В. В.Жданов
А. Гурштейн и его критические работы
Источник: А. Гурштейн. Избранные статьи. М.: Советский писатель, 1959. С. 215 - 247.
Сканирование: А. А. Гурштейн. Распознавание: В. Есаулов, май 2009 г.
В фигурных скобках {} указаны номера страниц.
1
Большинству современных читателей имя А. Гурштейна мало известно. Между тем в 30-х годах
его статьи постоянно печатались в журналах и газетах, его работы выходили отдельными книжками. Это
был критик и литературовед, не боявшийся самых сложных тем, поднимавший животрепещущие
вопросы. Он писал о современной русской литературе, обращался, хотя и не часто, к ее прошлому. Его
интересовала также история еврейской литературы и театра. Особенно много он занимался литературной
теорией и эстетикой, вопросами социалистического реализма. Он настойчиво изучал наследие Ленина и
разрабатывал ленинскую методологию в литературоведении.
Все написанное А. Гурштейном отличается вдумчивостью суждений, точностью анализа, а
главное -- проникнуто боевым духом, стремлением отстоять молодую советскую литературу от
различных враждебных влияний. Это был принципиальный и честный, критик-марксист, занимавший
определенное место в литературной борьбе, и именно потому работы его по праву входят в историю
советской критики наряду с другими документами {3} той литературной эпохи. Разумеется, многое в них
отмечено печатью времени, иной раз связано с такими вопросами, которые потеряли свою актуальность
сегодня. Но даже и эти работы не лишены значения, поскольку они отражают те или иные этапы
развития нашей литературной мысли и несут на себе черты индивидуальности автора -- его живого,
острого ума, его отношения к литературе, его стиля.
* * *
Арон Гурштейн родился в 1895 году в городке Кролевец, Черниговской губернии. Его отец,
служащий транспортного общества, постоянно менял место жительства, и семья жила то в Никополе, то
в Каховке, то в Елисаветграде, то в Гродно, то в Проскурове. В 1913 году А. Гурштейн окончил
гимназию в Вильно, а в 1916 году поступил в Петроградский университет, на факультет восточных
языков. Октябрьская революция застала его на Украине, в Никополе. События задержали его здесь, я ему
пришлось поневоле отказаться от занятий в университете.
Как только советская власть утвердилась и в Никополе, А. Гурштейн с головой погрузился в
культурно-политическую и организационную работу. Революция внесла ясность в его мировоззрение, в
его отношение к действительности. Он выступает с лекциями и докладами, активно участвует в местных
газетах, работает в органах народного образования. В мае 1920 года он вступает добровольцем в
Красную Армию.
Освобожденный по причине сильной близорукости от строевой службы, он был направлен на
работу в штаб бригады, а затем в штаб Шестой армии. В это время он сотрудничает в армейской печати,
выпускает "Листки добровольца". В одном из них он писал:
"Мы, красноармейцы, рвем то, что связывает нас с прошлым, но мы рвем не все, мы любим попрежнему
нашу семью, наших сестер и невест, мы даже не забываем наши старые привычки и обычаи,
но наша судьба меняется, мы становимся кузнецами великого и удивительного дела -- счастья для всех.
Мы приобретаем счастье для себя и для других". {4}
Демобилизовавшись в июне 1921 года, А. Гурштейн, продолжал образование в Москве, поступив
на арабское отделение Института восточных языков. Одновременно он работал в Народном
комиссариате по делам национальностей и тогда же стал сотрудничать в журналах "Печать и
революция", "Жизнь национальностей", в "Крестьянской газете" и других московских изданиях.
Стр.1