных исследователей ...............................................................................65 Раздел III. История ментальностей 8. Опыт изучения ментальностей в зарубежной историографии .....75 9. Исследования по истории ментальностей в современной отечественной историографии .....................................................85 Раздел IV. Историческая демография: отношение к женщине, детству и смерти 10. Ментальное восприятие семейно-брачных отношений и статуса женщины в западноевропейском обществе ............96 11. Образы восприятия детства, тела, болезни и смерти .............105 192
Стр.192
Раздел V. История повседневности 12. История повседневности как научная проблема: теоретическое обоснование направления ................................116 13. «Структуры повседневности»: труд и работающие ...............125 Раздел VI. Антропологический подход к проблемам культуры: народная культура и народная религиозность 14. Народная культура как объект изучения исторической антропологии ...............................................................................136 15. Народная религиозность как одно из направлений исторической антропологии ......................................................147 16. Историко-антропологические аспекты изучения культуры и искусства .................................................................158 Раздел VII. Политическая антропология 17. Политическая антропология как исследовательское поле исторической антропологии ......................................................168 18. Образы власти: новые подходы с точки зрения исторической антропологии ......................................................177 Заключение ........................................................................................190 193
Стр.193