№ 1
2010
Генеральный директор
проекта
Елена БЫСТРОВА,
директор Центра
филологического образования
Института содержания и
методов обучения Российской
академии образования,
академик РАО, доктор
педагогических наук,
профессор
Редакция:
Татьяна Бизюкова,
Лола Саматова,
Руна Садыкова,
Карина Мартиросян,
Ольга Гамазкова,
Нелли Ермолаева,
редакторы
Мария Седенкова,
художественное оформление и
макет
Татьяна Никулина,
финансовоэкономический
директор проекта
Юрий Давлятшин,
вёрстка
Елена Дуденко,
корректор
Ад р е с :
111674, Москва,
ул. Святоозёрская, 16–169.
Издательство
«Современное образование»
Тел.: (495) 93155 37, 5247263
Е ma i l : sobr2007@mail.ru
РУССКИЙ ЯЗЫК
В НАЦИОНАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Н а у ч н о м е т о д и ч е с к и й ж у р н а л
Главный редактор
Елизавета Хамраева,
доктор педагогических наук, профессор
Редакционный совет:
Татьяна Балыхина,
Тамара Донская,
Радиф Замалетдинов,
Резеда Мухаметшина,
Людмила Трубина,
Раиса Хайруллина,
Редакционная коллегия:
Ольга Александрова,
Екатерина Егорова,
Татьяна Кудрявцева,
Дмитрий Насилов,
Лариса Савельева,
Меджи Черкезова,
декан факультета повышения квалификации
работников образования Российского
университета дружбы народов, доктор
педагогических наук, профессор
профессор кафедры русского языка в нацио
нальной школе Института Севера Российс
кого государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена, доктор
педагогических наук, профессор
ректор Татарского государственного гумани
тарнопедагогического университета,
доктор филологических наук, профессор
директор Института педагогики и психоло
гии Татарского государственного
гуманитарнопедагогического университета,
доктор педагогических наук, профессор
проректор по учебнометодической работе
Московского педагогического государствен
ного университета, доктор филологических
наук, профессор
проректор Башкирского государственного
университета им. М. Акмуллы, доктор фило
логических наук, профессор, заслуженный
деятель науки Республики Башкортостан
ведущий научный сотрудник ИСМО РАО,
кандидат педагогических наук
начальник учебнометодического управления
Московского педагогического
государственного университета, кандидат
филологических наук, доцент
заведующая лабораторией обучения
русскому (неродному) языку Российской
академии образования, кандидат
педагогических наук
профессор кафедры тюркологии
МГУ им. Ломоносова, доктор
филологических наук
заведующая кафедрой начального языкового
образования Института детства Российского
государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена, доктор
педагогических наук, доцент
заведующая лабораторией литературного
образования в национальной школе Центра
филологического образования РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Стр.1
Содержание
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ
3
Обращение главного редактора
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Валентина Ивлева
Людмила Гвоздинская
5
Работа по картине — одно из эффективных средств развития речи
учащихся в полиэтнических классах
14 Принцип дифференцированного обучения на уроках русского языка в
полиэтническом классе
НАУКА — ШКОЛЕ
Алевтина Нечаева
Елизавета Хамраева
С. Содномов,
Р. Дылыкова
Марк Руис-Соррилья
Крусате
Антонина Кузнецова,
Галина Егорова
2
Гюзяль Гафарова
Валентина Ивлева,
Наталья Маркарян
Наталья Ветрова
22 Русский язык в Республике Узбекистан
27 Обучение детей-билингвов в условиях отсутствия языковой среды
32 Билингвальное образование: приоритетные проблемы и перспективы
развития
38 Формирование языковой личности реб¸нка в полилингвальной среде
В МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ УЧИТЕЛЯ
42 Урок русского языка в 7 классе на тему «Деепричастие»
49 Методические разработки для уроков словесности в 6 классе
53 Урок развития речи в 7 классе полиэтнической школы на тему: «Сад
сердца»
56 Новый стандарт в действии: Урок русского языка в 1 классе школ
тюркской языковой группы
ТРИБУНА СЛОВЕСНИКА
Жанна Критарова
59 Постреализм в литературе последнего десятилетия
© Современное образование
РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1`2010
Стр.2
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ
Обращение главного
редактора
Дорогие читатели!
На страницах этого номера вы
найдёте теоретические статьи
и разработки уроков, проведённые
в школах разного типа
как в нашей стране, так и за
рубежом. Все их объединяет
одно — стремление качественно
учить русскому языку. Ведь
хороший русский язык в современной
России — залог успешной
социализации.
В свете новых образовательных
стандартов мы много говорим об
обязательном культуроведческом
наполнении курса русского языка,
о формировании межкультурной
компетенции у учащихся школ и
вузов.
Как же трудно подчас реализовать
по-настоящему диалог культур в
отдельно взятом классе! Как трудно
научить этому...
Можно выделить три стратегии
действий у человека, пытающегося
понять другую культуру. В
основе первой лежит внутреннее
постижение, попытка интерпретировать
различные проявления
культуры. Второй подход основан
на стратегии рационального объяснения.
Третий подход предлагает
стратегию критического реализма,
когда предпринимается
попытка разложения культурных
феноменов на значимые составные
части, подводящая к пониманию
всеобщего родства и взаимозависимости
культур...
Межкультурное общение — это
особая форма общения, когда два
участника принадлежат разным
3
1`2010
РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Стр.3