ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У МОРДВЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 1. <...> ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У МОРДВЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Место работы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им Н. П.Огарева» kaf_dor@mail.ru Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Место работы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. <...> Авторы показывают, что наибольшую опасность для сохранения мордвы как этноса представляют этническая ассимиляция, принявшая тенденцию депопуляции, а также попытки разделения мордвы на два народа – эрзю и мокшу Ключевые слова: мордва, эрзя, мокша, этнические процессы, ассимиляция, депопуляция, перепись населения, демография, этническая консолидация, бинарность, этнос, субэтносы, этноструктура, этническое самосознание, этноним, этнофолизм. <...> ETHNIC PROCESSES OF THE MORDVINIANS ON THE MODERN STAGE Mokshin Nikolay F., doctor of the historical sciences, professor, chair of the Russian history department Place of employment: Mordovian State University. <...> kaf_dor@mail.ru Mokshina Elena N., doctor of the historical sciences, professor of the Russian history department Place of employment: Mordovian State University. <...> The authors show that the greatest danger to the preservation of the ethnic group as a Mordovins represent ethnic assimilation, which took the trend of depopulation, as well as attempts at separation Mordovins two people – erzyu and moksha Keywords: Mordvins, Erzya, Moksha, ethnic processes, assimilation, depopulation, population census, demography, ethnic consolidation, binary, ethnicity, subethnos, etnostruktura, ethnic identity, ethnonym, etnofolizm Мордовский народ на современном этапе переживает несколько этнических процессов, из которых наибольшую угрозу для его самосохранения представляет этническая ассимиляция, принявшая тенденцию к депопуляции. <...> Важной особенностью мордовского народа (эт5 Социально-политические науки носа), сохраняющейся до настоящего времени, является его бинарность, наличие в его этноструктуре этнических общностей вторичного порядка, говоря по-научному, субэтносов мокши <...>