Транспортная инфраструктура Успешное строительство высокоскоростных магистралей: геотехническая составляющая В. М. Улицкий, д-р техн. наук, профессор, председатель ТК-207 «Взаимодействие оснований и сооружений» ISSMGE, член президиума (РОМГГиФ), заведующий кафедрой «Основания и фундаменты» Петербургского государственного книверситета путей сообщения Императора Александра I А. Г. Шашкин, д-р геол.-минерал. наук, член ISSMGE, член Президиума РОМГТиФ, генеральный директор ООО «ПИ Геореконструкция» В статье рассматриваются проблемы современного транспортного строительства: недостаточно продуманные законодательные положения, необходимость исследования грунтов для достоверных расчетов, обязательных при возведении каждого объекта, ответственность за результаты принятых проектов. ваются с рядом острых технических и социальных проблем. <...> При переходе на скоростное движение, железнодорожное или автомобильное, приходится учитывать сложные инженерно-геологические условия нашей необъятной страны (карст, слабые заторфованные, набухающие и просадочные грунты, сейсмику, многолетнемерзлые и сезонно промерзающие толщи, трещиноватые и неустойчивые скальные породы и пр.), которые мы должны осмысливать заново, с учетом новых жестких требований. <...> А требования эти для высокоскоростных дорог в десять раз строже, чем для гражданского строительства: при движении со скоростью 300–400 км/ч осадка железнодорожного полотна не должна превышать полутора сантиметров! <...> Нет полного анализа аварийных последствий строительства железных дорог в северных регионах России, когда не была учтена специфика фактических грунтовых условий. <...> Не разработаны нормативные требования по специфике инженерных изысканий и испытаниям грунтов для скоростных магистралей. <...> Наконец, в последние годы в навязываемых вузам программах образования бездумно сокращается время на изучение дисциплин геотехнического и инженерно-геологического <...>