Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Дискурсные маркеры в социокогнитивном освещении : монография (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКаменский М. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц202
ID578783
АннотацияМонография посвящена изучению дискурсных маркеров как языкового феномена в сопряжении социолингвистической и когнитивно-дискурсивной парадигм. Исследование выполнено на аутентичном корпусном материале английского и русского языков как разносистемных с применением ме- тодологии корпусной лингвистики и автоматизированного анализа текста. Монография предназначена для лингвистов и филологов, преподавателей гуманитарных университетов и институтов, аспирантов и студентов лингвистических и филологических специальностей, а также для широкого круга читателей
Кому рекомендованоМонография предназначена для лингвистов и филологов, преподавателей гуманитарных университетов и институтов, аспирантов и студентов лингвистических и филологических специальностей, а также для широкого круга читателей
ISBN978-5-9296-0778-3
УДК81´24
ББК81.2
Каменский, М. В. Дискурсные маркеры в социокогнитивном освещении : монография / М. В. Каменский .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 202 с. — ISBN 978-5-9296-0778-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/578783 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М. В. Каменский ДИСКУРСНЫЕ МАРКЕРЫ В СОЦИОКОГНИТИВНОМ ОСВЕЩЕНИИ МОНОГРАФИЯ Ставрополь 2015 УДК 81´24 ББК 81.2-5 К 18 К 18 Каменский М. В. <...> ISBN 978-5-9296-0778-3 Монография посвящена изучению дискурсных маркеров как языкового феномена в сопряжении социолингвистической и когнитивно-дискурсивной парадигм. <...> УДК 81´24 ББК 81.2-5 Научный редактор: д-р филол. наук, профессор С. В. Гусаренко Рецензенты: д-р филол. наук, профессор кафедры английской филологии Курского государственного университета И. С. Бороздина, д-р филол. наук профессор, заведующий кафедрой немецкого языка Института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета Р. С. Аликаев, д-р филол. наук доцент кафедры теории и практики перевода Северо-Кавказского федерального университета С. Н. Бредихин ISBN 978-5-9296-0778-3 © Каменский М. В., 2015 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015 Дискурсные маркеры в социокогнитивном освещении Предисловие Повышенный интерес зарубежных и российских ученых к дискурсным маркерам, проявляющийся в устойчивом росте исследований в различных языках [Каменский, 2013, с. <...> Проведенные ранее исследования [Каменский, 2007б, 2013е, 2014л] в полной мере дают основания для рассмотрения изучаемых языковых единиц с заявленной точки зрения, а именно в социокогнитивном освещении. <...> В настоящее время дискурсивный анализ вполне институализировался как междисциплинарное научное направление. <...> Поскольку любой дискурс возникает в рамках конкретной ситуации, анализ дискурса дает характеристику того, что в контексте взаимодействия людей, направленного на достижение каких-либо целей, коммуниканты интерпретируют речь и действия. <...> Дискурсивный анализ также предполагает учет экстралингвистических факторов при описании и объяснении <...>
Дискурсные_маркеры_в_социокогнитивном_освещении_Монография.pdf
УДК 81´24 ББК 81.2-5 К 18 К 18 Каменский М. В. Дискурсные маркеры в социокогнитивном освещении: монография. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 202 с. ISBN 978-5-9296-0778-3 Монография посвящена изучению дискурсных маркеров как языкового феномена в сопряжении социолингвистической и когнитивно-дискурсивной парадигм. Исследование выполнено на аутентичном корпусном материале английского и русского языков как разносистемных с применением методологии корпусной лингвистики и автоматизированного анализа текста. Монография предназначена для лингвистов и филологов, преподавателей гуманитарных университетов и институтов, аспирантов и студентов лингвистических и филологических специальностей, а также для широкого круга читателей. УДК 81´24 ББК 81.2-5 Научный редактор: д-р филол. наук, профессор С. В. Гусаренко Рецензенты: д-р филол. наук, профессор кафедры английской филологии Курского государственного университета И. С. Бороздина, д-р филол. наук профессор, заведующий кафедрой немецкого языка Института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета Р. С. Аликаев, д-р филол. наук доцент кафедры теории и практики перевода Северо-Кавказского федерального университета С. Н. Бредихин ISBN 978-5-9296-0778-3 © Каменский М. В., 2015 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
Дискурсные маркеры в социокогнитивном освещении Предисловие Повышенный интерес зарубежных и российских ученых к дискурсным маркерам, проявляющийся в устойчивом росте исследований в различных языках [Каменский, 2013, с. 60–61], объясняется полифункциональностью данных языковых единиц и возможностью их изучения с разных теоретических позиций. Настоящая научная работа отличается тем, что в ее методологическом аппарате доминирует комплексный подход к изучению дискурсных маркеров, совмещающий в себе когнитивно-дискурсивную и социолингвистическую парадигмы, концептологические и лексико-семантические аспекты. Она предполагает применение целого ряда теорий (теория текста, теория дискурса, теория дискурсных маркеров, когнитивная теория, социокогнитивная теория и др.), что относит данное исследование к актуальным работам. Именно синтез этих глобальных направлений лингвистической науки позволил успешно решить намеченные задачи и добиться выполнения поставленной цели. Проведенные ранее исследования [Каменский, 2007б, 2013е, 2014л] в полной мере дают основания для рассмотрения изучаемых языковых единиц с заявленной точки зрения, а именно в социокогнитивном освещении. Наше убеждение базируется на утверждении, что социальные стратификации языка имеют в своей основе когнитивные установки, определяющие дискурсивное поведение коммуникантов. Дискурсные маркеры как неотъемлемый компонент дискурса выступают, с одной стороны, показателями социального статуса участников коммуникативного акта в дискурсивном взаимодействии, с другой стороны, воплощением их когнитивных установок. Тематическую, предметную и методическую специфику настоящего исследования подчеркивает само понятие дискурса, под которым мыслится одновременно как социально обусловленная и культурно закрепленная система рационально организованных правил 3
