2
Ежемесячный журнал о логистике
в современном бизнесе
Логинфо ¹12/2004
Зарегистрирован в Госкомпечати РФ
Свидетельство о регистрации
¹ 018448 от 27 января 1999 ã.
Учредитель и издатель
Коммерческий информационный
аналитический центр (КИА центр)
www.cia-center.ru
Главный редактор
Николай Титюхин glavred@loginfo.ru
Заместители главного редактора
Елена Архарова arkharova@loginfo.ru
Мария Вольпина volpina@loginfo.ru
Ответственный редактор
Владимир Комоцкий redcol@loginfo.ru
Отдел рекламы
Ирина Лебедева reklama@loginfo.ru
Отдел распространения
Галина Васильева sales@loginfo.ru
Отдел переводов
Н.Н. Ковтонюк, В.С. Малышев
Адрес редакции:
127238, Ìîñêâà, Дмитровское ø., ä. 46, êîðï. 2
Òåëåôîíû: (095) 482 1709, 482 3736
Web site: http://www.loginfo.ru
E-mail: redcol@loginfo.ru
Редакция не несет ответственности
за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Перепечатка материалов допускается
только по согласованию с редакцией.
Подписной индекс в каталоге Роспечати: 79769
Тираж 5000 экз. Цена свободная
Дизайн, верстка и полиграфическое исполнение
ООО «Òðèàäà, Ëòä» ЛР ¹ 062195 от 03.03.98 ã.
127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский
ïðîåçä, ä. 1/23
Òåëåôîí/ôàêñ: (095) 727 1062
E-mail: triadald@mtu-net.ru; http://www.triadald.ru
Внешняя среда
Таможенная реформа: сложности с упрощением
/Мария Вольпина/ ........................................................................6
Перспективы развития автомобильной
промышленности России /Андрей Клепач/ .............................8
Транспорт
Куда мы едем и на чем /Владимир Комоцкий/ ........................12
Чего ñòîèì, кого ждем /Дмитрий Ахмедов/ ............................18
Ситуация на рынке автокомпонентов
/Рифат Салимгареев/ ..................................................................22
Стандарты качества как пропуск в ВТО
/Игорь Коровкин/........................................................................28
Еврологистика
Рынок логистических услуг Польши .............................. 34
Компании и рынки
В основе DHL - надежная схема работы,
которая не дает сбоя /Елена Архарова/ ..................................42
Управление цепями поставок
Задачи планирования и управления
цепями поставок ..............................................................48
Аутсорсинг
Аутсорсинг неизбежен, как неизбежно стремление
продать свой товар /Ирина Толмачева/..................................52
Проекты и инвестиции
Как сделать склад лучше, или Система
управления на складе /Владимир Матвеенко/ ........................ 56
Персонал. Обучение. Вакансии
Инвестиции в будущее /Алексей Сибиряков/.......................... 58
Новогодний серпантин
Первые Логисты – кто îíè? /Виктор Табаков/...................... 60
Новогодние поздравления ............................................. 62
Из мира логистики
11, 17, 21, 45, 47
Содержание
Стр.2
4
Уважаемый читатель!
Задача, которая ставится перед российской
экономикой, всем известна – удвоение ВВП. Ос
нова его удвоения – это рост объемов реального
производства в стране и повышение конкурен
тоспособности предприятий. ВВП создают
конкретные компании, а значит, это удвоение
зависит прежде всего от того, как будет ре
формироваться большинство российских пред
приятий. Ключевые проблемы российских пред
приятий всем известны:
● отсутствие доверия бизнеса к государ
ству – нет четких правил;
● неопределенность целей и стратегии разви
тия;
● плохое взаимодействие подразделений вну
три компаний;
● неготовность компании к рациональному со
трудничеству в цепочках поставок;
● отсутствие системы управления измене
ниями;
● неуправляемые, несовременные организации;
● логистика для большинства промышленных,
да и торговых предприятий все еще остается
загадкой – «терра инкогнита», а не инстру
ментом управления, который позволит компа
нии стать конкурентоспособной.
