Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология

Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология №4 2011

0   0
Страниц221
ID242843
АннотацияЖурнал издается с 2006 г. Решением Президиума ВАК он включен в Перечень российских рецензируемых научных журналов в редакции 2010 г., в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология : Научный журнал .— 2011 .— №4 .— 221 с. — URL: https://rucont.ru/efd/242843 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вестник_Тверского_государственного_университета._Серия_Педагогика_и_психология_№4_2011.pdf
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2011. Выпуск 4. пс 4. С. 8-14 УДК 378.1 ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОГРАММА ТЕМПУС О.Н. Олейникова Национальный офис Темпус в РФ, г. Москва Статья посвящена анализу широкого политического, экономического, социального и культурного контекста развития высшего образования в постиндустриальном обществе в разрезе процессов интернационализации и роли программы Темпус в этом процессе. Рассмотрены факторы глобализации, включая конфигурацию культурной глобализации, и их влияние на изменение роли и предназначения вузов в современном обществе. Интернационализация рассмотрена на уровне системы высшего образования и на институциональном уровне. Ключевые слова: высшее образование, вузы, университеты, программа Темпус, глобализация, локализация, интеграция, интернационализация, конвергенция, дискурс экспертов. Как известно, программа Темпус предназначена содействовать развитию сотрудничества между вузами стран Европейского союза и стран-партнеров, реализации направлений Болонского процесса и формированию общеевропейского пространства высшего образования. А это означает, что программа направлена на интернационализацию российских вузов и их интеграцию в международное образовательное пространство. Только так можно предметно и убедительно заявить о высоком качестве российской высшей школы и ее конкурентоспособности. Именно поэтому международные проекты вузов играют столь значительную роль в реальном повышении конкурентоспособности российского высшего образования на системном уровне. В ходе этих проектов не только достигаются заявленные результаты по разработке каких-либо инновационных моделей или образовательных программ, но и формируется столь важный для эпохи глобализации дискурс экспертов, вырабатывается общее понятийное поле, выявляются нелинейные зависимости состояния образования от различных культурных, социальных, экономических и политических факторов и способы нахождения общего для всех, при сохранении самобытности и уникальности каждого субъекта взаимодействия и сотрудничества [1]. Как известно, образование, как общественная подсистема, находится в определенной зависимости от процессов, происходящих как в конкретном обществе, так и в мире в целом. При этом системы 8
Стр.1
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2011. Выпуск 4. образования национальных государств, обладая некими общими инвариантными характеристиками, всегда остаются культурно обусловленными конфигурациями. В настоящее время образование переживает переломный момент своего развития, который определяется тенденциями мирового развития и сформировавшимся к концу ХХ в. потенциалом внутренних изменений. XXI в. принес совершенно иные экономику и общество, что неизбежно оказывает влияние на образование в целом и на высшее образование в частности. Новые условия характеризуются и определяются глобализацией экономики, убыстрением темпа технологических изменений, быстрым ростом и развитием информационных и коммуникационных технологий и, как следствие, быстрым темпом социальных перемен в общей ситуации растущей неопределенности. Новая парадигма образования предполагает «включение» каждого человека в непрерывную среду знаний, ценностей, отношений, умений и компетенций. Отличительная особенность новой парадигмы заключается в переориентации системы образования на учет потребностей развития человека и предоставление ему возможностей более эффективного участия в сфере труда. Одновременно эта парадигма предполагает центральную роль образования в обеспечении перехода человечества на модель устойчивого развития. Центральное место знаний в постиндустриальном обществе было провозглашено на встрече глав государств и правительств стран Европейского союза в Лиссабоне в марте 2000 г., когда было заявлено, что Европа вступает в новую эпоху, которая получила название «Век знаний». В новой парадигме пересматривается и роль высшего образования, которое приобретает массовый характер и характеризуется диверсификацией по институциональным формам, уровням и содержанию [2]. Массовое распространение высшего образования стало рассматриваться как гарантия конкурентоспособности государства в новой глобальной экономике. При этом эффективные вузы начинают во все большей мере ориентироваться на конечного потребителя, которым является сфера труда, общество, государство и сами граждане. Вполне диалектично, что массовый характер приводит к потере качества и, следовательно, к необходимости формирования новых систем обеспечения качества высшего образования. Важнейшей тенденцией современного развития являются мощные интеграционные процессы, захватывающие все сферы общественной жизни, в том числе и высшую школу. Высшее образование и наука становятся глобальным фактором общественного 9
Стр.2
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2011. Выпуск 4. развития, выдвигаются в число наиболее важных национальных и общемировых приоритетов, выступают в качестве важнейших компонентов культурного, социального и экономически устойчивого развития людей, сообществ, наций и становятся во всё большей степени фактором, играющим важную роль в достижении стратегических политических и экономических целей. В этой связи можно выделить два приоритетных подхода к высшему образованию в мировой образовательной политике. Вопервых, это превращение университетов в эпицентры программирования регионального развития, причем понимаемого не только в экономическом, но и шире – в социальном, культурном, экологическом смысле. Во-вторых, это формирование новой – инновационно-предпринимательской – модели университета, в которой он превращается фактически в научно-образовательно-промышленный комплекс с академическим ядром и междисциплинарной проектноориентированной периферией, состоящей из множества сетевых инновационных высокотехнологичных структур и малых предприятий, активно работающих с заказами местных органов власти, промышленности, бизнеса и общества в целом [3]. Возвращаясь к фактору глобализации, следует подчеркнуть, что ситуация экономической глобализации сопровождается культурной глобализацией, которая не означает культурной интеграции, поскольку отдельные культуры проявляют четкую тенденцию к усилению своей уникальности и самоорганизации, поскольку мир характеризуется организацией разнообразия, а не воспроизводством единообразия, что препятствует гомогенизации смысловых систем и систем выражения. Из этого следует, что глобализация диалектически связана с процессом, получившим название «локализация», и уравновешивается им. Оба процесса представляют бинарную оппозицию «глобальное – локальное». При это недопустима абсолютизация обоих процессов. Как известно, чрезмерная локализация, как социально-политическое явление, чревата замкнутостью, приводящей к вырождению, и изоляционизмом, порождающим конфликты. А абсолютизация глобализации приводит к снижению гражданской ответственности населения, поскольку главной ценностью человека становится способность получить работу (employability), т. е. его корпоративная ценность, а не гражданские качества. В этой связи встает вопрос о необходимости усиления ценностных основ образования. Европейский союз являет собой яркий пример размывания государственных границ, порожденного экономическими реалиями и экономической интеграцией. При этом исключаются любые попытки слияния систем образования, что особо подчеркивается в Маастрихтском договоре 1992 г. 10
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.