МЕТОДЫ РАСЧЕТА КОНСТРУКЦИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ УДК 621.644.073.5:531 В.М. Ковех, канд. техн. наук, М.Ю. Панов, канд. техн. наук, И.Ю. Морин, Е.Н. Овсянников (ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Центр «Надежность и ресурс объектов ЕСГ», Лаборатория надежности и ресурса газопроводных конструкций, e-mail: V_Kovekh@vniigaz.gazprom.ru) АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ МОРСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ ПРИ УКЛАДКЕ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ БЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ ТРУБ Представлен алгоритм расчета напряженно-деформированного состояния подводного магистрального трубопровода, позволяющий учесть большие перемещения и пластическое деформирование металла труб при укладке на морское дно. <...> Выполнен анализ влияния бетонного покрытия на НДС зоны расположения монтажных кольцевых сварных соединений трубопровода. <...> Приведен пример расчета процесса укладки морского трубопровода с учетом влияния технологического натяжения и особенностей деформирования трубы на стингере трубоукладочного судна. <...> Ключевые слова: подводный трубопровод; обетонированный трубопровод; стингерный метод укладки трубопровода; конечно-элементная модель. <...> Одним из наиболее распространенных методов укладки морских трубопроводов, применяемых на глубине до 300 м, является так называемый стингерный или S-метод. <...> Принципиальная схема данного метода укладки и трубоукладочное судно, реализующее данный метод, показаны на рис. <...> При использовании S-метода трубопровод перемещается по роликовым опорам стингера, установленного в кормовой части корабля. <...> Продольная ось трубопровода в процессе укладки образует кривую, по форме напоминающую латинскую букву «S». <...> Можно выделить две зоны, в которых ось трубопровода имеет разный знак кривизны, – зону перегиба (после стингера) и зону прогиба (у дна). <...> 2 В процессе строительства данным методом трубопровод удерживается на судне с помощью натяжителей (рис. <...> 1), причем усилие горизонтального натяжения создается с помощью якорей или двигателей трубоукладочного <...>