Стр.3
Каменский М. В. словоупотребления и взаимоотношения различных высказываний в структуре речевой деятельности, так и развернутое когнитивно-языковое образование. Исследование дискурсных маркеров с социолингвистической и когнитивной точек зрения является актуальным в связи со сменой научной парадигмы, произошедшей в последние годы. Напомним, что термин «парадигма» по Т. Куну трактуется как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» и представляют собой «ряд повторяющихся и типичных (quasistandard) иллюстраций различных теорий в их концептуальном, исследовательском и инструментальном применении» [Кун, 2003, с. 73]. При этом в основе различия парадигм как специфических форм знаний лежит представление об объекте познания и методологии его изучения. Сегодня лингвистов больше интересует не отвлеченная языковая система, а ее реальное воплощение в речи, взятое во всем разнообразии форм этого воплощения. Новая, не формально-структурная, а функционально-коммуникативная парадигма базируется на утверждении о том, что никакие языковые явления не могут быть адекватно поняты и описаны вне их употребления. Поэтому появление дискурсивного анализа в качестве особой отрасли лингвистики, вырабатывающей собственные методы для исследования дискурса как нового объекта изучения, является закономерным. В настоящее время дискурсивный анализ вполне институализировался как междисциплинарное научное направление. Поскольку любой дискурс возникает в рамках конкретной ситуации, анализ дискурса дает характеристику того, что в контексте взаимодействия людей, направленного на достижение каких-либо целей, коммуниканты интерпретируют речь и действия. Дискурсивный анализ также предполагает учет экстралингвистических факторов при описании и объяснении рассматриваемого материала, что дает исследователю возможность расширить горизонты интерпретации. Таким образом, дискурсивный анализ – это совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или 4
Стр.4
Дискурсные маркеры в социокогнитивном освещении высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в конкретных общественно-политических и культурно-исторических условиях. Следовательно, анализ дискурса все больше приобретает когнитивную направленность. Изменение системы научных представлений об объекте исследования привело к расширению сферы изучения языковых фактов, таких, как дискурсные маркеры, их более глубокому и всестороннему рассмотрению. Поэтому одновременно с углублением формальных аппаратов различных лингвистических концепций расширились и границы охвата материала в синтагматике. Комплексное социокогнитивное исследование дискурсных маркеров требует анализа больших объемов аутентичных текстов, что диктует необходимость их автоматической обработки. Оптимальным подходом к автоматизированному поиску и анализу дискурсных маркеров в аутентичных текстах является использование регулярных выражений, описывающих их синтагматику. Проведенное исследование выступает методологическим основанием для разработки автоматизированного анализатора дискурсных маркеров, использованного в настоящей работе для верификации полученных результатов [Каменский, 2014, с. 95–137]. Итак, факт наличия в системе языка такого явления как дискурсные маркеры требует анализа когнитивной логики, приведшей к его появлению и причин его широкого распространения в системе языка как социолингвистического феномена. В этой связи возникает необходимость взглянуть на данные языковые единицы с новой точки зрения, а именно в свете сопряжения парадигм когнитивной лингвистики и социолингвистики, чему и посвящена настоящая монография. 5
Стр.5
Дискурсные маркеры в социокогнитивном освещении Содержание Предисловие .................................................................................................3 1. Дискурс и анализ дискурса: социокогнитивный аспект ......................6 2. Понятие, общие и специфические характеристики дискурсных маркеров ...................................................................................................15 3. Основные теоретические подходы к анализу дискурсных маркеров .22 4. Дискурсные маркеры как маркеры социальных отношений ...............29 4.1. Социальный фактор в исследовании дискурсных маркеров .........29 4.2. Социальная вариативность языка: основные теоретические подходы ..............................................................................................36 4.3. Специфика использования дискурсных маркеров в различных возрастных группах ...........................................................................43 4.4. Дискурсные маркеры в социальном взаимодействии дискурсов .50 4.5. Социолингвистическая парадигма дискурсных маркеров ............54 5. Дискурсные маркеры как когнитивные операторы коммуникации ...61 5.1. Когнитивно-функциональная модель дискурсных маркеров (расширенная версия) ...............................................................................61 5.2. Функциональные слоты дискурсных маркеров, поддерживающих, уточняющих и усиливающих существующие когнитивные представления о контексте дискурса (сопоставительный анализ) ....70 5.3. Функциональные слоты дискурсных маркеров, противоречащих существующим когнитивным представлениям о контексте дискурса или отменяющих их (сопоставительный анализ) ...........103 5.4. Функциональные слоты дискурсных маркеров, вводящих новые когнитивные представления о контексте дискурса (сопоставительный анализ) ...............................................................113 Заключение ...................................................................................................150 Литература ....................................................................................................154 201
Стр.201