МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О. А. БУТОВА КЛИНИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ЧАСТЬ I Специализация: 060601.65 (30.05.01) – Медицинская биохимия, 060301.65 (33.05.01) – Фармация Направление подготовки 020400.62 (06.03.01) – «Биология» Бакалавриат Ставрополь 2015 УДК 612:616 (075.8) ББК 28.073:53/57 я73 Б 93 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Бутова О. А. <...> С позиции выбора адекватного алгоритма диагностических методов дается клиническая трактовка изменений функционального состояния органов с учетом патогенеза и восстановления естественной ауторегуляции процессов в организме. <...> Акцентируется внимание на определении степени влияния патологического процесса на пораженный орган, а также на другие жизненно важные органы 3 Бутова О. А. <...> Клиническая трактовка изменений функционального состояния органов с учетом патогенеза и восстановления естественной ауторегуляции процессов в организме необходима для выбора адекватного алгоритма диагностических методов и рационального дифференцированного метода терапевтического лечения. <...> Распределенная в организме сеть энергетических каналов и биологически активных точек (естественные энергопроницаемые зоны) является фундаментальной физиологической системой связи организма с внешней средой на уровне слабых энергетических (информационных) взаимодействий. <...> Поэтому, изучая территорию, на которой развертываются патологические процессы, физиологически целесообразно характеризовать гистон – структурно-функциональную единицу ткани, включающую в себя клетки, волокнистые образования, основную субстанцию, нервные волокна и их окончания, микроциркуляторное русло и лимфатические пути. <...> Судьба фаго- и пиноцитозных пузырьков в большинстве случаев <...>
Клиническая_физиология_Учебное_пособие._Часть_1._Специализация_060601.65_(30.05.01)_-_Медицинская_биохимия,_060301.65_(33.05.01)_-_Фармация._Направление_подготовки_020400.62_(_06.03.01)_-_Биология._Бакалавриат.pdf
УДК 612:616 (075.8)
ББК 28.073:53/57 ÿ73
Б 93
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Бутова Î. À.
Б 93 Клиническая физиология: учебное пособие: в 2 ч.
Часть I. – Ставрополь: Èçä-âî ÑÊÔÓ, 2015. – 158 ñ.
Пособие (часть I) разработано в соответствии с Федеральным
Государственным стандартом высшего образования. Включает
четыре раздела, в которых рассматриваются звенья физиологических
процессов в аспекте возникновения повреждения и патогенетических
механизмов их обусловливающих. Проводится анализ характера
и тяжести нарушений функций жизненно важных органов
человека на каждом этапе заболевания, взаимосвязи патогенеза заболевания
и его клинических проявлений. С позиции выбора адекватного
алгоритма диагностических методов дается клиническая
трактовка изменений функционального состояния органов с учетом
патогенеза и восстановления естественной ауторегуляции процессов
в организме.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям
подготовки и специализации: 060601.65 (30.05.01) – Медицинская
áèîõèìèÿ, 060301.65 (33.05.01) – Ôàðìàöèÿ, 020400.62 (06.03.01) –
Биология. Кроме того, пособие может быть использовано в обучении
студентов магистратуры при изучении курса «Физиология человека
и животных» в модуле «Паталогическая физиология».
УДК 612:616 (075.8)
ББК 28.073:53/57 ÿ73
Рецензенты:
ä-ð ìåä. íàóê, профессор Ã. ß. Õàéò,
д-р мед. наук, профессор Е. В. Щетинин
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
Учебное пособие › ЧАСТЬ I
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие (часть I) содержит материал фундаментальной науки
физиологии, которая в последние годы перешла на качественно
иной уровень подхода к исследованиям человека, а, следовательно,
и к изложению существа предмета в рамках подготовки
студентов. Произошел значительный прорыв в представлениях,
связанных с механизмами функций организма, систем органов,
органов, тканей и клеток в основе которого лежат достижения в
области молекулярной и клеточной биологии, биофизики клеточных
мембран.
