Херасков Михаил Матвеевич
Взгляд на эпические поэмы
Русская критика XVIII-XIX веков. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по
специальности N 2101 "Рус. яз. и литература", Сост. В. И. Кулешов.М., "Просвещение", 1978.
OCR Бычков М. Н.
Один из виднейших русских классицистов, автор эпопеи "Россияда" (1779). Публикуемый ниже
его "Взгляд на эпические поэмы", предпосланный в качестве предисловия к "Россияде", является важным
документом поэтики русского классицизма, в частности теории эпопеи как одного из самых
торжественных и программных жанров классицистического направления. Херасков существенно
продвинулся вперед по сравнению с Тредиаковским, который в предисловии к своей "Тилемахиде"
отрицал право поэта касаться в эпопее событий новейшей истории, как слишком близких и снижающих
торжественный пафос жанра. Херасков считает, что героями эпопеи могут быть не только античные боги,
волшебники, но и французский король Генрих IV, и русский царь Иван IV. В принципе Херасков, хотя и с
оговоркой, признает достойным эпопеи и русского императора Петра Великого. Хераскова только
смущают неудачные до сих пор попытки воспеть его. Рассуждения Хераскова имели прогрессивный
характер, приближали к современным темам, что таило в себе большие возможности для будущей
русской романтической поэмы и русского романа.
Текст печатается по изд.: Творения М. Хераскова, вновь исправленные и дополненные, ч. I. M.,
1807, с. XV-XVIII.
В "Илиаде" Гомер воспевает гнев Ахиллесов, за похищение его невольницы Бризеиды царем
Агамемноном, гнев толико бедственный грекам и Пергаму; кровавые битвы, пагубу осаждающих и пагубу
осажденных троян. - Патрокл, друг Ахиллесов, убит Гектором - он мстит за своего друга - убивает
храброго Гектора, и тем поэма оканчивается.
В "Одиссее" воспето десятилетнее странствование Итакского царя Улисса; возвращение его в дом
свой и страшное избиение любовников Пенелопиных, которое Минстерофанией наречено.
Виргилий в несравненной "Энеиде" {Виргилий, т. е. Вергилий (70-19 гг. до н. э.) - римский поэт.}
воспел побег Энеев из разоренной греками Трои, прибытие его в Карфагену, любовь его с Дидоною,
неверность его к сей несчастной царице - другой побег его в Италию, где, убив Турна, сопрягается он с
Лавиниею, невестою сего почтенного князя.
В "Погубленном рае" важный Мильтон {Мильтон Джон (1608-1674) - английский поэт, автор
поэмы "Потерянный рай" (1667).} повествует падение первого человека, вкушение запрещенного плода,
торжество диавола, изгнание Адама и Евы из рая за их непослушание, и причину злополучия всего
человеческого рода.
Вольтер начинает свою "Генрияду" {Характерная для XVIII в. переоценка художественности
"Генриады" (1728) Вольтера.} убиением Генриха III, a оканчивает обращением Генриха IV из одной
религии в другую - но прекрасные стихи его все делают обворожительным.
Армида в Тассовом "Иерусалиме" {Поэма "Освобожденный Иерусалим" Тассо вышла в свет в
1580 г.}, прекрасная волшебница, Армида, есть душа сей неоцененной поэмы; ее хитрости, коварства; ее
остров, ее нежности, ее самая свирепость по отбытии Ренода, восхитительны - но не суть назидательны.
Пробежим "Лузияду" Камоэнсову {"Лузиады" написана Камоэнсом в 1572 г.} и "Фарзалию"
Луканову {Лукан Марк Анней (39-65) - римский поэт, в поэме "Фарсалия" описывает гражданскую войну
между Цезарем и Помпеем, битву при Фарсале.}. - Первая есть странствование Лузитанцев в Африку,
обретение некоторых новых земель - сказания и чудесности. Вся сия поэма есть пиитическое
повествование, в коем и сам поэт имел участие.
Но повествование, живою кистию писанное, сладостное, привлекательное; это есть галерея
преизящных картин, непорядочно расставленных, но каждая из них восхищает, трогает, удивляет и в
память врезывается.
"Фарзалию" многие нарицают газетами, пышным слогом воспетыми; но сии газеты преисполнены
высокими мыслями, одушевленными картинами, поразительными описаниями и сильными выражениями;
в ней воспета война Юлия с Помпеем; при всем том поэма не докончена певцом своим и не была
исправлена.
Стр.1