Что год грядущий нам готовит? В эти ново
годние дни каждый из нас задает себе этот во
прос. Если же оглянуться на уходящий год, то
хочется надеяться, что новый год будет лучше,
уже хотя бы потому, что он не високосный.
2005 год может стать для России знаме
нательным – к концу года ожидается ее всту
пление во Всемирную торговую организацию.
С присоединением нашей страны к ВТО уже
сложно будет регулировать внутренний рынок
за счет тарифной политики, поэтому тамо
женные пошлины будут снижаться.
Как будут укреплять свои позиции на вну
треннем рынке российские предприятия, когда
многие западные компании уже оперируют в
России? Задача не простая. Реализовать свой
экспортный потенциал в условиях открытия
новых рынков смогут немногие российские ком
пании, практически единицы. В первую очередь
среди них должны быть предприятия и компа
нии, представляющие рынок FMCG, такие, на
пример, как производители молочной продук
ции, соков, пива, крупные торговые сети, реали
зующие товар, и т.п. Именно этот сектор рос
сийской экономики «самый рыночный». Многие
компании, которые готовятся к вступлению в
ВТО, уже освоили основы логистики и
исполь
зуют ее концепции в своей каждодневной прак
тике. Ушедший год был отмечен усилением по
зиций этого сектора: начались слияния и погло
щения, создается сетевая инфраструктура.
Это видно на примере ТД «Перекресток», кото
рый создал альянс с торговыми сетями в Яро
славле и Нижнем Новгороде. Он также заявил о
проекте строительства уже второго в москов
ском регионе РЦ на 100 000 паллетомест в рай
оне Подольска. Хотя очевидно, что угнаться за
объемами инвестиций в 200 млн евро, которые
вкладывает в развитие своей сети «Метро»,
российским компаниям будет трудно.
Усиление конкуренции с западными произво
дителями и торговыми сетями должно под
стегнуть российские компании, в том числе и
логистических операторов, к более активному
поиску и использованию своих конкурентных
преимуществ. И если, по данным ТПП, за рубе
жом сегодня смогут успешно конкурировать
лишь 9% российских компаний, то на внутрен
нем рынке таких больше – 25%. Посмотрите,
как активно действовали в ушедшем году рос
сийский логистический оператор НЛК и торго
вые сети «Эльдорадо» и «Патерсон», – это от
вет на вызов со стороны FM Logistik и торговой
сети «Ашан». Конкуренция становится россий
ской реальностью.
Многие российские транспортноэкспеди
торские и логистические операторы заинте
ресованы в реализации своего потенциала при
обслуживании крупных производителей и тор
говых сетей. Участие в тендере, который
обычно ежегодно объявляют западные сетеви
ки, например IKEA, Metro, позволяет россий
ским компаниям не только вкладывать полу
ченные в результате победы инвестиции в ак
тивное развитие и работать по новым техно
логиям обслуживания, но и просто оценить
свою конкурентоспособность на рынке.
2005 год должен стать годом слияний и аль
янсов компаний, представляющих торговые се
ти и логистику. К таким альянсам, особенно в
регионах, начнут присматриваться и промы
шленные предприятия, которым потребуется
современная транспортнологистическая ин
фраструктура. Способствовать подобным
объединениям будет бурный рост российского
рынка информационных технологий, которому
поможет вступление в ВТО и последующий
рост инвестиций в ИТ.
К сожалению, в перспективе не приходится
ожидать улучшения инвестиционного клима
та. Объем прямых инвестиций во всем мире па
дает уже третий год подряд. Инвесторы по
прежнему не слишком доверяют нашей стране.
Достаточно взглянуть на цифры: прямые инве
стиции в экономику КНР в 2004 году составили
$54 млрд, в экономику России – $6,9 млрд. Раз
ница весьма существенная.
И все же логистический рынок России бурно
развивается, и этому есть подтверждение, а
впереди очередной этап роста.
От имени редакции журналов «Логинфо» и
«Современный склад» поздравляю вас, дорогие
читатели, с Новым годом! Желаю: роста грузо
потоков, ускорения товародвижения, высокого
товарооборота и дальнейшего продвижения к
цивилизованному рынку.
Н. Титюхин
Стр.3