Как учебная дисциплина клиническая физиология основывается
на синтезе нескольких наук – нормальной физиологии, патологической
физиологии и клинической медицине, объединяющей
группу биологических и медицинских дисциплин, изучающих болезни
человека, методы их распознавания, лечения и предупреждения.
В данном пособии предпринята попытка на интегративной
основе связать теоретические фундаментальные дисциплины с
дисциплинами клиническими.
Пособие не только рассматривает звенья физиологических
процессов, поскольку они отражены в фундаментальной физиологии,
но и устанавливает уровни и стадии патологических изменений
в ходе развития нозологических форм, а также принципы,
на основе которых эти изменения можно корригировать.
Целью освоения дисциплины является рассмотрение звеньев
физиологических процессов в аспекте возникновения повреждения
и патогенетических механизмов, их обусловливающих.
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы
умения использовать полученные знания о патологических процессах,
происходящих в организме, о характере компенсаторных
механизмов для выбора рационального и патогенетически обоснованного
алгоритма терапевтического лечения.
В ходе изложения разделов дисциплины проводится анализ характера
и тяжести нарушений функций жизненно важных органов
человека на каждом этапе заболевания, взаимосвязи патогенеза
заболевания и его клинических проявлений. Акцентируется внимание
на определении степени влияния патологического процесса
на пораженный орган, а также на другие жизненно важные органы
3
Стр.3
Бутова О. А.› КЛИНИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
и системы организма. Определенное место в пособии занимают
методы функциональной диагностики, используемые для оценки
степени нарушения функций органа или системы органов и выбора
патогенетического лечения с целью профилактики осложнений.
Клиническая трактовка изменений функционального состояния
органов с учетом патогенеза и восстановления естественной
ауторегуляции процессов в организме необходима для выбора
адекватного алгоритма диагностических методов и рационального
дифференцированного метода терапевтического лечения.
Клиническая физиология является связующим звеном между
фундаментальной физиологией и клинической медициной, поскольку
раскрывает механизмы формирования патологических процессов
в органах и тканях систем жизнеобеспечения организма человека.
Курс направлен на получение теоретических знаний о клинических
основах молекулярно-клеточной физиологии, механизмах
нарушений тканевой специализации клеток, патофизиологии тканей,
структурных, метаболических и функциональных особенностях
гематоэнцефалического барьера, проявляющихся патологическими
состояниями органов и систем органов организма
человека.
Часть I пособия содержит теоретический материал четырех
разделов, формирующих основу для изучения разделов клинической
физиологии, изложенных во второй части пособия и отражающих
клинико-физиологические изменения систем жизнеобеспечения
организма человека.
В разделах первой части пособия приводятся результаты исследований,
отражающие особенности и нарушения функционирования
систем организма человека при эпилепсии, нарушении
слуха, дисплазии соединительной ткани и патологии опорно-двигательной
системы. В ходе комплексных исследований морфологического,
иммунного, цитокинового, вегетативного и элементного
статуса, дерматоглифической конституции, биоэлектрической
активности нейронов головного мозга, метаболизма мышечной
ткани и интенсивности углеводного обмена выявлен индивидуальный
характер процесса адаптации, играющий ключевую роль
в оценке состоянии здоровья человека и форм его нарушений.
Автор выражает искреннюю благодарность своим ученикам
за научное сотрудничество и преданность науке.
4
Стр.4
Учебное пособие › ЧАСТЬ I
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Раздел 1. Клинические основы молекулярно-клеточной
физиологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Раздел 2. Клиническая физиология возбудимых тканей.
Проведение возбуждения. Мембранные рецепторы и пути
передачи ñèãíàëà. Клиническая физиология мышц . . . . . . 33
Раздел 3. Клиническая физиология нервной системы . . 73
Раздел 4. Клиническое значение функций зрительной
ñèñòåìû. Слуховая и вестибулярная системы . . . . . . . . . . . 125
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
157
Стр.157