РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Одно время в Советском Союзе всерьез обсуждался вопрос о судьбе конфликта как такового. <...> Обсуждение это развернулось в среде деятелей культуры, которым надо было ответить на вопрос о судьбе драмы. <...> «Возможно ли написание современной драмы как таковой?» – вот по какому вопросу велась полемика. <...> Ведь если нет эксплуатации человека человеком, то нет и почвы для конфликта между добром и злом. <...> Но как тогда создать драму и нужно ли ее создавать? <...> Долгое время мне казалось, что можно подвести черту под абсурдами подобного рода, относящимися к определенным периодам советской истории. <...> А раз так, то нет ни исторического движения, ни конфликта как мотора этого движения. <...> Дело тут не в господине Фукуяме – оригинальном и талантливом современном философе. <...> В том числе и к проблемам конституционного права. <...> На пути к подобному универсализму два непреодолимых препятствия. <...> Какое-то время мне казалось, что наличие данных двух препятствий 10 В.Д. Зорькин на пути к формированию представлений о некоем вневременном и внепространственном благе для всех очевидно. <...> Что сформировалась устойчивая иллюзия, в чем-то поразительно напоминающая ту советскую иллюзию, согласно которой мы идем от хорошего к еще лучшему. <...> Принципу неравномерного исторического движения и принципу культурного многообразия. <...> В этом почему-то начинают видеть подкоп под человеческие права, демократию, другие завоевания человечества. <...> В самом деле, почему принципы неравномерности исторического движения и культурного многообразия должны использоваться для подкопа под демократию, права человека, институт права как таковой, современные конституционные системы? <...> Почему не использовать эти же принципы для укрепления демократии, утверждения прав человека, совершенствования института права и конституционной системы? <...> Но для того чтобы бороться за свободу на деле, а не на словах, надо признать и историчность <...>